Найти в Дзене
Места

О том, как я вернулась в Забайкалье и к самой себе

Я родилась в Забайкальском крае, в обычной семье рабочих. Окончила университет, вышла замуж и уехала в Москву, а там устроилась работать по диплому — школьным учителем. По сценарию «дом – работа» я прожила 10 лет и все эти годы не бывала в родных краях. А тут как раз недавно прочитала истории мужчины о путешествиях в Калининградскую и Сахалинскую области и тоже захотела повидать Россию. Отпуск подходил к концу (оставалось 7 дней), и я решилась: уговорила мужа полететь вместе со мной и купила нам билеты до Читы. Ничего в своем краю за время учебы я не видела, поэтому эта поездка стала для меня настоящим открытием места, в котором родилась. Прибыли в Читу ранним утром. Знаете это сладостное ощущение, когда после долгих лет разлуки наконец чувствуешь что-то родное, эти мурашки по коже, нежный трепет в груди?… Муж разглядывал окрестности (он здесь впервые), я же ловила в себе то детское чувство, когда ждешь поездку к бабушке. Сначала мы хотели взять такси до центра, но сердце просилось дом
Оглавление

Я родилась в Забайкальском крае, в обычной семье рабочих. Окончила университет, вышла замуж и уехала в Москву, а там устроилась работать по диплому — школьным учителем. По сценарию «дом – работа» я прожила 10 лет и все эти годы не бывала в родных краях. А тут как раз недавно прочитала истории мужчины о путешествиях в Калининградскую и Сахалинскую области и тоже захотела повидать Россию.

Отпуск подходил к концу (оставалось 7 дней), и я решилась: уговорила мужа полететь вместе со мной и купила нам билеты до Читы. Ничего в своем краю за время учебы я не видела, поэтому эта поездка стала для меня настоящим открытием места, в котором родилась.

День 1. Возвращение в Читу

Прибыли в Читу ранним утром. Знаете это сладостное ощущение, когда после долгих лет разлуки наконец чувствуешь что-то родное, эти мурашки по коже, нежный трепет в груди?… Муж разглядывал окрестности (он здесь впервые), я же ловила в себе то детское чувство, когда ждешь поездку к бабушке. Сначала мы хотели взять такси до центра, но сердце просилось домой. Думаю, мало кому будет интересен доклад о встрече с родными, мне больше хочется рассказать о том, что удалось увидеть.

Отдохнули пару часов дома, а дальше вместе с родными прогулялись по городу. Ничего такого, но и много всего. Погода была переменчивая, как всегда в Забайкалье — солнце, ветер, резкая смена настроения. Как же странно: только теперь разглядела, насколько здесь просторно, тихо и легко дышится. День был такой, особо нечего рассказывать — дальше интереснее.

День 2. День среди духов

Утром, едва встало солнце, взяли машину моего отца и поехали в сторону Хилокского района — в парк «Тужи» (нужно записываться заранее). Хотя «парк» не совсем то слово, скорее — огромный арт-пространственный комплекс под открытым небом. Добирались чуть больше часа: за окнами виднелись волны холмов, изредка встречались юрты, стада и редкие машины.

Мы взяли бесплатную обзорную экскурсию. Ну, это просто сказка, ребята! Огромные скульптуры, будто выросшие из самой земли, рассказывают о бурятской культуре и истории народа. То ли древние духи, то ли инопланетные вестники — не очень поняла, но выглядит красиво. Выяснили, что это работы ДашИ Намдакова. Он говорит не словами, а жестами, формами, пространством. Его работы здесь кажутся выросшими из самой земли. Каждая скульптура будто дышит ветром Забайкалья, в каждой — отголоски чего-то древнего, непонятного, но близкого. Думаю, в этом вся суть этого края.

Пошли на мастер-класс по росписи спилов (700 рублей за человека). Представьте запах дерева, которое только что выстругали — уже ради этого можно было сюда приехать. Муж попробовал стрельбу из лука, я записалась на короткую конную прогулку и впервые за долгое время почувствовала, как тело выдыхает. А затем вместе пошли на керамику и витражи (первая стоила 2500 рублей за человека, вторая — 1500 рублей). Супруг, который всегда говорил, что не умеет рисовать, минут через двадцать сидел с кисточкой над своим витражом, как монах над манускриптом. Тут еще можно научиться старомонгольской каллиграфии, но мы решили просто прогуляться по парку, немножко поэкономить.

Больше всего мне понравилась эта скульптура
Больше всего мне понравилась эта скульптура

Ближе к вечеру отправились на прогулку в Укурик — родное село Намдакова. Не знаю, что сильнее: тишина этих сакральных мест или истории из детства художника про силу рода. Вернулись уже немного уставшие, но уезжать не хотелось.

