Я даже не помню, когда последний раз каталась на велосипеде. Скорее всего, это было еще в 20-м веке, когда жила в Звездном с родителями и братом. Там этот вид транспорта был ходовым среди молодежи. Еще на великах передвигались сантехники и электрики из домоуправления. Их рабочий потертый от времени портфель из кирзы был небрежно зафиксирован прижимной скобой к заднему багажнику. На велах ездили мужики в Монино, в частности, наш сосед, который в те незапамятные времена еще уверенно закладывал за воротник. Иногда он сигал со своего железного друга в полубессознательном состоянии и, упав в канаву, впадал в анабиоз, проснувшись, велика иногда не находил. В какой-то момент, соседушка осознанно пришел к трезвому образу жизни и пересел на скутер.
Я помню еще трофейные немецкие велосипеды. Они все были черного цвета, но СПИ, бухгалтера меня поймут, у таких машинок был неиссякаемым.
У меня были все виды велосипедов, начиная с трехколесного с бескамерными колесами, затем двухколесный с дутиками и вспомогательными колесиками, которые пристегивали поначалу сзади, чтобы обрести уверенность на двух колесах. В начальной школе мне купили "Школьник" ярко салатового цвета, он был самым любимым, потому что это было как раз время наших гонок по городку с пацанами. Девочки были принцессами, парни - рыцарями, естественно не обходилось без интрижек и катавасий. Я помню, что в какой-то момент на моем "коне" ослабла и стала периодически слетать цепь. И с каким рвением некоторые мальчишки наперегонки мчались ее починить, победно вытирая испачканные в солидоле пальцы об штаны (ох, и доставалось им за это от мамаш!)
Это было прекрасное время! Из которого все стремились побыстрее вырасти. А когда детство прошло, мы остановились и стали ломать голову, а зачем ты так торопились стать взрослыми? Но это понимаешь, только когда что-то потеряешь.
Годам к 13-14-ти из "Школьника" я благополучно выросла, он перешел по наследству к мелкому Сереге. К счастью, брат рос не так быстро. Мне купили складной велик "Минск". Такого типа еще были "Кама" и "Десна-2" (во память!). Плюс его был в том, что его можно было сложить и он не занимал много места, минус - у него были толстые колеса малого диаметра, сами понимаете, для того чтобы быстро ехать, то надо было крутить педали в 2 раза быстрее. Так мы качали мышцы на ногах.
У папы был велосипед "Салют". Вот у него было все в порядке, колеса нормального размера. Еще он поставил спидометр, чтобы следить за статистикой и динамку, чтобы в сумерках была подсветка. Летом папа гонял в Монино поливать огурцы. 12 км в одну сторону не считалось криминалом, плюс физо, в то время как подавляющее большинство офицеров в четверг, вместо того чтобы размяться на спортивной площадке, шли домой надавить на массу. Так делали не все, но делали.
Когда "Салют" был свободен, я его отжимала, слава Богу, еще были вместительные лифты, не то что сейчас, ибо тащить вел на 10-й этаж было еще тем "удовольствием".
Как-то раз (было это все то же лето 1987 перед краснополянским походом) утром в одну из суббот папа предложил нам совершить серьезный марш-бросок на велосипедах втроем: он и мы с братом, мама у нас была королевишной, и такими глупостями не занималась. Мы с радостью начали готовиться. У Сереги уже был новенький рижский "Орленок", ярко-красный, лакированный, с удобной рамой, он иногда и мне давал на нем прокатиться.
Решили уйти из Звездного "на кресты" - сиречь доехать до Берлюков (Николо-Берлюковская пустынь). Тогда она была закрыта, в храмах были то ли склады, то ли конюшни, а по соседству располагалась психиатрическая туберкулезная больница. То еще местечко! Ориентир "кресты" был выбран потому, что крест на самой высокой звоннице, пока его не сорвало ураганом, был виден из окна кухни нашей квартиры. В лучах закатного солнца уже изрядно потерявший былой блеск крест, мерцал, как огромная свеча. Мне это однажды показал папа, с тех пор я всегда на него смотрю. В настоящее время в Берлюках все в порядке, крест на месте, колокола тоже, монастырь действующий, прекрасное намоленное место, кто не бывал там, обязательно посетите.
От Звездного до Берлюков примерно 16-18 км по короткой дороге. Это расстояние мы преодолели легко. Затем папа предложил, если все готовы и не устали, двинуть в сторону Ногинска, доехать до бывшего дома прабабушки Евгении Ивановны, поклониться (ее уже 2 года не было с нами), и вернуться назад. Проехать нам предстояло еще километров 25.
И, я скажу вам, друзья, мы сделали это! Папа Боря, 43-х лет, дочка Лена, 15 лет и сын Сережа, 10 лет. Папа и Серж жалели меня с моими маленькими колесиками, делясь то "Орленком", то "Салютом". Два раза мы попали под хороший дождь, скрываясь под крышами ржавых автобусных остановок на трассе. Балобаново, Бездедово, Стулово, Ельня, Березовый мостик, Пешково, Новые псарьки. Эти знакомые с детства названия, наши маршруты с дедом на автомобиле, всё это трогательно и близко до глубины души.
Мы доехали до дома бабушки Жени на 3-й Малобуньковской улице, постояли рядом, никого из знакомых не встретили, затем подъехали к магазину, папа купил половинку свежего Ногинского "кирпичика" с масляной хрустящей корочкой и по стакану холодненького кваса за 3 копейки из бочки. Подкрепившись, наша дружная троица выдвинулась обратно. Совокупно мы проехали туда-обратно порядка 80-ти километров (перед стартом папа запомнил цифру на спидометре).
И, наверное, больше я на велике не каталась. Начались старшие классы, не до велосипеда было. Когда переехала в Москву, тогда это было совсем неудобно, да, и незачем, для перемещений по городу был автомобиль. Но эту поездку с папой и братом я не забуду никогда.
В велосипедах я всегда не любила сёдла, ни одно не подходило мне идеально. Вечно мне что-то давило и натирало. Вот такая вот я латентная прынцесса на горошине!
Всем хорошего вторника!