Введение
По моим наблюдениям, в большинстве компаний мозговые штурмы с управленческими работниками проводятся крайне редко или не проводятся вообще, так как у руководителей и сотрудников нет понимая цели и пользы данного мероприятия. В лучшем случае они считают, что мозговой штурм нужен только маркетологам и рекламщикам или компаниям, в которых создают новые продукты или занимаются продвижением.
А между тем проведение мозгового штурма – это наиполезнейшее мероприятие, которое позволяет любой компании решать широкий спектр задач и проблем, причем без каких-либо финансовых затрат и больших усилий.
Так что же такое мозговой штурм, для чего он нужен, в чем его польза, из чего он состоит и на чем базируется?! Об этом я расскажу в сегодняшней статье.
Понятие метода
Мозговой штурм или Brainstorm - это метод (техника) генерации идей, который применяется для выявления проблемы или решения какого-либо вопроса.
Цель применения мозгового штурма – это собрать как можно больше идей, а затем выбрать из них лучшие, которые реально применить в работе и получить желаемый результат.
Главное преимущество этого метода – высокая эффективность благодаря сосредоточению большого количества разных взглядов на решение задачи в одном месте и в одно время.
Интересной "фишкой" мозгового штурма является то, что в его концепции заложена возможность озвучивания любых вариантов идей, в том числе самых нестандартных, глупых, смешных, фантастических и невероятных.
💡На российском телевидении по субботам выходит интеллектуальная передача «Пятеро на одного» - она основана на методе мозгового штурма. Рекомендую посмотреть!
Применение метода
Важно понять, что мозговой штурм рекомендуется применять не только креативным группам сотрудников, но и всем управленческим работникам.
Данный метод помогает не только разработать или выбрать что-то новое (идея, название, концепция и т.п.), но и найти решение для любой управленческой проблемы.
Приведу примеры задач, которые позволяет решить мозговой штурм:
📍разработать и выбрать лучшие идеи для рекламной компании;
📍придумать подходящее название или концепцию для нового продукта;
📍определить новые каналы поиска клиентов;
📍придумать новые способы увеличения траффика посетителей;
📍предложить новые направления деятельности компании;
📍разработать эффективные меры по снижению дебиторской задолженности;
📍укрепить договор аренды или договор об оказании возмездных услуг новыми пунктами;
📍сформировать антикризисные меры по спасению компании;
📍выбрать новый офис, удобный как клиентам, так и сотрудникам.
⚠️ Есть задача или проблема - соберитесь "узким кругом" (отделом или руководительским составом) - предлагайте идеи и обсуждайте решения. Если даже результат не будет сразу достигнут, то вы запустите механизм решения проблемы.
Этапы метода
Техника мозгового штурма на практике предполагает 3 основных этапа:
✅ Предварительный этап – постановка задачи / проблемы.
На данном этапе формулируют задачу, отбирают участников, выбирают модератора.
✅ Основной этап – генерация идей.
На данном этапе генерируют максимальное количество вариантов решения задачи. Идеи и решения лучше фиксировать (маркером или стикерами) на специальной доске.
✅ Экспертный этап – группировка, отбор и оценка идей.
На данном этапе весь массив идей классифицируют, анализируют и оценивают. Экспертный этап определяет наиболее ценные идеи и дает окончательный результат мозгового штурма.
Базовые правила метода
Для того, чтобы мозговой штурм принес нужный результат, необходимо соблюсти базовые правила метода, который в свое время разработал Алекс Осборн:
📌 Количество важнее качества.
Большое количество идей в итоге породит качество, так как идеи уточняются, объединяются и развиваются.
📌 Критике – нет.
Каждый член команды может озвучивать любую идею. Все комментарии о качестве, разумности или целесообразности идеи допустимы только после завершения мозгового штурма.
📌 Невероятным идеям - да.
Во время мозгового штурма нужно поощрять участников мыслить нестандартно и высказывать любые идеи, даже если на первый взгляд они покажутся странными и фантастическими.
📌 Идеи модернизируются.
Для успешности мозгового штурма, необходимо «докручивать» идеи: объединять, уточнять и улучшать. Так из нескольких разных, на первый взгляд, мыслей, можно получить идею, которая будет работать.
Релевантный опыт
Приведу 2 примера применения метода мозгового штурма в своей прошлой работе.
✳️ Пример №1.
С мозговым штурмом я впервые и очень близко познакомился в отделе маркетинга компании Nefis Cosmetics (Казань). Мы практически всем составом (руководитель отдела, бренд-менеджеры) регулярно собирались в переговорной комнате (нужна была смена обстановки) и придумывали названия или идеи для новой продукции.
Например, мне запомнилось как на данном мероприятии я предложил название серии для стирального порошка AOS - Снежная Вершина, а потом продукт с этим названием продавался в известных торговых сетях страны.
✳️Пример №2.
В торговом центре "Мебельград" (Казань), в котором я работал и в котором мозговой штурм часто практиковался, надолго прижилась фраза «на уровне бреда». Она достаточно незаметно перешла из мозгового штурма в рабочие процессы - сотрудники компании часто говорили своему руководителю или коллегам: «У меня есть одно предложение, на уровне бреда …». Очень часто после данной фразы разрабатывалась и внедрялась новая рекламная акция, услуга для клиентов или система работы. Сотрудники компании не боялись высказывать свое мнение - их не только выслушивали, а идеи принимали - они могли на практике видеть реализацию своих идей.
Например, мне запомнилось как я предложил (а потом и сам же внедрил - "инициатива наказуема" 😀) ноу-хау услугу для посетителей торгового центра - "персональный менеджер" - сотрудник администрации, который помогал клиентам выбрать мебель исходя из их потребностей и возможностей. Данная услуга сразу стала востребованной, так как существенно экономила клиентам время, затрачиваемое на поиск и выбор нужного товара.
Заключение
В настоящей статье мы рассмотрели понятие и применение, этапы и базовые правила метода мозгового штурма, а также релевантный опыт автора.
Мозговой штурм - это техника генерации идей, которая применяется для поиска или выбора идеи, выявления или решения проблемы.
Цель применения мозгового штурма - собрать как можно больше идей, а затем выбрать из них лучшие, которые реально применить в работе и получить желаемый результат.
Метод мозгового штурма состоит из 3 основных этапов: постановка задачи, генерация идей, отбор и выбор идей.
К базовым правилам мозгового штурма относятся: "количество важнее качества", "критике - нет", "невероятным идеям - да", "идеи модернизируются".
Метод мозгового штурма рекомендуется применять не только сотрудникам "креативной сферы", но и всем управленческим работникам.
Друзья, если вам понравилась моя статья или она оказалась полезной, то вы можете поддержать автора канала донатом (добровольным финансовым пожертвованием) на любую сумму 💰 Поддержать автора можно здесь.
Рекомендую подборки статей:
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#мозговойштурм#brainstorm
#метод#техника#инструмент
#продукт#товар#услуга
#поиск#идея#генерация
#разработка#креатив
#проблема#задача#решение
#система#работа#деятельность
#модернизация#адаптация
#улучшение#актуальность
#эффективность#продуктивность
#совещание#встреча#планерка
#отдел#подразделение#сотрудник
#работник#руководитель
#команда#коллектив#группа
#предприятие#организация
#управление#компания
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин#казань
#azatkhabibullin#kazan#8