Найти в Дзене

Аркадий Пластов: художник русской души

"Пластов вошел в нашу жизнь сразу и навсегда. В его предвоенных картинах «Купание коней», «Колхозное стадо» мы не только увидели большого художника, но почувствовали в нем нечто родное и близкое", — вспоминали братья Ткачевы о своей первой встрече с А.А. Пластовым. Наверное, следовало бы сначала обратиться к этому художнику, чье творчество оказало огромное влияние не только на братьев Ткачевых, но и на целое поколение советских художников. Однако если говорить об истоках, тогда нужно было бы начинать с безвестных русских иконописцев, с Феофана Грека, Андрея Рублева, Симона Ушакова. Хотя иконопись — очень важная для меня тема, она занимает особое место. Я не буду придерживаться строгих временных и исторических рамок. Мне хочется написать о творчестве художников, музыкантов, писателей и их произведениях, которые повлияли на меня, а порой и потрясли. Картина «Купание коней» — та самая работа, по которой я узнала и запомнила имя автора. Не помню, где увидела ее впервые — была еще совсем ю
"Пластов вошел в нашу жизнь сразу и навсегда. В его предвоенных картинах «Купание коней», «Колхозное стадо» мы не только увидели большого художника, но почувствовали в нем нечто родное и близкое", — вспоминали братья Ткачевы о своей первой встрече с А.А. Пластовым.

Наверное, следовало бы сначала обратиться к этому художнику, чье творчество оказало огромное влияние не только на братьев Ткачевых, но и на целое поколение советских художников. Однако если говорить об истоках, тогда нужно было бы начинать с безвестных русских иконописцев, с Феофана Грека, Андрея Рублева, Симона Ушакова. Хотя иконопись — очень важная для меня тема, она занимает особое место. Я не буду придерживаться строгих временных и исторических рамок. Мне хочется написать о творчестве художников, музыкантов, писателей и их произведениях, которые повлияли на меня, а порой и потрясли.

А.А. Пластов "Купание коней" 1938 г.
А.А. Пластов "Купание коней" 1938 г.

Картина «Купание коней» — та самая работа, по которой я узнала и запомнила имя автора. Не помню, где увидела ее впервые — была еще совсем юной, но то, что видела оригинал, а не репродукцию в журнале, это точно. Картина находится в Государственном Русском музее. Видимо, ее привозили на выставку в Москву. Она меня поразила: смешение тел — коней и людей, яркие краски, блеск воды. Размер холста — 200×300 см, не маленький, но он показался мне огромным. Даже сейчас, глядя на репродукции, я испытываю те же эмоции. В работе чувствуется имперская мощь (характерная для искусства того времени) и одновременно древнерусская, богатырская удаль.

Картина написана в 1938 году — непростое время для Советского государства. Более того, это заказная работа, приуроченная к выставке «XX лет РККА». Но полотно проникнуто невероятным оптимизмом и жизненной радостью. Фигуры людей и коней изображены против света, четко выделяясь на фоне сверкающей воды. Картина необыкновенно красочна: яркий колорит, сложная динамичная композиция. Позже я увидела и другие работы Пластова — на выставках, в журналах и учебниках.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) — выдающийся советский живописец, народный художник СССР (1962), родился в селе Прислониха (Ульяновская область) в многодетной семье потомственных иконописцев. Его дед и прадед были известными мастерами иконописи. Род Пластовых — старинный русский род, с конца XVIII — начала XIX века в нем сложилась династия иконописцев. Семья была патриархальной, свято соблюдавшей древнерусские традиции.

С 1908 года будущий художник учился в Симбирской духовной семинарии. С четвертого курса, получив благословение ректора "послужить народу художником" (поскольку не чувствовал призвания быть священником), Аркадий уехал в Москву. Там он занимался рисованием у Д.И. Архангельского и в мастерской И.И. Машкова. В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, а в 1914 — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А.М. Корин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак.

В 1917 году Пластов вернулся на родину в Прислониху, где начал серьезно заниматься живописью. Художник лишь изредка приезжал в Москву, большую часть жизни проведя среди русской природы и простых деревенских жителей, ставших героями его картин. Пластов любил своих героев, жил их жизнью, разделяя их радости и горести. Именно о них, об их жизни — все его произведения.

Великая Отечественная война оказала огромное влияние на творчество художника, внеся в него драматический конфликт. Пластов был склонен к повествовательным, созерцательным сюжетам, любовался окружающим миром и людьми — это было основой его искусства. Но война изменила его видение.

А. А. Пластов "Фашист пролетел"
А. А. Пластов "Фашист пролетел"

В 1942 году Пластов создает картину «Фашист пролетел». Работа, написанная под впечатлением пережитого, камерна по форме, но обладает мощным символическим звучанием. Символична в ней русская природа с золотисто-охристой листвой берез, порыжевшей травой, бескрайними полями — и на этом фоне смерть маленького пастушка и части стада выглядит особенно трагично. Пуля попала мальчику в голову, на траве — кровь. На втором плане — три убитые коровы, а уцелевшие животные в недоумении смотрят на своего пастушка. Только маленькая собачка, композиционный центр картины, почуяла беду и воет. В сером осеннем небе едва виден силуэт фашистского самолета.

В 1943 году картина была привезена на Тегеранскую конференцию. По свидетельствам, это трагическое полотно, висевшее в зале заседаний глав государств, могло повлиять на решение об открытии второго фронта. Как и многие другие работы Пластова, эта картина была воспроизведена в учебниках. Качество печати было неважным, размер — небольшим, но даже в таком виде она вызывала у меня сильные чувства. В годы войны Пластов создал также картины «Немцы идут» (1941), «Партизаны» (1943) и другие.

А. А. Пластов "Сенокос"
А. А. Пластов "Сенокос"

Еще одна любимая мной работа Пластова — «Сенокос» (1945). Написанная на родине художника в первый послевоенный год, она воплотила надежды на мирную жизнь — и самого художника, и всего советского народа. Сюжет картины прост — обычный эпизод крестьянского календаря. Но как она символична! Радость мирного труда на родной земле.

На опушке березового леса ранним утром работают четверо косарей: старик, крепкий мужчина, женщина и юноша. Ритмичные взмахи кос, сосредоточенные лица создают напряжение, которое растворяется в окружающей природе. Картина блистает яркостью красок: зритель ощущает щедрость русского лета, прозрачность воздуха, солнечный свет на лицах и одежде косцов, на стволах берез. На переднем плане — буйство полевых цветов. Как отмечала искусствовед Татьяна Платова, художник соединил в одном полотне растения, которые в природе не цветут одновременно, создав аллегорию лета. Картина буквально "пахнет" летом.

Группа берез — важнейший композиционный элемент картины. Их стволы переливаются жемчужными оттенками, золотые блики играют на коре. В их пластике, рисунке, цветовом решении угадываются образы девичьего хоровода — столь милые русскому сердцу. Ассоциации, возникающие при взгляде на картины Пластова, не всегда осознаваемы, но всегда глубоки — в этом особая сила воздействия художника. Образ березы как символа русской природы неоднократно появляется в творчестве Пластова.

Полотно «Сенокос» находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. По мнению многих искусствоведов, эта картина — одна из вершин творчества художника.