Г.В. Свиридов родился 16 декабря 1915 г. в городе Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего. Отец — В.Г. Свиридов, встретил революцию в должности работника Фатежской почтово-телеграфной конторы. В декабре 1918 г. его назначили председателем правления местного комитета почтово-телеграфных служащих Фатежского уезда. В 1919 г. он был избран на должность заведующего Фатежским уездным отделом труда. В ноябре 1919 г. погиб в г. Фатеже. Обстоятельства гибели В.Г. Свиридова остаются до конца не выясненными. По сложившейся версии, коммунист В.Г. Свиридов погиб от рук белогвардейцев. В многочисленных служебных автобиографиях сам Георгий Васильевич писал всегда одно и то же: «Отец мой, В.Г. Свиридов, был почтово-телеграфным служащим, он погиб во время Гражданской войны в 1919 г. Расстрелян белыми за принадлежность к партии большевиков».
Мать композитора, Е.И. Свиридова (урожденная Чаплыгина), родилась в деревне Чаплыгино Миленинской области. Род матери — знатного дворянского происхождения, как пишет историк-краевед А. Бирюков. По мере разрастания рода он беднел, переходил в другое сословие: его представители были купцами, а в конце концов вынуждены были записаться в мещане. Дед Елизаветы Ивановны, по мнению исследователей, происходил «из торгово-мещанской среды». В одной из тетрадей «Разных записей» композитор сохранил следующие воспоминания о матери: «Мать моя родилась в крестьянской семье, но прямо после рождения (по уговору) была удочерена родным братом своего отца». Приемный отец матери был человеком образованным и водил дружбу с помещиком Загорским. «В их доме дед и бабка были своими людьми, мать моя каждое лето проводила в имении Загорских, росла с их девочками».
Думаю, именно отсюда произошел известный поступок, сыгравший решающую роль в жизни композитора. Когда в начале 1920-х годов в «реквизиционном» фонде Елизавете Ивановне предложили на выбор корову или рояль, она выбрала рояль для сына Георгия. Первые детские впечатления мальчика были связаны с природой средней полосы России, с трудом и бытом русского крестьянина, с жизнью в тихом уездном городке. Начальные уроки игры на фортепиано он получил у своей матери, Елизаветы Ивановны.
После гибели мужа Елизавета Ивановна перебралась сначала в деревню Чаплыгино к приемной матери, а затем, с сыном и родившейся дочерью Тамарой (так и не увидевшей отца), переехала в Курск. Юный Свиридов продолжил обучение игре на фортепиано у В.В. Волконской-Уфимцевой. Осенью 1924 г. он поступил в 4-й класс начальной школы № 10. В 1929 г. Свиридов стал учеником музыкальной школы I ступени при Курском музыкальном техникуме, где преподавал педагог и пианист М.А. Крутянский. Успехи в обучении были настолько значительны, что четырехгодичный курс Свиридов прошел за три года.
Летом юный Свиридов ездил в деревню к родне. В памяти будущего композитора остались не только зримые, но и звуковые образы сельской природы, деревенской жизни. Так, например, по словам самого композитора, в части «Молотьба» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» в точности воспроизводится ритм ударов цепами, которыми молотили зерно на гумне («две сухие деревянные палки, ударяемые друг о друга», как сказано в партитуре).
«Остались в слуховой памяти будущего композитора и первые музыкальные впечатления детства. Как позже вспоминал Свиридов, “бытовая интонационная среда русской провинциальной жизни начала нынешнего ХХ в. была на редкость богатой и сложносоставной: старая крестьянская песня, сохранившая еще древние ладовые образования, более поздние песни разночинного слоя, дворянский романс, цыганское пение, разнообразный гитарно-мандолинный репертуар, пение церковных и любительских хоров, творения русских классиков, отрывки оперной европейской музыки. Вся эта причудливая звуковая смесь наполняла жизнь тогдашнего русского человека”».
Из детства будущий композитор вынес особое чувство, как он сам называл, «тайной связи с землей». Позднее у него сложилась одна из его любимых звуковых систем — лад-аккорд, который он сам называл «ладом земли».
После окончания школы в 1932 г. Свиридов уехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу фортепиано к И.А. Браудо. Но через год он принял решение заняться композицией. «До той поры я не знал, что можно учиться сочинению… Ранней весной 1933 г. я показал свои сочинения С.Н. Богоявленскому, а потом профессорам М.А. Юдину и П.Б. Рязанову. Они приняли меня на композиторский факультет». В это время Свиридов пишет много инструментальных и вокальных произведений. Основное место занимает цикл романсов на стихи А.С. Пушкина.
