Найти в Дзене

Золотая Орда

Оглавление

Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус) — государство с многоэтничным населением в центральной Евразии, существовавшее в XIII–XV веках. 

Образование: в 1224 году Чингисхан выделил своему старшему сыну Джучи завоёванные земли в восточном Дешт-и-Кипчаке и Хорезме.

Образование и период нахождения в составе Монгольской империи

Монгольская империя была сформирована в 1206 году под руководством Чингиз-хана. В тот же год он выделил своему старшему сыну Джучи улус, первоначально включавший 9 тысяч семей. Спустя год улус расширился за счёт присоединения нескольких родов кыргызов и лесных племён Сибири, завоёванных Джучи во время похода.

Золотая орда на карте
Золотая орда на карте

Территория улуса оставалась ограниченной до начала общего западного наступления Монгольской империи. В 1225 году, после покорения Казахстана и Средней Азии, улус Джучи значительно увеличился. Теперь он охватывал всю территорию современного Казахстана, частично захватывая земли Туркменистана, Хорезма и Приаралья (современный Узбекистан). Восточная граница начиналась от города Каялык (недалеко от нынешнего Талдыкоргана), а крайняя западная точка доходила до Саксина (близ Астрахани).

Джучи был назначен правителем кипчаков, но в 1227 году он скончался. Его сыновья Бату и Орда Ичен стали соправителями: Бату получил западную часть улуса, а Орда — восточную.

Изначально Золотая Орда (орды Джучи) находилась в подчинении великого монгольского хана. Однако к 1260 году Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Уже при Берке-хане (1256–1266 гг.), брате Бату, Золотая Орда стала самостоятельным государством.

Расширение территории и перенос столицы (1230–1240-е годы)

Расширение территории и перенос столицы Золотой Орды

В 1230–1240-х годах сыновья Джучи — Орда-Эджен и Бату — в ходе Западного похода значительно расширили территорию улуса Джучи. В результате походов Батыя (1236–1240 годы) в состав Золотой Орды вошли области волжских болгар, половецкие степи (Дешт-и-Кипчак), Крым и Западная Сибирь. Кроме того, Болгария, Валахия, Сербия и некоторые районы Венгрии признали вассальную зависимость от Бату, которая сохранялась до рубежа XIII–XIV веков.

Получив более 4 млн км² территории, Бату перенес столицу в Нижнее Поволжье. Изначально он обосновался в городе Булгар, который стал стационарным центром западного крыла улуса. Однако спустя десятилетие Бату основал новый город — Сарай, ставший столицей Золотой Орды на многие десятилетия.

Административное деление и управление

По традициям кочевых государств территория Золотой Орды была разделена на две провинции-крыла: западное (Ак-Орда) и восточное (Кок-Орда), с границей по реке Яик (Урал). После расширения улуса Бату инициировал раздельное правление: западное крыло управлялось из Булгара, где поселился сам Бату в Поволжье, а ставка Орда-Эджена находилась в Восточном Казахстане, между горами Тарбагатая и верховьями Иртыша.

Обособление Золотой Орды (Улуса Джучи) от Монгольской империи

Процесс обособления Улуса Джучи, известного как Золотая Орда, от Монгольской империи начался при правлении хана Берке и достиг окончательного завершения при Менгу-Тимуре.

Правление Берке (1256/57–1266)

Берке проводил активную политику отделения государства от Монгольской империи. Он содействовал распространению ислама, организовывал строительство школ и мечетей, а также привлекал мусульманское духовенство ко двору. Под его правлением была учреждена православная епархия в столице Сарае аль-Махрусе в 1261 году. Берке начал чеканку монет с тамгой Джучидов, провел перепись населения, осуществил денежно-весовую реформу и упорядочил систему налогообложения. В покоренные страны он назначал наместников — баскаков.

В 1263–1264 годах благодаря усилиям Берке улус Джучи фактически обрел независимость. После поражения Ариг-буги в 1264 году, Берке начал печатать монеты с именем багдадского халифа, что демонстрировало его независимость от монгольского хана Хубилая.