Обратно ехали молча. Отчего-то очень хотелось плакать. Пустить, так сказать, слезу утраченного времени. Обязательно наверстаю упущенное, уже начала изучать свою родословную.

Совет училки

Оказывается, здесь можно остаться на ночь в гостевом домике (по-моему, одна ночь в простеньком домике стоит 14000 рублей, а номер — 7000 рублей) или в глэмпинге за 5000 рублей. Но мы не успели ничего забронировать, а все уже было занято, поэтому решили поехать домой.

День 3. Избы, блины и ручная магия

На третий день еле встали, поэтому выдвинулись в путь поздновато. Взяли курс на село Новосалия — в Дом фольклора. Захотелось чего-то народного, недавно в интернете как раз наткнулась на такое место. Поэтому записалась на их тур выходного дня. Деревня небольшая, ухоженная, с избами, в которых будто ничего не менялось лет сто. Музей искали недолго, потому что у входа нас встречали местные жительницы в костюмах. Сами мы тоже приоделись в наряды — так веселее и интереснее.

Вот так выглядит здание Дома фольклора, если решите сюда приехать
Вот так выглядит здание Дома фольклора, если решите сюда приехать

Мне казалось, что я у бабушки в деревне. Все по-родному. Прикольно придумали, что люди не просто могут смотреть на какие-то древние предметы крестьянского быта, а сами что-то поделать. Было много разных площадок. Мы, например, научились разжигать самовар, печь блины по старинному рецепту в настоящей русской печи (раньше ведь это был целый обряд).

Пекли блинчики
Пекли блинчики

Поиграли в «шагашки» на косточках и поводили хороводы. Маленькая я внутри была счастлива. Казалось бы, сидишь, пытаешься освоить ткачество, что-то коряво получается, но это так отвлекает от ненужных мыслей, очищает мозг.

Смотрите, как нам было весело
Смотрите, как нам было весело

Да, больше всего мне понравилось ткачество. Я впервые почувствовала, как полотно рождается из ритма. Получилось криво, но всем скажу, что это дизайнерская задумка. Пообедали блинами, и тут еще была дегустация блюд семейской кухни. Цены, хоть что сделайте, не помню… Надо звонить и спрашивать.

Дальше двинулись к озеру Арей. Дорога была долгой, а вокруг — такие дали, что ни один фильтр не нужен. Холмы в дымке, редкие домики, степь и тишина. В галерее уже памяти не осталось все это снимать. Озеро возникло резко — гладкое как зеркало. После шумных хороводов — самое то.

Я сначала просто сидела на берегу и смотрела, как свет падает на воду. А потом муж узнал, что тут есть грязевые ванны. Он же и пошел первым, мне нужно было время, чтобы решиться. Я, конечно, и купальника с собой не взяла, но уж очень хотелось. Была по уши в грязи в прямом смысле этих слов. А кожа после такой процедуры, как у младенца!

Завораживающие дали озера Арей
Завораживающие дали озера Арей

На озере было несколько лодок, мы арендовали одну и плавали до самого вечера. Вокруг не было ни души. Как-то так получилось, что этот день был про «из прошлого в настоящее». Удивительно хорошо.

День 4. След Чингисхана, шаман и брошенные тапочки

Оставалось два дня до отлета, времени было немного, а посмотреть хотелось все. Выбрали исторический маршрут. Я не знаю, зачем я когда-то мечтала о Тоскане, когда есть такие места, как «Приононье». Хотите услышать дыхание земли? Поезжайте туда! На берегу священного Онона стоят юрты, деревянные постройки, есть гостиница на 32 человека. А еще тут держат козочек, баранов, верблюдов, лошадей и коров.

Сначала мы пошли к «Дворцу Матери-царицы Онон». Это красивое, светлое здание, украшенное национальными узорами. Говорят, сюда приходят просить защиты и удачи. Я молча постояла, приложила ладонь к дереву у входа — загадала, чтобы все, что я задумала, сбылось и чтобы школьники наконец учиться начали.

Рядом — юрта-музей «Бабжи Барас батора». В центре — статуя легендарного предводителя хоринских бурят, вырезанная из кедра, а по обе стороны — фигуры его младших братьев, Тонтоли и Тантяана. Когда-то этот памятник стоял на вершине горы Большой Батор, но в советское время его уничтожили. И только в 2017 году, на радость местным, юрта и статуя были воссозданы. Стоишь внутри, и кажется, что дерево еще хранит тепло рук мастеров и силу того, кому оно посвящено. Хозяин базы, Баяржаб Юндунович, все показывал сам с той доброй гордостью, которую редко встретишь.