В 1936 г. Георгий Васильевич был принят в члены Союза композиторов и стал студентом Ленинградской консерватории по классу композиции профессора П.Б. Рязанова, а затем Д.Д. Шостаковича.
«В Союзе мне предложили на выбор двух консультантов: Шостаковича и Чулаки. Я, разумеется, выбрал первого и с нетерпением стал ожидать его согласия посмотреть мою музыку. Через некоторое время мне дали его телефон, и я, робея, позвонил ему и условился о встрече. Захватив с собой ворох музыки: партитуру Концерта, пушкинские романсы, песни, фортепианные пьесы, Сонату для скрипки и что-то еще (почти все это потом пропало в блокаду)…
Свидание было долгим, я сыграл ему много музыки. Он сказал что-то вроде: “Вам стоит заниматься музыкой” — и предложил ходить к нему домой на уроки».
В июне 1941 г. Свиридов окончил консерваторию и направился в военное училище в Уфу, но уже в 1942 г. был демобилизован по состоянию зрения. В 1944 г. музыкант вернулся из эвакуации в Ленинград, где талант Георгия Васильевича обрел полную силу. В этот период им написаны вокальная песня «Страна отцов» на стихи армянского поэта А. Исаакяна, две тетради фортепианных пьес и другие произведения.
В 1956 г. Г.В. Свиридов переехал в Москву. Здесь он создает первое значительное произведение — ораторию «Декабристы» (1954–1955) на стихи Пушкина и поэтов-декабристов. В 1956 г. композитор пишет вокально-симфоническую поэму «Памяти С.А. Есенина». В 1959 г. рождается масштабное музыкальное произведение «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского. Среди музыкальных произведений этого периода — известный и всеми любимый цикл к фильму по повести А.С. Пушкина «Метель» (1964) и сюита «Время, вперед!» (1965). В 1964 г. были написаны «Курские песни». Это произведение стало событием в советской музыке. Его ценил Д.Д. Шостакович, сказав об этом сочинении ставшие крылатыми слова: «Здесь мало нот. Но много музыки».
Практически на протяжении всей творческой жизни Г.В. Свиридов обращался к поэзии Блока. В 1960-е годы начал появляться проект огромного сверхцикла «Большой Блок». В 1980-е годы Г.В. Свиридов намеревался создать некую мистерию, в которой музыкальные номера должны были чередоваться с чтением фрагментов из статей, писем и дневников Александра Блока. К сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь.
В конце 1960-х — начале 1970-х выдающийся хоровой дирижер Александр Юрлов включил в программу Русской хоровой капеллы произведения Г.В. Свиридова. Возникла плодотворная творческая дружба между композитором и хормейстером. Капелла с успехом выступала в Париже и Лондоне с произведениями Свиридова. В 1970-е годы композитор много писал для хора a cappella. Г.В. Свиридов внес большой вклад в русскую хоровую музыку. Без преувеличения можно сказать, что его хоровое творчество составило целую эпоху в русском хоровом искусстве. Произведения Свиридова знает вся хоровая Россия — от Камчатки до Санкт-Петербурга и от Архангельска до Краснодара. В последние годы к его хоровому наследию проявили интерес регенты церковных клиросов.
В 1979 г., когда отмечалось 180-летие со дня рождения А.С. Пушкина, был впервые исполнен концерт для хора «Пушкинский венок», ставший популярным во всем мире.
В последние годы жизни композитор проявил интерес к традиционной православной музыке. Им был написан цикл «Духовные песнопения и молитвы» для смешанного и мужского хора на тексты из православного обихода. Работа над циклом продолжалась практически до конца жизни композитора.
В ночь с 5 на 6 января 1998 г. Георгий Васильевич Свиридов скончался от обширного инфаркта. 7 января состоялось отпевание в храме Христа Спасителя. 8 января прошли похороны на Новодевичьем кладбище.
Я не буду перечислять награды и звания Г.В. Свиридова. Не в силах упомянуть все написанные им музыкальные произведения — вспомнила лишь о тех, которые знала и слушала сама.
Г.В. Свиридов был, безусловно, сложной, подчас противоречивой личностью, жестким и правдивым человеком. Он был глубоко верующим. Его имя стало одним из символов эпохи. Но у меня складывается впечатление, что имя гениального композитора замалчивается. И по сей день актуальны слова, сказанные Д. Лихачевым:
«Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры».
При работе над текстом использовались:
— книга «Музыка как судьба» (сост. А.С. Белоненко);
— вступительная статья Н. Бульчука и А.С. Белоненко (музыковед, музыкально-общественный деятель, президент Национального Свиридовского фонда).