Правление Менгу-Тимура (1266–1282)

Менгу-Тимур считается первым ханом полностью независимой Золотой Орды. В начале своего правления он вышел из повиновения Хубилаю, окончательно отделив государство. При нем появились монеты с титулом "хан высочайший" и тамгой рода Бату, что подтверждало независимость.

В 1269 году на курултае в долине реки Талас Менгу-Тимур вместе с другими ханами (Бораком и Хайду) признал друг друга суверенными правителями и заключил союз против Хубилая. Это событие официально закрепило Улус Джучи как самостоятельное государство.

Период расцвета Золотой Орды при Узбеке и Джанибеке

Годы правления ханов Узбека (1313–1341) и его сына Джанибека (1342–1357) отмечены значительным подъёмом государства, когда Золотая Орда достигла пика своего могущества.

Провозглашение ислама государственной религией

В начале 1320-х годов Узбек-хан сделал ислам официальной религией, угрожая физической расправой тем, кто не принимает новую веру. Мятежи среди эмиров, противящихся этому решению, были подавлены с большой жестокостью.

Развитие столицы и культуры

Узбек основал новую столицу — Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), которая стала центром ремесла, торговли и науки. Современники считали этот город одним из самых прекрасных и процветающих на Востоке.

Инфраструктура и торговля

Хан активно занимался развитием дорог и инфраструктуры, организуя специальных станций (ям), где путешественники могли сменить лошадей. Это делало торговые пути более удобными и безопасными. Торговля активно развивалась с Европой, Ближним Востоком, Индией и Китаем.

Отношения с Русью

В период расцвета Золотая Орда поддерживала мирные отношения с русскими княжествами, без крупных набегов. Узбек иногда вмешивался в дела Руси, но при Джанибеке ситуация полностью стабилизировалась, исключая необходимость военных кампаний.

Период упадка и внутренних раздоров («Великая замятня», с 1357 года)

С 1359 по 1380 год в Золотой Орде начался период упадка и внутренних конфликтов, известный в русских источниках как «Великая замятня».

Причинами кризиса стали:

  • Смерть хана Джанибека в 1357 году и убийство его сына Бердибека в 1359-м, что вызвало борьбу за власть среди многочисленных беков без родственных связей с родом Джучи.
  • Воспользовавшись отсутствием сильного верховного хана, многие мелкие улусы провозгласили свою независимость. За верховенство боролись до двух десятков претендентов — ханов, беклярбеков и эмиров, таких как Кульпа, Тенгиз-Буга, Салчен, Хусейн Суфи.
  • Мамай, не являясь чингизидом, создал в западной части Орды самостоятельный улус до правого берега Волги. Поскольку он не имел права носить титул хана, ограничился должностью беклярбека при марионеточных ханах из рода Батуидов.

В это время ханы Золотой Орды терпели поражения в войнах с соседними государствами:

  • В 1362 году было поражение от литовского князя Ольгерда в битве при Синих Водах.
  • В 1365 году — поражение от рязанского князя в Шишевском лесу.
  • В 1378 и 1380 годах — поражения от князя Дмитрия Донского на реке Воже и на Куликовом поле.
  • В 1395 году Орда потерпела поражение от Тамерлана.

Вследствие этих поражений и внутренних распрей Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств. С 1428 по 1465 год отделились Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское и Казахское ханства, а также Ногайская и Большая Орда.

Правление Тохтамыша

Хан Тохтамыш навёл временный порядок в Золотой Орде во время междоусобиц с 1359 по 1380 год. Среди его ключевых достижений — разгром непокорных ханов, возглавляемых Мамаем, проведение мирных переговоров с Генуей в Крыму и восстановление выплаты дани Москвой. Однако Золотая Орда была разгромлена Тамерланом в военном плане.

Распад Золотой Орды

К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств. Среди них выделялись:

  • Сибирское ханство (1420 год);
  • Узбекское ханство (1428 год);
  • Казанское ханство (1438 год);
  • Крымское ханство (1441 год);
  • Ногайская Орда (1440-е годы);
  • Астраханское ханство (1459 год);
  • Казахское ханство (1465 год).

Главным среди этих государств, вышедших из Улуса Джучи, считалась Большая Орда, которая стала преемником Золотой Орды. В 1480 году её хан Ахмат попытался восстановить власть над Иваном III, но в результате битвы под названием «Стояние на Угре» Московское княжество окончательно освободилось от ордынского ига.

