С понедельника, 11 августа, КХЛ серьезно штормит в инфопространстве: «Салават Юлаев» в одностороннем порядке расторг контракт с лучшим бомбардиром прошлой регулярки Джошуа Ливо. Канадец стал главной звездой уфимского клуба, а заодно побил снайперский рекорд Сергея Мозякина – и теперь остался без команды. Metaratings.ru рассказывает подробности этой истории и почему уфимцы пошли на такой шаг.
Ливо был самым высокооплачиваемым игроком КХЛ
Уход Ливо из «Салавата» обсуждался все межсезонье. Клуб оказался в очень сложной финансовой ситуации и прямо сейчас переходит в режим жесткой экономии. А Ливо с большим отрывом был самым высокооплачиваемым хоккеистом лиги. По данным «СЭ», он получал 110 млн рублей в год. И это без бонусов, которые могут достигать десятки миллионов.
Первые новости об уходе Ливо появились еще весной. В мае «БИЗНЕС Online» сообщил, что контракт игрока с клубов будет расторгнут, а на это решение повлияла не только финансовая ситуация, но и провальная игра канадца в плей-офф. Хоть «Салават» и добрался до финала Востока, в Кубке Гагарина-2025 Ливо будто испарился. Плюс, как писал «СЭ», канадец поссорился с легендой Уфы Григорием Паниным.
Подготовка к уходу Ливо из «Салавата» началась и в других клубах. Так, «СЭ» в начале августа сообщил, что в нападающем заинтересован «Трактор». Челябинск даже начал разгружать платежку, отправив в список отказов чеха Остапа Сафина. Благодаря этому у финалиста Кубка Гагарина появилось 109 млн рублей под потолком зарплат.
Однако просто так заполучить Ливо никак бы не получилось. По словам агента игрока Ивана Ботева, в контракте, который закончился бы только через два года, действовал пункт о запрете на обмены. Так что простое отчисление слишком сильно бы наложилось на финансовую нагрузку «Салавата». Однако, как заметил Ботев, его сторона согласилась бы на такой ход.
«Мы, грубо говоря, не против рассуждать о вариантах. Но тогда, согласно регламенту, нам с 1 августа должны выплатить 55% контракта за этот год и ещё 25% за следующий», – сказал Ботев. При зарплате в 110 млн, это примерно 88 млн рублей. Но реальный оклад может отличаться по сезонам.
КХЛ пока не аннулировал контракт Ливо
В итоге «Салават» решил пойти на экстремальный шаг. Из-за проблем с получением визы Ливо не смог вовремя приехать на тренировочные сборы. Регламент КХЛ в таком случае позволяет клубам сокращать хоккеистов, чем и воспользовались в Уфе. Причем без выплаты положенной компенсации. Вполне нормальная практика для всех лиг мира.
То есть, юридически к «Салавату» никак не подкопаться. Они воспользовались своим правом. Однако Ботев утверждает, что клуб заранее знал о проблемах Ливо с получением российской визы, а решение уфимцев стало большой неожиданностью. Более того, на первых тренировках в начале августа главный тренер «СЮ» Виктор Козлов заявлял, что ждет канадца!
«Ливо пока нет, он получает визу. Он прилетит, как только сделает документы», – приводит слова Козлова «БИЗНЕС Online». Тренер добавлял, что знает о слухах про уход Джошуа, но доверяет руководству. Этот факт еще сильнее запутывает историю.
Сам Ботев прямо сказал, что между клубом и игроком была договоренность о задержке с приездом. Поэтому агент будет добиваться положенных отчислений за расторжение контракта. Еще Ботев рассказал про интерес к Ливо со стороны других клубов. Например, сообщается, что Джошуа может переехать в Санкт-Петербург – но не в СКА, а в обновленный «Шанхай»!
Ключевой момент всей саги – каким же образом в итоге будет оформлено расторжение контракта. Лига пока официально не аннулировала соглашение в ЦИБ КХЛ. Представителям чемпионата нужно детально изучить все детали. Допустим, что агент и хоккеист предоставят записи, по которым видно, что «Салават» разрешил Ливо опоздать на сборы. Тогда дело принимает совсем иной оборот.
