Найти в Дзене

«Зачем человеку заборы?» Вечный вопрос Михаила Ножкина, не теряющий актуальности

Когда намедни в очередной раз летал в Москву, не мог не обратить внимания на количество ограждений, сквозь которые простому смертному не пролезть. Через дворы вообще лучше не пробираться. Попадёшь в лабиринт — и не выпутаешься, придётся пилить назад и круги наматывать... Волей-неволей вспомнилась песенка Михаила Ножкина, который много десятилетий назад прозорливо отметил глубокий символизм ограждающих конструкций в общественном пространстве... В 1961 году молодой поэт и актёр Михаил Ножкин написал песню. Простая строчка «Зачем человеку заборы? Заборы мешают людям...» звучала как острое заявление, пусть и приправленное юмором. В песне автор с искренним недоумением всматривается в окружающую действительность и задаётся вопросом, который не теряет своей актуальности и сегодня: «Когда ж мы ломать их будем?» Творчество Ножкина раннего периода, к которому принадлежат и «Заборы», отличалось особой смелостью, граничащей с задиристостью. Именно эта энергия и выбор тем — часто сатирических — ока

Когда намедни в очередной раз летал в Москву, не мог не обратить внимания на количество ограждений, сквозь которые простому смертному не пролезть. Через дворы вообще лучше не пробираться. Попадёшь в лабиринт — и не выпутаешься, придётся пилить назад и круги наматывать...

Волей-неволей вспомнилась песенка Михаила Ножкина, который много десятилетий назад прозорливо отметил глубокий символизм ограждающих конструкций в общественном пространстве...

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

В 1961 году молодой поэт и актёр Михаил Ножкин написал песню. Простая строчка «Зачем человеку заборы? Заборы мешают людям...» звучала как острое заявление, пусть и приправленное юмором. В песне автор с искренним недоумением всматривается в окружающую действительность и задаётся вопросом, который не теряет своей актуальности и сегодня: «Когда ж мы ломать их будем?»

Творчество Ножкина раннего периода, к которому принадлежат и «Заборы», отличалось особой смелостью, граничащей с задиристостью. Именно эта энергия и выбор тем — часто сатирических — оказали влияние на формирование творческого почерка Владимира Высоцкого. От Ножкина Высоцкий во многом перенял и умение сочетать едкую сатиру с глубокими, пронзительными произведениями.

-2

Однако такая позиция не всегда находила понимание у начальства. «Протестные» песни Михаила Ножкина быстро вышли за пределы квартирных посиделок. Они зазвучали в эфире зарубежных радиостанций, вещающих на СССР, что автоматически вписало автора в список диссидентов.

Позже Ножкин вспоминал: «В 70-м году мне показали вырванную из журнала "Тайм" статью "Самые знаменитые диссиденты Советского Союза: Солженицын, Ножкин, Галич, Окуджава, Высоцкий". Но господа просчитались. С родным государством я не воевал никогда!»

И всё-таки «Заборы» — редкий пример честной критики в СССР 1960-х. В то время как официальное искусство часто критиковало в кино и на страницах газет и журналов «буржуазные пережитки», оно редко затрагивало свои внутренние, глубинные общественные проблемы.

Михаил Ножкин увидел в заборе не просто изгородь или защиту от ветра. Для него эта вездесущая конструкция стала воплощением взаимной розни и отчуждения. Барьером, с помощью которого люди отгораживались друг от друга, номенклатура — от простых работяг, спекулянты — от честных тружеников.

Мечта о стране без заборов была мечтой о преодолении этой прочной стены: порой невидимой, а порой — вполне осязаемой, в виде ограждения вокруг всего, что «нажито непосильным трудом».

Но в далёком 1961 году Михаил Ножкин не мог предположить, что ждёт нас впереди. Его призыв избавляться от заборов в наши дни звучит как горькая усмешка. Турникеты, рамки, домофоны, видеокамеры, железные двери, кодовые замки и нескончаемые ограждения в несколько слоёв встают на пути ежедневно.

Прогулка по дачному посёлку порой напоминает путешествие по тоннелю из глухих заборов... Думается, подобраться к лесу и горам сейчас значительно сложнее, чем в 1961 году.

Не меньше пугают и те заборы, которые выросли в нашем сознании. Социальные статусы, политические взгляды, жизненные позиции — всё это стало новым материалом для возведения непреодолимых барьеров. Глобальный доступ к общению, кажется, лишь способствует дальнейшему размежеванию, делению на группы и подгруппы с непримиримыми позициями.

Означает ли это, что вопрос, поставленный Михаилом Ножкиным, так и останется висеть в воздухе? Автор песни, быть может, и сам бы признал: заборы всё-таки нужны. От ветра, гулящей живности, любопытных взглядов... С ними комфортно. Но вопрос в количестве, назначении и отношении.

Тотальный снос заборов невозможен, но глухие монолиты на каждом шагу никак не способствуют взаимопониманию и единению. Михаил Ножкин напоминает: главные барьеры находятся не вокруг, а внутри нас, и ломать нужно в первую очередь их.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!