Найти в Дзене

Римский-Корсаков: величайший сказочник русской музыки

Обошëл вокруг света на корабле. Мог нарисовать на доске флейту со всеми клапанами и отверстиями, после чего объяснить, как она работает. Был студентом консерватории, будучи еë профессором. Кто он такой?! Итак, русский композитор, педагог, дирижëр, общественный деятель, музыкальный критик — Николай Андреевич Римский-Корсаков. Для меня Римский-Корсаков — загадочное явление русской музыки. Глинка вывел русскую академическую музыку на мировой уровень, Чайковский почти основал русскую фортепианную школу, а главным наследием Римского-Корсакова стал учебник гармонии? Однако, слушая его сочинения, в них нельзя не увидеть поразительную, просто фантастическую глубину! Для меня это — очень серьëзный композитор, и дело не в том, что другие писали рюшечные вальсы и польки. Вовсе нет! Просто он действительно строг и серьëзен, даже когда пишет радостно и легко. Это-то при всëм при том, что для большинства людей самыми известными его творениями были... сказки! Николай Андреевич происходил из очень тр
Оглавление

Обошëл вокруг света на корабле. Мог нарисовать на доске флейту со всеми клапанами и отверстиями, после чего объяснить, как она работает. Был студентом консерватории, будучи еë профессором. Кто он такой?! Итак, русский композитор, педагог, дирижëр, общественный деятель, музыкальный критик — Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Источник: pinterest.com
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Источник: pinterest.com

Для меня Римский-Корсаков — загадочное явление русской музыки. Глинка вывел русскую академическую музыку на мировой уровень, Чайковский почти основал русскую фортепианную школу, а главным наследием Римского-Корсакова стал учебник гармонии?

Однако, слушая его сочинения, в них нельзя не увидеть поразительную, просто фантастическую глубину! Для меня это — очень серьëзный композитор, и дело не в том, что другие писали рюшечные вальсы и польки. Вовсе нет! Просто он действительно строг и серьëзен, даже когда пишет радостно и легко. Это-то при всëм при том, что для большинства людей самыми известными его творениями были... сказки!

Рукопись партитуры оперы «Кащей безсмертный». Источник: theatremuseum.ru
Рукопись партитуры оперы «Кащей безсмертный». Источник: theatremuseum.ru

О, море, море!

Николай Андреевич происходил из очень традиционной дворянской семьи. Чинов в семье было много, в том числе и морских. Брат его, Воин Андреевич Римский-Корсаков, был контрандмиралом. Вот и молодого Николая, мечтавшего о путешествиях, отец отдал в морской кадетский корпус, который тот благополучно и окончил. Чем-то вроде диплома, вернее сказать, дипломной практики, было хождение на клипере «Алмаз» вокруг света.

Парусное судно типа клипер. На фото: клипер «Вестник». Источник: wikimedia.org
Парусное судно типа клипер. На фото: клипер «Вестник». Источник: wikimedia.org

Тут проявяляется одна удивительная черта жизни Римского-Корсакова. В его жизни вообще не было софитов. Не было их и в кругосветном плавании; мало кто вообще знает, что он обошëл вокруг света, хоть и известно, что он служил на корабле. Выдающихся произведений на борту написано не было. Научных и иных открытий и достижений совершено тоже не было. Однако то, какой след оставило море в душе композитора, ни один софит не подсветит — любой из них просто померкнет на фоне.

Что послушать?

  • Садко: вступление «Океан-море синее». До слëз прекрасная картина моря, словами это не передать!
  • Шехеразада, соч. 35: I Море и Синдбадов корабль. Море. И Синдбадов корабль.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. Источник: pinterest.com
И. К. Айвазовский. Девятый вал. Источник: pinterest.com

Русская музыка

Дальше не можем продолжать без одного довольно известного факта. Да Римский-Корсаков же член Могучей кучки! Контекст: русская музыка несколько отставала от западной к девятнадцатому веку. У нас был Дмитрий Бортнянский, у которого были довольно европейские хоровые концерты, а больше, в общем-то, почти ничего не было. Тем более не было у нас своей музыкальной самоидентичности! Что ж, вот этим кучкисты и занимались.

Кучкисты записывали и изучали образцы музыкального фольклора, церковного пения, воплощали их в своих произведениях. Ими (с одной стороны и их идейными противоположностями с другой) и ковался великий облик русской академической музыки. Не подумайте, это не были лубочные песенки из заставок к мультфильмам «Карусель», послушайте хотя бы симфонии Бородина!

