Обошëл вокруг света на корабле. Мог нарисовать на доске флейту со всеми клапанами и отверстиями, после чего объяснить, как она работает. Был студентом консерватории, будучи еë профессором. Кто он такой?! Итак, русский композитор, педагог, дирижëр, общественный деятель, музыкальный критик — Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Для меня Римский-Корсаков — загадочное явление русской музыки. Глинка вывел русскую академическую музыку на мировой уровень, Чайковский почти основал русскую фортепианную школу, а главным наследием Римского-Корсакова стал учебник гармонии?
Однако, слушая его сочинения, в них нельзя не увидеть поразительную, просто фантастическую глубину! Для меня это — очень серьëзный композитор, и дело не в том, что другие писали рюшечные вальсы и польки. Вовсе нет! Просто он действительно строг и серьëзен, даже когда пишет радостно и легко. Это-то при всëм при том, что для большинства людей самыми известными его творениями были... сказки!
О, море, море!
Николай Андреевич происходил из очень традиционной дворянской семьи. Чинов в семье было много, в том числе и морских. Брат его, Воин Андреевич Римский-Корсаков, был контрандмиралом. Вот и молодого Николая, мечтавшего о путешествиях, отец отдал в морской кадетский корпус, который тот благополучно и окончил. Чем-то вроде диплома, вернее сказать, дипломной практики, было хождение на клипере «Алмаз» вокруг света.
Тут проявяляется одна удивительная черта жизни Римского-Корсакова. В его жизни вообще не было софитов. Не было их и в кругосветном плавании; мало кто вообще знает, что он обошëл вокруг света, хоть и известно, что он служил на корабле. Выдающихся произведений на борту написано не было. Научных и иных открытий и достижений совершено тоже не было. Однако то, какой след оставило море в душе композитора, ни один софит не подсветит — любой из них просто померкнет на фоне.
Что послушать?
- Садко: вступление «Океан-море синее». До слëз прекрасная картина моря, словами это не передать!
- Шехеразада, соч. 35: I Море и Синдбадов корабль. Море. И Синдбадов корабль.
Русская музыка
Дальше не можем продолжать без одного довольно известного факта. Да Римский-Корсаков же член Могучей кучки! Контекст: русская музыка несколько отставала от западной к девятнадцатому веку. У нас был Дмитрий Бортнянский, у которого были довольно европейские хоровые концерты, а больше, в общем-то, почти ничего не было. Тем более не было у нас своей музыкальной самоидентичности! Что ж, вот этим кучкисты и занимались.
Кучкисты записывали и изучали образцы музыкального фольклора, церковного пения, воплощали их в своих произведениях. Ими (с одной стороны и их идейными противоположностями с другой) и ковался великий облик русской академической музыки. Не подумайте, это не были лубочные песенки из заставок к мультфильмам «Карусель», послушайте хотя бы симфонии Бородина!
А что там Римский-Корсаков? А Римскмй-Корсаков, ни много, ни мало, первые музыкальные уроки получил у Балакирева — идейного вдохновителя и одного из двух создателей Могучей кучки! Под его же руководством писал свою первую симфонию (одну из еë частей написал на клипере «Алмаз»). Более того, с распадом Могучей кучки Римский-Корсаков был главой еë идейного продолжения — «беляевского кружка».
Чтобы услышать, насколько музыка Римского-Корсакова русская, высшего образования не нужно. Сама тема, которую он выбрал для опер, говорит об этом не менее красноречиво — русские сказки. Его перу принадлежат Снегурочка, Садко (на собственное либретто!), Сказка о Царе Салтане с еë бессмертным Полëтом шмеля, Золотой петушок.
Его оперы — это такие иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина от мира музыки. Осторожно, в Россию и в русское влюбляют без памяти!
Что послушать?
- Садко, картина 1, сцена «Гой, ты, Сад-Садко, добрый молодец». Русская музыка? Тактовый размер одиннадцать(!) четвертей и былинный сказ. Это вам не про Коня за столом спеть!
- Снегурочка, пролог: Хор. Проводы Масленицы «Раным-рано петухи запели». Проберëт до мурашек.
Тяжело в учении
Римского-Корсакова позвали преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию, при директоре Рубинштейне. На предложение композитор ответил согласием: он учился у Милия Балакирева, писал музыку, и был готов учить этому других. И вот, он пришëл в консерваторию. И его знаний оказалось недостаточно.
Николай Андреевич вдруг понял, что уроки с Балакиревым не были достаточно системными, и обучать студентов консерватории он не мог. Тут, на мой взгляд, проявились лучшие его офицерские качества. Будучи профессором консерватории, Римский-Корсаков стал еë студентом! Без всякой гордости всему учился, советовался в этих вопросах с неким Чайковским (слыхали о таком?).
Хорошо ли учился Римский-Корсаков? О его офицерской выдержке судите сами. Из воспоминаний юного ученика Римского-Корсакова, мальчика Серëжи Прокофьева: однажды на уроке оркестровки Римский-Корсаков, чтобы объяснить партию флейты, еë тембральные особенности и влияние на них конструктивного строения инструмента, а также взаимодействие еë партии с другими инструментами оркестра, просто нарисовал еë на доске. Можете себе это представить?
Ещë один похожий эпизод. Вспоминает молодой Рахманинов: как-то раз на концерте в консерватории Римский-Корсаков вдруг пришëл в ужас от того, что партия кларнета одного строя (in A) исполняется кларнетом другого строя (in B). Внимание, исполнялись те же ноты, просто другими пальцами, а разница в звуке была микротональной, если вообще была!
Так хорошо ли в своë время учился Римский-Корсаков? В 1888 году за одно лето он написал три работы из пяти своих известнейших: Шехеразаду, Светлый Праздник и Испанское каприччио. Без компьютера, пером по бумаге.
Что послушать?
- Симфония No. 3 до мажор, соч.32: I. Moderato assai - Allegro. Его третья симфония — мой самый любимый пример академически правильной и грамотной красоты. Она настолько объëмна, что осязаема.
Заключение
Вернëмся к тому, что меня в нëм удивляло и удивляет. В его жизни не было софитов, спецэффектов. У него, в отличие от других композиторов-романтиков, богатых на личные травмы и конфликты, как будто всë было так хорошо, что даже скучно. А мы, между тем, обязаны ему как минимум Рахманиновым, Прокофьевым и Стравинским. Последняя серьëзная литература о Николае Андреевиче выходила ещë в Советском Союзе, но таких людей и такую музыку забывать нельзя!
Вот и всë. Или с позволения нашего великого музыкального сказочника: вот и сказочке конец, а кто слушал —
молодец :)