И все-таки, даже если юридически «Салават» все сделал правильно, это сильно портит не только репутацию не только клуба, но и лиги. Об этом, например, рассказал бывший главный тренер сборной России Владимир Плющев. И прямо добавил, что если бы в КХЛ существовал независимый профсоюз, такая ситуация была бы просто невозможна.
«В любом случае, всю правду об этой истории знают только два-три человека – хоккеист, руководитель, может быть, агент. По факту мы видим, что Уфа лихо пролетела на «красный свет». Опасная ситуация».
Все этого могло бы не произойти не только будь в КХЛ профсоюз, но и не возники у «Салавата» нужда в жесткой экономии. И это не обычный эпитет – в новый сезон клуб, который еще 10-15 лет назад был в полном финансовом здравии, заходит с одной из самых низких платежек.
Откуда у «Салавата» долги?
По оценке «БИЗНЕС Online», расторжение контракта с Ливо позволит клубу сэкономить 27,5 млн рублей «живых» денег, а из платежки вычеркнет все 110 миллионов (при любом ином соглашении под платежку попали бы эти 27,5 млн). Итого на данный момент зарплатная ведомость в «Салавате» составляет 484 млн. Для сравнения, минимальный порог в лиге в следующем сезоне составит 475 млн рублей.
Нынешняя политика клуба как раз построена на срубании всех «хвостов». Об этом еще на итоговой пресс-конференции заявлял гендиректор «Салавата Юлаева» Ринат Баширов. Его слова можно интерпретировать как тотальную экономию в течение 1-2 сезонов, чтобы выправить ситуацию.
«Это будет год переходный, когда мы найдем баланс между погашением долгов и бюджетом на следующий год», – сказал Баширов. В первые месяцы межсезонья «Салават» расстался с Михаилом Науменковым, Скоттом Уилсоном и Нэйтаном Тоддом. И вот пришла очередь Ливо. Суммарно вся четверка получала 300 млн рублей в год.
Как указывает «БИЗНЕС Online» в своем исследовании, в последние годы «Салават» просто жил не по средствам. Из-за этого у клуба накопились серьезные долги. Все началось в 2016-м, когда произошло слияние «Роснефти» и «Башнефти» – спонсора уфимцев. С тех пор решения о бюджете, по словам источника, «принимались не в Уфе, а в Москве».
В 2020-м выплаты от «Башнефти» сократились на миллиард рублей. Ко всему прочему, из бюджета Башкортостана просто перестали выделять безвозмездные вливания. Теперь только через кредиты. Дошло до того, что финалист Востока-2025 начал закладывать даже свои автомобили.
На фоне всех этих событий КХЛ даже выписала «Салавату» трансферный бан в 2023 году, а в клубе задерживались зарплаты. Осенью 2024-го Баширов говорил, что кредиторская задолженность клуба составила 1,2 млрд рублей. На эти деньги можно более-менее содержать команду целый сезон. Тогда же снова начались задержки по зарплате, причем дошло до того, что легионеры просто отказывались выходить на лед. Только после разговора с Козловом они поменяли свое решение.
Параллельно в течение нескольких лет клубу регулярно «прилетали» судебные иски. Например, в конце июля застройщик «Садовое кольцо Уфа» подал иск о взыскании задолженности по договору займа на 109,3 миллионов рублей. А в начале августа суд обязал клуб выплатить 163 млн рублей долга компании «Иремель-Инвест» («дочка» благотворительного фонда «Урал»). Сам фонд требует от клуба вернуть деньги, о которых договорились во время мирного урегулирования в июле.
Как на этом фоне «Салавату» удалось так далеко пройти в плей-офф? Это магия Козлова. Нельзя сказать, что клуб ждут темные времена, но нужно время, чтобы расправиться со всеми проблемами. На этом фоне расторжение Ливо выглядит логичным шагом. Однако медийный эффект крайне негативный. И этот кейс в очередной раз показывает, что российскому спорту надо жить по своим возможностям, а также увеличивать собственные доходы. Для лиги очень важен сильный «Салават Юлаев», но огромные долги того не стоят.
Ротенберг вошел в Совет директоров «Динамо»: самая яркая фигура нашего хоккея остается в КХЛ