К началу XVI века Большая Орда прекратила своё существование. Все территории бывшей Золотой Орды со временем вошли в состав России.

Государственное устройство и административное деление

Особенности государственного устройства и административного деления Золотой Орды

Государственное устройство Золотой Орды отличалось сложной и многоуровневой правовой системой. В числе источников права были Великая Яса и билики — изречения Чингисхана, которые регулировали отношения преимущественно среди знати и высших слоёв власти, но имели ограниченное применение в обществе.

Города Золотой Орды существенно отличались от европейских средневековых поселений как по планировке, так и по функциональному назначению. В них была чётко выражена иерархия: деловой центр, жилые кварталы ремесленников, торговые ряды и административные здания располагались в строгом порядке, отражая распространённую градостроительную систему.

Центральное место в городах занимали крупные усадьбы, зачастую окружённые стенами. В окрестностях крупных городских центров археологами были выявлены усадьбы площадью от 500 до 5000 кв. м, внутри которых располагались многокомнатный жилой дом, хозяйственные постройки и водоёмы (хаусы).

Включённые в состав Золотой Орды регионы, такие как Волжская Булгария и Хорезм, имели собственные школы мусульманского права, что способствовало разнообразию правового регулирования в империи.

Что касается летоисчисления, в Золотой Орде использовали одновременно две системы — мусульманскую и тюркскую, основанную на 12-летнем животном цикле, что отражало культурную многослойность государства.

Население Золотой Орды

Население Золотой Орды состояло из кочевых и оседлых групп. Кочевники преимущественно относились к тюркским племенам, среди которых выделялись кыпчаки, канглы, карлуки, найманы и другие. Их общественный строй характеризовался полупатриархальными и полуфеодальными отношениями. Каждый улус занимал определенную территорию, или юрт, где осуществлялись сезонные перемещения. Кочевники платили подати и выполняли различные повинности.

Оседлое население обитало в городах и других районах страны. Здесь проживали булгары, мордва, русские, греки, черкесы, хорезмийцы и представители иных народов. В этих местностях преимущественно применялось мусульманское право.

Уровень общественного и культурного развития различался: кочевники имели свои судебные традиции, а среди оседлых и земледельческих сообществ преобладали феодальные структуры.

Развитие городов в Золотой Орде (Улусе Джучи)

В период Золотой Орды города активно развивались, а торговля занимала центральное место в экономике государства. Это объясняется удобным географическим положением и унаследованными торговыми связями с соседними странами.

Золотоордынские правители восстанавливали разрушенные поселения и строили новые города в стратегически важных точках, прежде всего на торговых путях. Среди них выделялись:

  • Сарай-Бату (Сарай-Берке): Столица государства, основанная ханом Бату в низовьях Волги.
  • Сарай ал-Джадид (Новый Сарай): Город, заложенный ханом Узбеком в начале 1330-х годов, позже ставший столицей.

В этих городах процветали ремесленные мастерские, лавки и базары, превращавшие кварталы ремесленников в центры оживленной торговли.

Роль торговли

Золотая Орда служила ключевым звеном в транзитной караванной торговле между Европой и Китаем. Важные центры располагались в Крыму, например, Судак и Тана (Азак-Азов).

Купечество организовывалось в кооперации (тюркск. ортак), ориентированные на внешнюю и транзитную торговлю. По караванным дорогам строились караван-сараи для отдыха, хранения товаров и обеспечения безопасности.

Торговля велась не только с зарубежными партнерами, но и внутри государства. Например, Среднее Поволжье снабжало Нижнее Поволжье хлебом, медом, лесом, сельскохозяйственными товарами, ремесленной продукцией и пушниной.

Монетная система

С середины XIII до конца XV века в Золотой Орде широко использовалось биметаллическое монетное дело: чеканились серебряные и медные монеты. Медные монеты (пулы) предназначались для местного мелкого торга. В обращении также были серебряные слитки — сумы (сомы), выполнявшие роль денежно-весовой единицы.

