Актриса, чей масштаб личности всегда был больше любой роли. В честь 80-летия великой Екатерины Сергеевны вспоминаем пять её незабываемых образов, где за каждой строчкой текста чувствуется бездна, а за каждым жестом — прожитая жизнь. Это больше чем игра — это магия чистого таланта.
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
(1978)
Первая дама Короля (Евгений Леонов), язвительная Эмилия (Васильева), сталкивается с главным потрясением в своей жизни. В хозяине уединенного трактира, Эмиле (Юрий Соломин), она с ужасом и восторгом узнает своего законного мужа, которого много лет считала погибшим героем. Их встреча — это буря!
Васильева здесь — истинная королева гротеска. Её Эмилия — не просто карикатурная придворная дама, а вулкан страстей, подавленных этикетом. Каждый её жест, каждая ядовитая реплика — это маленький спектакль. Марк Захаров даёт ей блистать, превращая дуэт с Андреем Мироновым в феерическую словесную дуэль. Это эталонный пример того, как актриса одной лишь интонацией способна показать и трагедию женщины, считавшей себя вдовой, и её несокрушимую волю к любви. Фильм для тех, кто ценит, когда второй план становится главным событием на экране.
ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
(2000)
Софья Ивановна (Васильева) — прикованная к креслу пожилая мать, которая десять лет не выходила из дома. Она тиранит свою одинокую дочь Татьяну (Ирина Купченко), мечтая лишь об одном — уйти, убедившись, что та не останется одна. И чудо случается под Новый год.
Васильева играет здесь на грани — её Софья Ивановна одновременно и деспотичный манипулятор, и безмерно любящая мать. Она — центр этой камерной пьесы, её капризы и откровения двигают сюжет. Удивительно, как актриса, будучи статичной физически, заполняет собой всё пространство. Её энергетика бьёт через экран, заставляя зрителя то ненавидеть её героиню, то сочувствовать ей до слёз. Эта роль — бенефис зрелой актрисы, гимн материнской любви в её самой причудливой и жертвенной форме. Для тех, кто любит умные и трогательные новогодние сказки для взрослых.
ЧАРОДЕИ
(1982)
Директриса НУИНУ Шемаханская (Васильева) безответно влюблена в коллегу Киврина (Валерий Золотухин). Её коварный заместитель Сатанеев (Валентин Гафт), сам неровно дышащий к юной сотруднице (Александра Яковлева) и желая сместить Киврина, разжигает в начальнице ревность к Алёне, которую тот опекает как ученицу.
Шемаханская в исполнении Васильевой — это трагикомический образ всесильной женщины, ставшей беспомощной из-за любви. Вся её магия и властность пасуют перед простым человеческим чувством. Она не столько злодейка, сколько жертва — и своей страсти, и козней Сатанеева. Васильева гениально показывает эту двойственность: царственная осанка и сталь в голосе сочетаются с тоской и отчаянием во взгляде. Именно этот внутренний конфликт, а не сказочное коварство, делает её образ живым и понятным.
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА
(1974)
Мадам Анаис Бопертюи (Васильева), ревнивая жена, чей зонтик случайно оказывается в руках повесы Фадинара (Андрей Миронов), становится катализатором всей кутерьмы. Её появление в доме жениха в поисках компрометирующей шляпки рушит все планы и запускает цепь абсурдных событий.
В этом водевиле Леонида Квинихидзе Васильева — чистое пламя, фурия, стихийное бедствие. Она не играет — она проживает каждую секунду в кадре с максимальной отдачей, превращая эпизодическую роль в один из самых ярких моментов фильма. Её дуэт с Михаилом Козаковым (виконт де Розальба) — это эталон эксцентричной комедии. Васильева здесь доказывает, что для большого таланта не существует маленьких ролей. Она ураганом проносится по экрану, оставляя зрителя в полном восторге. Для тех, кто ценит актёрский кураж и искусство делать из ничего шедевр.
БУМБАРАШ
(1972)
Дезертир Бумбараш (Валерий Золотухин) возвращается в родное село, где власть меняется каждый день. Его бывшая возлюбленная Варвара (Наталья Дмитриева) вышла замуж за местного атамана (Юрий Смирнов), а сам он никому не нужен. В этой мясорубке Гражданской войны он пытается просто выжить и понять, кто здесь прав.
Роль атаманши Софьи у Васильевой здесь не главная, но ключевая. Она — воплощение самой стихии Гражданской войны: дикая, необузданная, живущая по своим законам. Её Софья — это и баба-воин, и несчастная женщина, пытающаяся удержать свою ускользающую власть и любовь. Васильева играет её с пугающей достоверностью, без грамма фальши. В её глазах — и жестокость, и отчаяние. Это не роль, а натянутый нерв, образ страшного времени, перемоловшего миллионы судеб. Фильм для тех, кто ищет в кино не только сюжет, но и правду о трагедии народа.
Екатерина Васильева — актриса, которая никогда не боялась быть «неудобной», гротескной, даже отталкивающей. А какие её роли, возможно, менее известные, вы считаете вершиной актёрского мастерства? Давайте вместе обсудим их в комментариях.