Найти в Дзене
BFM.ru

Хороша ли будет школа без домашних заданий? Комментарий Георгия Бовта

Если средний посредственный уровень «преподов» умножить на сокращение «домашки», то результатом может оказаться ускорение процесса деградации образования, считает политолог

   Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС
Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС

Госдума уже в сентябре начнет разрабатывать предложения по изменению подходов к домашнему заданию в школах, сообщил спикер Думы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале. Ранее Володин заявил, что для школьников стоит отменить домашние задания. Он аргументировал это «чрезмерной нагрузкой» на школьников и тем, что из-за новых технологий домашние задания стали формальностью и превратились в «пустую трату времени». В начале лета министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что с нового учебного года в российских школах начнут действовать единые нормативы по объему домашнего задания. В телеграм-канале Бизнес ФМ за сохранение домашних заданий выступили 70% слушателей.

Если опросить самих школьников, то подавляющее большинство наверняка выступили бы за отмену «домашки». Но ее придумали не те, кто учится, а те, кто учит. Считается, что современный формат школьных домашних заданий придумал в начале XX века итальянский педагог Роберто Невислис. Его идея была в том, чтобы использовать дополнительные задания в качестве наказания для учеников с низкой успеваемостью. В качестве альтернативы телесных наказаний. Кстати, может, кому-то понравится теперь мысль немного открутить колесо истории назад и возобновить порки? Практика домашних заданий была, впрочем, быстро распространена на всех учеников. Главный смысл — закрепление материала. В примерно такой форме домашние задания существовали еще в Древнем Египте. Современные сторонники сохранения такого формата, помимо аргументов насчет закрепления материала, указывают еще и на развитие навыков тайм-менеджмента, а также исследовательских. Противники «домашки», в свою очередь, непременно укажут на увеличение стресса у детей, снижение физической активности и даже угрозы психических расстройств.

Что касается нормативов, о которых говорит министр Кравцов, то они уже существуют в виде рекомендаций Минпросвещения. По ним первоклассникам рекомендовано не тратить на домашнюю работу более часа в день. Второклассникам и третьеклассникам — полтора, четвероклассникам — два часа, а для старших классов высчитали лимит в 3,5.

Высчитать-то высчитали, но при этом не дали ответа на вопрос о том, как быть с тем, что все дети, как и люди вообще, разные. Есть усердные, а есть ленивые прокрастинаторы. По данным разных исследований, российские дети тратят на домашнее задание в среднем от двух до 4,5 часа в день в зависимости от класса и индивидуальных особенностей. Если определить законом, что «домашку» не положено делать больше часа в день, то не станут ли этим законом дети размахивать перед родителями, чтобы не приставали с проверкой, выполнено ли задание или нет. Или мы будем руководствоваться формулой, пропетой еще группой «Наутилус Помпилиус», — «мы мерилом работы считаем усталость»?

Избавление детей от непосильного умственного труда в школе и сопутствующих стрессов — это, конечно, нынче общемировой тренд. В рамках этого тренда в современной школе не должно быть слов «надо» или «должен», а должны быть слова «интересно» и «нравится — не нравится». Хотя у нас, конечно, про «должен» не забудут точно. По части воспитательной работы.

В американских государственных школах отводят на домашние задания еще меньше времени, чем предлагает наш Минпрос. В начальной школе это 20-60 минут, в средней — 45-90 минут, а в старшей до 2,5 часа. Но не оттого ли все чаще слышны причитания, что массовое образование плодит нынче дебилов, не знакомых даже с таблицей умножения? А вот те, кто потом будет руководить этими полуграмотными массами, — они-то кончают не государственные, а частные школы. И там подход совсем другой. Очень отдаленно напоминает нашу «продленку», когда ученики весь день проводят с преподавателями, учебный процесс не прерывается, а на домашние задания тратят гораздо больше времени. А если ты не стрессоустойчив, то тебе не место в будущей правящей и управленческой элите. Посему в дорогих школах ученики старших классов пашут, как «папы Карлы». И получают полноценную подготовку в университет, скажем, «Лиги плюща». В этом в том числе разница между массовым образованием и элитарным. Не говоря об уровне педагогов. А если средний посредственный уровень «преподов» умножить на сокращение «домашки», то результатом может оказаться ускорение процесса деградации образования. Что мало совместимо с модными нынче восторгами по поводу советской школы, где все-таки сначала думали о качестве, а лишь потом о затраченных самым слабым учеником на это усилиях как ориентире для всего класса.

А так, в принципе, из зарубежных практик можно много чего надергать облегчающего процесс обучения, но не гарантирующего результат на нашей почве. Скажем, в Норвегии каждый ученик составляет вместе с преподавателем, подчеркнем, индивидуальный план домашней и школьной работы на неделю. С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствуют оценки. А в старших классах там экзаменуют выборочно. После первого года в старшей школе экзамены сдают 10% учащихся, после второго — 25% и по окончании — 50%. По принципу случайной выборки. В финской школе вообще нет экзаменов. Даже по окончании в 16 лет тестов нет. И почему-то эта страна на высоких строчках в мировых рейтингах грамотности. Такая вот национальная особенность. Но мы-то уже должны были понять по многим другим общественным сферам, как прав был Салтыков-Щедрин, формулируя: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Ну и наоборот.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»