Источники информации

Сведения о городах и торговле основаны на письменных источниках арабских, персидских и армянских авторов XIII–XV веков, а также на археологических находках, подтверждающих развитие внешней и внутренней торговли на территории Улуса Джучи.

Культура Золотой Орды

Культура Золотой Орды охватывала различные сферы, включая науку, литературу и искусство.

Наука

Золотая Орда достигла значительных успехов в астрономии, математике, юридической науке и других областях. После принятия ислама как государственной религии учреждались медресе — учебные заведения, где изучались богословие, математика, медицина и иные дисциплины. В Орде активно проводились астрономические наблюдения и развивались астрологические практики.

Литература

Золотоордынская литература сочетала раннетюркские традиции с письменной культурой арабо-персидского мусульманского Востока. Большинство литературных памятников Улуса Джучи создавались на тюркском языке, учёные часто использовали арабский, а поэты — фарси. Эти произведения отличались богатством идейного содержания и художественных форм, утончённой стилистикой речи, а также разнообразием поэтических и прозаических жанров.

Примеры золотоордынской литературы:

  • «Кысас ал-анбия» («Сказание о пророках») Бурхан ад-дина Рабгузи;
  • «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара;
  • «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай») Махмуда Булгари;
  • «Джумджума султан» («Царь-череп») Хисама Кятиба;
  • «Кисекбаш» («Отсечённая голова») неизвестного автора.

Искусство

В Золотой Орде процветало прикладное искусство, особенно в изготовлении кирпича и керамики с высокими техническими и художественными качествами. Отличались пышностью декора ювелирные изделия, украшения одежды, торевтика (сосуды, чаши, блюда, кубки), поливная и неполивная керамика (изразцы, посуда), резная кость (накладки на колчан, бытовые предметы) и оружие.

Для эпохи Золотой Орды характерно возникновение собственной архитектурной школы, наивысшим достижением которой стала мозаичная и майоликовая архитектура. Высокого уровня развития достигли ювелирное искусство, чёрная и цветная металлургия, гончарное и кожевенное производства, а также резьба по камню.

Правители Золотой Орды

  • Менгу-Тимур (1269–1282) — первый хан Золотой Орды, независимой от Монгольской империи.
  • Туда Менгу (1282–1287)
  • Тула Буга (1287–1291)
  • Тохта (1291–1312)
  • Узбек-хан (1313–1341)
  • Тинибек (1341–1342)
  • Джанибек (1342–1357)
  • Бердибек (1357–1359) — последний представитель рода Бату.
  • Кульпа (август 1359 — январь 1360) — самозванец, выдавал себя за сына Джанибека.
  • Науруз-хан (январь–июнь 1360) — самозванец, выдавал себя за сына Джанибека.
  • Хизр-хан (июнь 1360 — август 1361) — первый представитель рода Орда-Эджена.
  • Тимур-Ходжа-хан (август–сентябрь 1361)
  • Ордумелик (сентябрь–октябрь 1361) — первый представитель рода Тука-Тимура.
  • Арабшах (Кары-хан) (1377–1380)
  • Тохтамыш (1380–1395)
  • Тимур Кутлуг (1395–1399)
  • Шадибек (1399–1407)
  • Пулад-хан (1407–1411)
  • Тимур-хан (1411–1412)
  • Джалал ад-Дин-хан (1412–1413)
  • Керимберды (1413–1414)
  • Кепек (1414)
  • Чокре (1414–1416)
  • Джаббар-Берди (1416–1417)
  • Дервиш-хан (1417–1419)
  • Кадыр-Берди (1419)
  • Хаджи-Мухаммад (1419)
  • Улу Мухаммед (1419–1423; 1426–1427; 1428)
  • Барак-хан (1423–1426; 1427–1428)
  • Кичи-Мухаммед (1428; 1432–1459)

Некоторые беклярбеки Золотой Орды

  • Ногай, правнук Джучи (1256–1267; 1280–1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты (1299/1300–1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур (ок. 1309/1310–1321/1322)

Зависимые государства в структуре Золотой Орды

Золотая Орда (Улус Джучи) включала в состав ряд зависимых государств и регионов, расположенных на её периферии. Ниже приведены основные из них с краткими сведениями:

