Гора Аю-Даг считается одной из визитных карточек Южного берега, да и всего Крыма. Её горбатый силуэт знаком всем. Но что представляет собой эта, овеянная множеством преданий гора, очередная прогулка по которой нам предстоит? Это место с интереснейшей географией и геологией, а также с любопытной историей и сложной топонимией. Невероятно красивое и притягательное. Даже особые облака Аю-Даг притягивает. Побывать там должен каждый настоящий любитель пеших прогулок.
В первом путешествии мы сосредоточились на природных особенностях Аю-Дага, а сейчас в процессе похода поговорим больше об истории и топонимии, но и про географию не забудем.
Второе путешествие на Аю-Даг, которое мы совершим, не такое сложное, как первое. Покороче, да и перепад высот значительно меньше. Начнем его тоже со старой дороги Партенит – Гурзуф, но не от северного подножия Аю-Дага, а проедем чуть дальше в сторону Партенита. У дороги стоит скульптурная группа оленей в окружении мощных елей, рядом озеро и разные информационные щиты. Здесь оставим машину.
Наша первая задача – найти тропку, идущую наверх. Она несильно явная, но есть. По ней поднимемся на тропу, огибающей северо-восточный склон Аю-Дага, пройдем по ней до полян Клисуры, от них вдоль южного склона горы дойдем до поляны Ай-Констант, потом выйдем к старому, закрытому входу на Аю-Даг из парка санатория МО, пройдем вдоль его забора до КПП-4, а затем по старой дороге Партенит – Гурзуф вернемся к «оленям». Вот такой кольцевой маршрут.
Итак, в путь. Поднявшись на тропу (это, пожалуй, самая трудная часть маршрута), которая проложена по северо-восточному скалистому склону Аю-Дага, идем некоторое время по ней. Слева хорошо виден Партенит, а справа – мощный восточный склон горы.
Выходим на магистральную тропу, проложенную вдоль южного склона Аю-Дага. По ней идем налево, в сторону Партенита и почти сразу увидим обширные поляны под названием Клисуры. Здесь сделаем привал, чтобы поближе познакомиться с историей этих мест. Кстати, топоним Клисура происходит от греческого слова «клейсура», что означает «теснина», «ущелье», «узкий проход». Византийцы и крымские греки укрепляли горные проходы в пограничных районах империи, поэтому данное название переходило и на крепости, построенные в таких местах.
На краю одной из полян видим какие-то старые руины. Это остатки храма XIII-XV вв. Откуда же они тут взялись?
Дело в том, что в это время на Аю-Даге, в восточной ее части существовало довольно большое поселение. Скорее всего, это был относительно самостоятельный, укрепленный церковно-феодальный удел, окруженный стенами и обрывами. Всего на территории горы известно не менее 9 церквей. Большая их часть возведена в XIV-XV веках. Часть из них увидим по дороге.
Похожий тип поселения в те же времена был на горе Бойка. Жители занимались скотоводством, ремеслами, ловили рыбу, а управлялось оно церковными иерархами. После вторжения турок в Таврику жители покинули его. Впрочем, называют в качестве причин исчезновения поселения и мощное землетрясение XV века, которое лишило Аю-Даг источников. Теперь при походе на гору нужно брать воду с собой, родников тут нет.
Отдохнув, идем дальше на восток по направлению к Партениту. Тропа проложена вдоль берегового обрыва, и впечатляющие виды будут постоянно открываться нашему взору – крутые каменистые обрывы, невероятные каменные хаосы, крутобокие скалы, о которые разбиваются волны и огромное море… Такой кусочек дикой первозданной природы. Внизу прекрасно видны небольшие дикие бухточки. Вода там изумительно прозрачная, а пляжи – маленькие и уютные. Но спуск к бухтам очень крутой и сложный. Решаются на него далеко не все. Нынче любители экзотики и поклонники натуризма туда приплывают в основном по морю летней порой.
Петляя, тропа, то ныряет в лес, то выходит на открытые пространства. То тут, то там видны скальные выступы, каменные глыбы, выходы горных пород – интрузии вулканического происхождения. Аю-Даг ими знаменит, мы же помним, что эта гора – лакколит, т. е. несостоявшийся вулкан.
Периодически будут встречаться поляны с фундаментами и руинами старых построек – древних храмов, оборонительных стен, укреплений и домов. Это наследие средневековой эпохи.
Держась поближе к береговому обрыву, идем дальше. По пути наслаждаясь роскошными видами аюдагского побережья.
Наконец, выйдем к обширной поляне Ай-Констант, с которой открывается вид на Партенит и изрезанное побережье Аю-Дага. Названа поляна в честь римского императора Константина, при котором христианство стало главной религией Рима, и который впоследствии признан святым. На поляне находится руины средневековой базилики, сооруженной в честь св. Елены и Константина и остатки других построек.
Здесь снова сделаем привал и поразмышляем над происхождением здешних топонимов. Начнем с названия горы. По мнению одного из первых исследователей Крыма П. И. Кеппена, прежнее, греческое название горы – Айя (Святая, греч.). В VIII–ХV вв. она пользовалась большим почитанием у верующих, не случайно здесь возник церковно-феодальный удел и построено около десятка церквей. Да и сейчас гора считается местом с особой энергетической силой. Так, кстати, часто бывает с объектами бывшего вулканизма.
Слово «Аю-Даг» – характерный пример трансформированного топонима, очень характерного для Крыма. При греках гора носила название Айя – Святая. А когда преобладающим населением в здешних местах стали татары и турки, она стала Аю – Медведь. При этом поменялся и смысл топонима. Соответственно и все поздние крымскотатарские легенды обыгрывают «медвежью» тему. Тем более что если смотреть со стороны, гора по своей форме напоминает огромного медведя, пьющего воду из Черного моря. Кстати, в далеком прошлом в Крыму действительно водились медведи. Правда, ещё к ХVI в. их всех уничтожили.
Однако с местной крымской топонимикой, как всегда, не все так однозначно. По свидетельству того же Кеппена, ещё в начале XIX века крымские татары называли эту гору Биюк-Кастель, что означает «большая крепость». На средневековых итальянских картах-портоланах Медведь-гора обозначена как Camello («верблюд»). Ряд исследователей, например И. П. Бларамберг, полагали, что в античных документах именно Медведь-гора обозначена как мыс Криуметопон (Бараний лоб). Вот такая многоименная гора этот Аю-Даг.
А название «Партенит» – от греческого «партенос» – дева. По преданию, здесь, на Аю-Даге, в античные времена находилось святилище таврской богини Девы. Впрочем, таких мест, овеянных легендами, в Таврике было немало. Еще Дюбуа де Монпере высказывал в свое время мнение, что капища Девы могли существовать во многих местах полуострова, поскольку поклонявшиеся богине тавры жили по всему горному Крыму и побережью. Могли ли они обойтись только одним храмом? Вряд ли. Таким образом, «святой» гора стала ещё в античное время, была ею в средневековье. И лишь сравнительно недавно стала «Медведь-горой».
Кстати, у восточного подножия Аю-дага, в парке МО стоит памятник святому Иоанну Готскому. Имя этого епископа Готской епархии, борца с иконоборческой ересью и главы антихазарского восстания 787 г., тесно связано с Партенитом и Аю-Дагом. В письменных источниках Партенит впервые упоминается в IXв. именно в «Житии Иоанна Готского». Здесь будущий святой родился, здесь он и, предположительно, погребен в 790 г.
В VIII в. на восточном склоне Аю-Дага и у его подножия возникает крупный укрепленный монастырь святых апостолов Петра и Павла. Его основателем считается Иоанн Готский. В этот монастырь Иоанн переносит и епископскую кафедру Готской епархии. Согласно агиографическим источникам, мощи святого Иоанна Готского покоятся на территории монастыря, но миру пока не явлены. У подножия Медведь-горы был построен главный храм обители – базилика святых Апостолов Петра и Павла. Остатки базилики можно увидеть и сегодня рядом с памятником. Для сохранности над руинами базилики возведен специальный павильон.
Иоанн Готский всю жизнь бесстрашно отстаивал идеи иконопочитания, за что и подвергался гонениям от византийских иерархов. В это самое время хазары, пользуясь ослаблением влияния Византии на Таврику, активно проникают в горы и на побережье, обкладывая население тяжёлой данью. Всё это привело к вспышке антихазарского восстания.
Вернувшись в Крым из Византии, Иоанн Готский возглавил восстание против хазар, жестоко подавленное властями Каганата. Будущий святой был взят в плен и заточен в крепость, откуда сумел бежать в Византию, где и умер через 4 года. Тело епископа было перевезено на родину и погребено в храме Святых Апостолов Петра и Павла. Впоследствии церковь причислила Иоанна к лику святых, День его памяти – 26 июня. Сохранился текст его жития, написанного между 815 и 842 годами.
