Найти в Дзене
НТВ

Сыновья погибших на подлодке «Курск» моряков продолжают флотские династии

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]

Сегодня в 11 часов 28 минут на всех российских флотах была объявлена минута молчания — моряки почтили память экипажа атомной субмарины «Курск», которая затонула ровно 25 лет назад. Траурные мероприятия прошли в нескольких регионах, где похоронены погибшие подводники. Трагедия произошла в Баренцевом море, во время учений. Прогремели два взрыва, связь с лодкой пропала, но вся страна до последнего надеялась, что подводников удастся спасти. Позже стало известно, что в отчаянной ситуации все они вели себя, как герои. Расследование установило, что причиной катастрофы стала утечка перекиси водорода из-за микротрещин в торпеде.

Имена моряков с атомной подлодки «Курск» звучат в молебне. В Морском соборе собрались родственники погибших и сослуживцы, вместе с ними уже не только дети, но и внуки членов экипажа. 25 лет прошло с момента гибели подлодки в Баренцевом море. Тогда горе этих людей разделила вся страна.

Удостоверение мичмана Якова Самоварова, начальника секретной части крейсера, найдено в его нагрудном кармане. Подобные пронзительные напоминания о трагедии и мужестве подводников собраны сразу в нескольких музеях. Имена моряков носят сразу несколько школ в России.

Памятный музей создан в школе, которая названа в честь старшего помощника командира атомной подводной лодки Сергея Дудко. Воссоздана его каюта, рабочее место капитана II ранга во втором отсеке, где и находился командный пункт, а на стене застыли корабельные часы, которые показывают одно время — время, когда произошел взрыв.

   Минута молчания и корабельные гудки: в РФ вспоминают гибель подлодки «Курск»
Минута молчания и корабельные гудки: в РФ вспоминают гибель подлодки «Курск»

Согласно официальной версии, во время учений в Баренцевом море на подлодке «Курск» взорвалась одна из торпед, из-за дефекта — протечки в окислительном баке, а после начавшегося пожара в момент, когда лодка легла на грунт, сдетонировало и несколько других разом.

Игорь Курдин, капитан I ранга ВМФ России, председатель клуба моряков-подводников: «Этот взрыв подобно поршню сдавил несколько переборок, сминая все — людей, оборудование — вплоть до шестого отсека».

Сразу погибли 95 моряков, 23 подводника выжили при взрыве и оказались в 9-м отсеке, где находился аварийный выход. Во главе с капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым члены экипажа будут бороться за жизнь, использовать установки для выработки кислорода, напишут и записки родным: «Будем пытаться выйти, всем привет, отчаиваться не надо». Когда спустя несколько дней спасатели в итоге открыли люк отсека, он оказался уже полностью затоплен.

Игорь Курдин: «Когда месяцами не платили зарплату, когда вся страна увидела, в каких нечеловеческих условиях они живут, эти люди были настоящими патриотами. Нельзя бросить атомную подводную лодку. Это их мужество, их заслуга. А мужество Колесникова и его товарищей проявился, когда они боролись, они готовились к выходу, они ждали, когда придет помощь. К сожалению, не дождались».

Цветы к могиле несут вдова и внучка Николая Белозорова — еще одного офицера с подлодки «Курск». По рассказам родных внучка знает, что дедушка любил море и свое дело. Его сын в итоге тоже оказался на флоте, только на гражданском. С морем свои жизни связали сразу несколько сыновей погибших на «Курске» подводников, потому что перед глазами были сильные примеры отцов.

Ирина Белозорова, жена капитана III ранга Николая Белозорова: «У них были судьбы, муж одной жены, женились на первой любви, как под копирку, любили Родину, не роптали, служили».

Продолжил династию и Глеб, сын командира, героя России Геннадия Лячина. Их последний совместный снимок сделан на мостике крейсера на фоне Баренцева моря. Глеб окончил то же училище, что и отец. И именно Глеб был первым, кто ступил на борт уже поднятого со дна «Курска». Специальная операция по подъему стала делом чести.

   Гибель атомной подводной лодки «Курск»
Гибель атомной подводной лодки «Курск»

Суда, где бы назвали виновных в катастрофе, в итоге не было, но из этого черного дня для российского флота постарались сделать ряд выводов. Например, появились новые методики по спасению экипажей, в состав флота были введены новые спасательные суда, в том числе глубоководные аппараты, чтобы оказывать помощь экипажам затонувших подводных лодок. Таких аппаратов очень не хватало в момент катастрофы в Баренцевом море.

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]