Вчера общалась с внучкой моей подруги. Ребёнок уникальный и донимал бабулю-генетика, почему нельзя есть пырей.
Девчушке 7 лет. Она лопает на даче все злаковые, а подруга сажает на даче и овес, и пшеницу, и рожь, и прочую зерновую лабуду из-за старого попугая, который чуть не околел из-за какой-то попугайной болячки, и они вывезли его на дачу. Там попугай ходил по огороду и лопал разные сорные зерновые, в том числе культурные, и оклемался.
Характер у попугая мерзкий, видимо, возраст. Попугая ходит на цепи вместе со старым боксером и орёт матом, если его отвлекают от важного занятия – поиска нужных зерен или жуков и червяков. Попугай – здоровенный какаду материться научился сам, потому что долго жил на станции техобслуживания у прежнего хозяина.
Лично я уверена, что он понимает нюансы мата. Да и возраст у него приличный, по-моему, ему лет сорок. Очень он выразительно объясняет куда и кто должен идти, если ему мешают.
У попугая, кстати с банальным именем Коря, с внучкой с потрясным именем Евдокия, но отзывается на Дуньку, как и с пожилым боксером с именем Валерий, образовался союз. Из-за этого у бабки с дедом постоянно глаза квадратные от напряжения, от того, что эта троица лопает всё, что растет на даче. Теперь их дача – это своеобразный Эдем, где растут и цветут очень неожиданные растения, ну и зверьё гуляет.
Кстати, у внучки были жуткие дерматиты, но жуя травку, произрастающую на даче, она как-то излечилась и живет без антигистаминных препаратов, чему несказанно рады родители, которые уже подготовили ей молодую смену – братика и сестричку. Моя подруга радуется, что пока те малы и в гости приезжают только с родителями. Братик на даче лихо ходит на четырех конечностях. Интересно, но за ним следит кот Афанасий, они в связке гуляют. Я же говорю, настоящий Эдем. Старший сын приезжает редко, когда он с девушкой там появился, у нее, как говорит подруга, вылезли глаза на лоб, и она теперь усердно учится и отказывается от вечеринок. Я её понимаю, при такой плодовитости любой задумается.
Теперь вернемся к тому, что спросила внучка.
Подруга разрешила есть пырей, но посоветовала семечки пырея мыть. Я изумилась, но подруга призналась, что она с мужем все дикие злаковые попробовали на вкус и ничего с ними не случились. Вот и сеют с тех пор разные злаковые на даче, потому что места много, а помидору сажать скучно, тем более за внучкой и малым не углядишь, и они зеленой помидорки нажрутся, а это вам не хухры-мухры, а пасленовые. Значит отравление сырым продуктом может иметь место.
Из-за этого и я заинтересовалась, а почему наши предки выбрали менно эти злаковые, что мы постоянно едим, а не другие.
Порыскала и нашла чудесную статью, потом еще одну. Упростила и выдаю свои размышления.
Сейчас опять археологи обратились к Сахаре – из-за климата мы там не успели все изгадить, и есть шансы найти что-то интересное.
Исследование неолитической стоянки Такаркори (район горной Сахары), которые охотники-собиратели, а затем скотоводы использовали четыре тысяч лет (10 200–4600 лет назад), рассказало много о хозяйственно важных растениях этого временного интервала.
Почему? Да потому что именно в это время Сахара из цветущей и зеленой постепенно превратилась в степь, ну а позже в полупустыню и т.д.
Из последовательности слоев, исследованных археологами, были проанализированы комплексы спор и пыльцы, а также семян по которым можно определить, как сменялся доминирующий тип растительности в этих местах.
Итак! Какие растения интересовали охотников-собирателей в первую очередь?
В течение 500 лет охотники-собиратели тех мест собирали созревшие зерна сорго и готовили из них кашу и лепешки. Кроме сорговых в их рационе были семена слоновой травы, проса, и фонио, так называемый, «голодный рис».
Около 8600 лет назад в еде стала доминировать хвостовка просовидная, теперь обычный сорняк (в некоторых регионах – кормовое растение). Спустя 2000 лет основной едой стали семена ежовника, сегодня, растущего на полях и вдоль дорог. Этот вид ежовника — дикий вариант пайзы, которую и теперь возделывают в Азии для технических и пищевых целей. После отметки 6000 лет хвостовка больше не встречается в зерновых агрегатах культурных слоев, ее полностью заместил ежовник
С чем связан переход от одних хозяйственно значимых доминант в еде к другим? Переход от сорго к хвостовке объясняется большей устойчивостью и конкурентоспособностью последней. Хвостовка, как настоящий сорняк, лучше растет на нарушенных местообитаниях и при неустойчивых условиях. И хотя у сорго семена более крупные, но зато у хвостовки их гораздо больше и для наших предков это стало главным..
Прошу заметить охотники собирали семена не крупные, а просто те которых было много, вот и перешли к менее прихотливой хвостовке, которая всегда гарантировала урожай в отличие от сорго. В условиях неустойчивого климата это был весьма разумный выбор.
Прикольно, что в Сахаре эти полезные растения так и не были одомашнены!
А как же ежовник?
Вероятно, в районе стоянки Такаркори ежовник было тем или иным образом занесен, но очень быстро там прижился.
Растущая популяция ежовника составила конкуренцию хвостовке, потому что этот вид столь же неприхотлив, как и хвостовка. Например, ежовник быстро растет на пастбищах с высоким уровнем выпаса, быстро восполняя зеленую массу.
Здесь вместе с естественной конкуренцией двух «сорных» видов имел место и отбор растений с нужными человеку свойствами. Так ежовник победил в рационе!
Предполагается, что люди старались собирать созревшие и полные колосья вместо незрелых, отсюда произошло и изменение формы семян.
Таким образом, все собираемые растения были неприхотливыми генералистами, приспособленными к широкому спектру условий. В силу именно этих их качеств и люди, и растения только выигрывали: людям доставался стабильный дополнительный источник белка и крахмала, а растения вновь и вновь высевались на обитаемых территориях, вырастали на нарушенных участках.
Вероятно, в условиях грядущего потепления стоит обратить на сорные травы более пристальное внимание: они могут послужить источником полезных признаков в новых климатических условиях. Ведь многие тысячи лет хозяйствования именно, так называемые, сорняки, служили людям верой и правдой, из них варили кашу и терли муку. После четырех тысяч лет служения людям нельзя их считать недоразвитыми спутниками «настоящих» культурных растений.
Знаете на что это похоже – на супружеские отношения. Когда слабеющий и боящийся старости мужчина ищет себе молодую самку, чтобы понять свой статус и якобы молодость, забывая о подруге, с которой строил бизнес и растил детей. Увы, старость придет, и в таком союзе молодые самки, как и культурные растения, потребуют колоссальных вложений, как финансовых, так и нравственных, иначе урожая, ну или всяких супер-пупер отношений, не видать.
В связи с этим, я испытываю своеобразную гордость за эти сорняки, которые не сдаются и не сгибаются, хоть они и забыты человеком. Впереди трудности и многие страны серьезно стали работать с забытыми когда-то сорняками, используя современные технологии и получая неожиданные результаты при изучении их геномов.
Подборка похожих статей о природе: