Найти в Дзене
Про бальные танцы

Судейство

Критериев, по которым судья должен оценить танцующую пару, довольно много, а времени, чтобы оценить исполнение, мало. Большое количество выступающих пар не позволяет дотошно проанализировать танец каждой, поэтому, в целях экономии времени, судья полагается на общее впечатление и для оценки выбирает один-два из следующих ниже критериев. 

  • Позиция в паре. Один из наиболее важных моментов. Хорошая позиция придаёт паре изящество и лёгкость, улучшает баланс, облегчает ведение и позволяет партнёру держать контакт, особенно в свинговых танцах. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки. 
  • Ритм. Если пара не танцует в такт с музыкой, никакое мастерство в любом другом аспекте не может это скрыть или компенсировать. Ритм задаёт стопа. 
  • Линии. Подразумевается длина и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём танцевальных фигур. 
  • Рамка. Правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не вываливались. 
  • Баланс. Существует два вида баланса — нейтральный и центральный. При центральном балансе вес тела равномерно распределён на обе ноги. При нейтральном — вес тела на одной ноге. Весь танец — это переход из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если пара не находится в состоянии равновесия, танец становится тяжёлым, ломаются линии, в конце концов можно просто упасть. Пара, хорошо выполняющая оба баланса, оставляет ощущение невесомости танца, она как будто беззвучно летит над паркетом. 
  • Дистанция. Должна быть достаточной для того, чтобы партнёры не мешали друг другу. При этом не следует забывать, что при слишком большой дистанции партнёрам будет сложно находить баланс — танец потеряет лёгкость. 
  • Музыкальность. Все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые. 
  • Представление (presentation). Пара танцует эмоционально, показывая зрителям удовольствие и радость от танца, или с бледным лицом и невидящим взглядом идёт в неизвестность? 
  • Энергия. Должна захватывать зрителя. Пара должна обращать на себя внимание не только хорошей техникой, но и харизмой. 
  • Работа ног и стопы. 
  • Шейп. Достигается различными способами. В стандарте шейп достигается растяжением партнёрши вверх и вправо от партнёра. 
  • Ведение. Единственный критерий — партнёрша должна быть лёгкой. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но весьма нужная работа. Достичь полного взаимопонимания удаётся крайне редко (такие пары становятся великими), чаще партнёры просто подстраиваются друг под друга. Партнёр обязан хорошо вести, но как именно ему понять трудно, поскольку он ведущий и не может ощутить последствия своего ведения лишь через призму движений партнёрши. Ведение шлифуется десятилетиями. Даже у профессионалов ведение бывает «грязным», когда партнёр партнёршу «теряет». Самое ценное качество в партнёре – хорошее ведение, самое ценное качество в партнёрше – отличная управляемость. 
  • Видение паркета (floorcraft). В это понятие входит не только умение уходить от столкновения, но и умение танцевать без остановок в окружении других пар, когда кажется, что идти уже некуда. Здесь и проявляется станцованность пары – партнёр должен выбирать правильные направления и вести партнёршу, а та, в свою очередь, должна понимать, что от неё хочет партнёр в той или иной ситуации. 
  • Стиль. Судьи оценивают внешний вид пары также с точки зрения эстетики. Как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Это тоже далеко не самый последний критерий оценки. 

Судьи по-разному оценивают танцевальные дуэты, выбирая из выше перечисленного критерии по своему вкусу. Одного может заинтересовать техника, другого хореография, третьего артистизм или композиция. Все эти факторы важны и должны оцениваться. На практике же иногда пара получает огромный разброс оценок — от первого до последнего места. Этот момент вызывает удивление у зрителей (у родителей танцоров эмоции особенно сильны). Но следует понимать, что на оценку мог повлиять любой из этих критериев. Порой правильная работа стопы не даст такой высокой оценки, как аккуратное собирание ног в шестую позицию. 

Судья видит пару всего несколько секунд. В этот момент сильная пара может допустить ошибку и получить низкие оценки, в то время как слабая пара может чисто и без ошибок показать несколько элементов и получить высокие. Случай здесь полноправный хозяин.

Квалифицированный судья оценивает танцора только по его работе. Большинство судей дорожит репутацией и делает свою работу добросовестно. Судьи, конечно стараются вытянуть своих, но профессионалы делают это в разумных пределах. Так или иначе, ни один судья не сможет однозначно вытянуть на первое место или «завалить».

Выправить ситуацию и получить объективную оценку из совокупных субъективных судейских оценок помогает система подсчёта очков "Скейтинг".

Не суди, да не судим будешь
Не суди, да не судим будешь