  • Русские княжества: После монгольских походов Батыя в 1237–1241 годах большинство русских земель вошло в состав Великой Монгольской империи. После её распада в 1260-х годах эти княжества стали частью Золотой Орды, сохраняя определённую автономию.
  • Грузия: Изначально Грузия оказалась под властью Золотой Орды, но вскоре перешла под контроль государства Хулагуидов (с центром в Иране). Против монголов неоднократно происходили восстания, которые были подавлены. В итоге Грузия разделилась на два независимых друг от друга государства: Грузинское царство и Имеретии, просуществовавшие до 1329 года.
  • Болгарское княжество: Сформировалось в XIII веке после распада Волжской Булгарии в результате монгольского нашествия. Оно входило в состав Золотой Орды как вассальное владение, занимая территорию Западного Закамья и, возможно, Предволжья. Столицей был город Болгар.
  • Балканские княжества: Сербское княжество с северной и средней частями Балканского полуострова находилось под контролем Золотой Орды с 1292 по 1297 год. Кроме того, Болгария, Валахия и некоторые области Венгрии признали вассальную зависимость от Золотой Орды, которая сохранялась до рубежа XIII–XIV веков.

Денежная система

В Золотой Орде (Улусе Джучи) была своя денежная система, главным элементом которой служили серебряные дирхемы. Помимо них, в обращении также находились денежные единицы — данг, пул и сум.

Влияние на Русское государство

После опустошительных походов Батыя в 1237–1241 годах большинство русских княжеств попало под контроль монголов. Вначале Русь оказалась частью Великой Монгольской империи, а после её распада в 1260-х годах вошла в состав Улуса Джучи, известного как Золотая Орда.

Таким образом, Золотая Орда повлияла на Русское государство, установив вассальную зависимость русских земель и интегрировав их в свою административную систему.

Религиозный аспект Золотой Орды

Золотая Орда представляла собой поликонфессиональное государство. Ислам преобладал среди населения бывшей Волжско-Камской Булгарии, Хорезма и некоторых кочевых племён восточного региона. Христианство было распространено в Алании и Крыму, а среди кочевников сохранялись языческие верования.

С ростом влияния ислама законодательство и судопроизводство Орды всё больше опирались на шариат. Вместе с тем устойчивыми оставались традиции тюрко-монгольского обычного права, известного как адат или тёрё.

Религиозные суды стали integral частью административно-бюрократического аппарата Орды, поскольку ислам предусматривает такие институты, делая отдельную судебную ветвь власти ненужной.

Религиозная политика правителей отличалась веротерпимостью, унаследованной от заветов Чингисхана. Духовенство различных конфессий, в том числе Русской Церкви, было освобождено от налоговых обязательств.

Взаимодействие Руси с Золотой Ордой и его последствия

Владычество Золотой Орды над русскими княжествами началось в 1240-х годах, после монголо-татарского нашествия хана Батыя, и закончилось в 1480 году, когда Иван III отказался платить дань хану Ахмату. Это взаимодействие оказало глубокое влияние на русскую историю, включая процессы распада Орды и формирования единого государства.

Социально-экономические последствия

Игнорируя ссылки, отметим упадок городов и значительную убыль населения, что привело к замедлению хозяйственного развития. Эти изменения ослабили экономику и замедлили восстановление после нашествия.

Политические последствия

Взаимодействие изменило расстановку сил среди русских княжеств, способствуя появлению новых политических центров, таких как Москва, Тверь и Нижний Новгород. Князья, объединявшие земли в XIV–XVI веках, взяли за образец сильную деспотическую власть ордынского хана. После распада Золотой Орды русские правители продолжали платить дань, например, "поминки" Крымскому ханству, вплоть до конца XVII века. В итоге самодержавная власть в едином Русском государстве унаследовала многие черты ордынского правления.

Культурные и религиозные последствия

До начала XIV века прекратилось каменное строительство, а ремесла пришли в упадок. Церковная сфера также изменилась: центр митрополии переместился в Москву из Киева, а в 1448 году произошла автокефалия русской церкви, укрепившая ее независимость. Эти сдвиги отразились на культурном и религиозном развитии региона.