А монастырь и поселение на горе и у ее подножия продолжали жизнь. В Х в. Партенит становится довольно крупным портом, впоследствии вошедшим в состав генуэзских черноморских колоний – «Капитанство Готии». В средние века в Партените, как и в целом на южном берегу Крыма, проживало преимущественно христианское население. Это были потомки греков-эллинов, готов, алан, а в VIII-IX вв. к ним присоединились и византийские эмигранты, спасавшиеся от иконоборческих гонений. Христианское население южнобережья с годами превратилось в новую этническую общность – крымских греков. Их объединили сходный образ жизни, общие интересы, язык, христианская вера. Крымские греки считались федератами Византийской империи, а районы Крыма, где они проживали, довольно долго были под сильным культурным влиянием Византии. Поэтому языком «межнационального общения» был, в основном, греческий. Соответствующую языковую окраску носила и местная топонимия.
Позднее вокруг монастыря на Аю-Даге возникает ряд небольших поселений, образуется церковно-феодальный удел, который просуществовал до конца XV – начала XVI в. Затем, после османского завоевания южного побережья Крыма в 1475 г., он приходит в упадок и исчезает. Ряд исследователей, однако, полагают, что основной причиной, заставившей людей покинуть Аю-Даг, явилось исчезновение источников воды, которое случилось после мощнейшего землетрясения 1423 г. Что-то там нарушилось в гидрологическом режиме. С тех пор на горе никто не живет, да и сам Партенит после османского завоевания превратился в маленький приморский поселок и таковым, по сути, остается и сегодня. Вот такая история здешних мест.
А нам пора идти дальше. От поляны Ай-Констант движемся на север, тропа снова идет по лесу. По пути не наступите на ползающих обитателей Аю-Дага!
По пути в просветах между деревьями будут открываться виды на Партенит. Бросим последний взгляд с горы на Партенитскую бухту и окрестности.
Выходим к закрытым воротам недействующего входа на Аю-Даг из парка санатория МО. Пройдем вдоль забора санатория до КПП-4. Здесь выйдем на старую дорогу Партенит – Гурзуф, "дорогу Раевских". И пойдем по ней в сторону «оленей», где оставили машину.
Идти по этой пустынной, побитой временем, дороге нескучно, она имеет свое лицо, если можно так сказать. Такая типичная старая южнобережная дорога конца XIX века со своим особым шармом. И со своей историей.
На снимке внизу можно прочитать об истории ее создания.
И вот приближаемся к «оленям», где оставили машину и откуда стартовали 6 часов назад.
Теперь самое время осмотреть местность вокруг них более детально, местечко любопытное. В глаза сразу бросается необычно богатая растительность – толстые кедры, ели, другие хвойные экзоты и прочие виды. Или вот, например, один из сортов растения пиерис японский. Обычно листья у большинства растений краснеют и желтеют осенью. А у этого неформала молодые красные листья появляются весной, и лишь потом зеленеют.
Откуда они здесь? Дело в том, что здесь за забором находился маточник-дендрарий – филиал Никитского ботанического сада, весь засаженный по внешнему периметру ограды экзотическими деревьями и кустами. А еще тут есть небольшое прелестное озерцо в окружении деревьев и кустарников, которое ныне заросло кувшинками.
Видны и какие-то старые постройки советского периода. Из этого же советского времени и скульптурная группа «оленей». Сейчас их подновили, самцу-оленю вернули на место рога.
Вид, правда, у этого уголка Южнобережья сильно заброшенный, но по-своему симпатичный и уютный. Есть в таких старых "заброшках" неуловимое обаяние ушедшей эпохи…
В ностальгическом настроении садимся в машину и покидаем окрестности Аю-Дага. Путешествие в его давнее и близкое прошлое завершилось.
Поведем итог. Мы прошли около 10 км. Маршрут не тяжелый, без значительных перепадов высот. Пройти его лучше всего, когда нежарко. Весной, когда цветёт множество растений и обилие всяческих цветов. Или осенью, когда здешний лес полыхает всеми цветами радуги.
Я люблю путешествовать по Крыму пешком. И вот об этих своих
путешествиях в разные сезоны, по не самым известным местам я и рассказываю в своем блоге.
Кому-то они послужат руководством к действию, кому-то – просто
интересной и полезной информацией, а кто-то захочет пройти под
водительством автора по Крымским горам и предгорьям. Это возможно,
поскольку я давно работаю гидом. Это в качестве саморекламы.