Могучая кучка. Слева-направо: Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков. Источник: pushkininstitute.ru
Могучая кучка. Слева-направо: Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков. Источник: pushkininstitute.ru

А что там Римский-Корсаков? А Римскмй-Корсаков, ни много, ни мало, первые музыкальные уроки получил у Балакирева — идейного вдохновителя и одного из двух создателей Могучей кучки! Под его же руководством писал свою первую симфонию (одну из еë частей написал на клипере «Алмаз»). Более того, с распадом Могучей кучки Римский-Корсаков был главой еë идейного продолжения — «беляевского кружка».

Чтобы услышать, насколько музыка Римского-Корсакова русская, высшего образования не нужно. Сама тема, которую он выбрал для опер, говорит об этом не менее красноречиво — русские сказки. Его перу принадлежат Снегурочка, Садко (на собственное либретто!), Сказка о Царе Салтане с еë бессмертным Полëтом шмеля, Золотой петушок.

Его оперы — это такие иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина от мира музыки. Осторожно, в Россию и в русское влюбляют без памяти!

Что послушать?

  • Садко, картина 1, сцена «Гой, ты, Сад-Садко, добрый молодец». Русская музыка? Тактовый размер одиннадцать(!) четвертей и былинный сказ. Это вам не про Коня за столом спеть!
  • Снегурочка, пролог: Хор. Проводы Масленицы «Раным-рано петухи запели». Проберëт до мурашек.
Иллюстрация Ивана Билибина, сказку угадайте сами :) Источник: m24.ru
Иллюстрация Ивана Билибина, сказку угадайте сами :) Источник: m24.ru

Тяжело в учении

Римского-Корсакова позвали преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию, при директоре Рубинштейне. На предложение композитор ответил согласием: он учился у Милия Балакирева, писал музыку, и был готов учить этому других. И вот, он пришëл в консерваторию. И его знаний оказалось недостаточно.

Николай Андреевич вдруг понял, что уроки с Балакиревым не были достаточно системными, и обучать студентов консерватории он не мог. Тут, на мой взгляд, проявились лучшие его офицерские качества. Будучи профессором консерватории, Римский-Корсаков стал еë студентом! Без всякой гордости всему учился, советовался в этих вопросах с неким Чайковским (слыхали о таком?).

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени... Н. А. Римского-Корсакова. Источник: culture.ru
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени... Н. А. Римского-Корсакова. Источник: culture.ru

Хорошо ли учился Римский-Корсаков? О его офицерской выдержке судите сами. Из воспоминаний юного ученика Римского-Корсакова, мальчика Серëжи Прокофьева: однажды на уроке оркестровки Римский-Корсаков, чтобы объяснить партию флейты, еë тембральные особенности и влияние на них конструктивного строения инструмента, а также взаимодействие еë партии с другими инструментами оркестра, просто нарисовал еë на доске. Можете себе это представить?

Вот это он нарисовал от руки. Поперечная флейта. Источник: wikimedia.org
Вот это он нарисовал от руки. Поперечная флейта. Источник: wikimedia.org

Ещë один похожий эпизод. Вспоминает молодой Рахманинов: как-то раз на концерте в консерватории Римский-Корсаков вдруг пришëл в ужас от того, что партия кларнета одного строя (in A) исполняется кларнетом другого строя (in B). Внимание, исполнялись те же ноты, просто другими пальцами, а разница в звуке была микротональной, если вообще была!

Так хорошо ли в своë время учился Римский-Корсаков? В 1888 году за одно лето он написал три работы из пяти своих известнейших: Шехеразаду, Светлый Праздник и Испанское каприччио. Без компьютера, пером по бумаге.

Что послушать?

  • Симфония No. 3 до мажор, соч.32: I. Moderato assai - Allegro. Его третья симфония — мой самый любимый пример академически правильной и грамотной красоты. Она настолько объëмна, что осязаема.
Памятник Н. А. Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге. Источник: vk.com
Памятник Н. А. Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге. Источник: vk.com

Заключение

Вернëмся к тому, что меня в нëм удивляло и удивляет. В его жизни не было софитов, спецэффектов. У него, в отличие от других композиторов-романтиков, богатых на личные травмы и конфликты, как будто всë было так хорошо, что даже скучно. А мы, между тем, обязаны ему как минимум Рахманиновым, Прокофьевым и Стравинским. Последняя серьëзная литература о Николае Андреевиче выходила ещë в Советском Союзе, но таких людей и такую музыку забывать нельзя!

Вот и всë. Или с позволения нашего великого музыкального сказочника: вот и сказочке конец, а кто слушал —

молодец :)