Увидели «Чашу Чингисхана» — гигантское углубление в камне, которое раньше было наполнено дождевой водой. Местные говорят, что если умыться из нее, получишь силу степи. В древности этот огромный камень стоял на других маленьких ровно и, возможно, это можно было сделать, но сейчас нам было достаточно почувствовать невероятную энергию этого места (воды там в августе не было). Можете себе вообразить, какая тут энергетика? Это надо почувствовать. Ощущаешь себя крохой перед чем-то древним.

Потом поднялись по «Лестнице Чингисхана» на возвышенность — с нее видно, как течет Онон, как пасутся животные, как солнце дробится в реке. Там, на самом верху, в скале — лицо старца. Просто камень, но точно с чертами лица. Жутковато и трогательно.

На территории есть кафе-юрта «Баян хоол». Здесь подают рубленные буузы (их лепили прямо при нас), похлебку аарса, пирожки бухэлеор с картошкой и мясом, чай с молоком и солью (необычно, но мы затем сюда и приехали). Все простое, сытное, настоящее. Ощущение, что ты ешь не просто еду, а знакомишься с чьей-то культурой. После такого обеда выкатились из-за стола, как колобки, и решили подвигаться.

Для активных здесь есть экскурсии: пешие, конные, водные и на машине. Можно уехать к горе Батор или в сторону Будалана, где нашли плиточные могильники IV века до н.э. Еще можно прокатиться на лодке до Гэдэргэ и даже до места рождения Чингисхана. Нам бы остаться тут на неделю, но времени было в обрез…

Прекрасные виды Приононья
Прекрасные виды Приононья

А после знаете, что было? Шаманский обряд! Восторг! Я не знала, чего ждать. Это было не как в фильмах. Мы сидели и слушали, как шаман рассказывал не легенды, а как будто жизнь чью-то пересказывал. Спокойный, молчаливый, с очень внимательными глазами.

Кстати, летом здесь проходят два больших события: женский фестиваль «Онон хатан» и национальное троеборье «Бабжын Наадан». Я представила, как степь гудит от скачек, как стреляют из лука, как все смеются и едят вместе. И подумала — хорошо, что мы поехали сюда в июле. В другом месяце оно было бы не тем. Устала от людей, но, мне кажется, это тоже было бы интересно.

Иногда именно в тишине лучше всего слышишь, что тебе нужно. Прогуляться по траве, пойти на зов степи, вдохнуть воздух, пропитанный древними сказаниями — то, что возвращает тебе себя.

Уехали… Не знаю, удастся ли побывать тут еще когда-либо. Может быть, мои дети побывают тут когда-нибудь и найдут тапочки, которые потеряла в траве, когда решила по ней прогуляться. Или вы их найдете, когда будете в этом месте. Знайте, что это мое добро! Да, я возвращалась домой босиком…

Совет училки

Можно остаться здесь на ночевку. Номер на четверых стоит 3200 рублей в будни и 3400 в выходные, а место в десятиместной комнате — 700. Мы не остались, но я чуть не передумала, когда увидела меню.

День 5. На вершине и под землей

Заключительный, но не последний!

Последнее утро встретило нас будто плачущим пасмурным небом. Мы ехали в Дульдургу, в предвкушении чего-то… не знаю, может, возвышенного — с маршрута к храму Небесные ворота. Грохот мотора ГАЗ-66, ухабы под колесами, открытая местность — все в лучших традициях приключений. До подножья добирались около сорока минут, а потом — подъем, примерно на двадцать метров. Несложный, но захватывающий: я заранее почитала, а по пути рассказывала мужу про местные легенды, энергию этого места и дух предков, охраняющих склоны. Наверху словно сам становишься частью этой земли, неба.

Небесные ворота
Небесные ворота

Но день еще не закончился. Работа в школе, конечно, тот еще экстрим, но тут тоже надо было взбодриться. Приехали к пещерам Хээтэй (Узорчатая). Первая — Сухая — просторный грот, в котором воздух пахнет древностью. Тихо, прохладно и как будто время замедляется. Во вторую, Мокрую, спускались уже в касках, с альпинистским снаряжением.

Инструкторы все объяснили и аккуратно опустили нас вниз, в ледяное царство. Хрустальные кружева, капли воды, замершие в движении, и температура около минус пяти. Я натянула на себя все теплое, что было, но все равно зуб на зуб не попадал. Неудивительно, что раньше эту пещеру использовали как холодильник для мяса. А после нам дали чай, пледы и двадцать минут тишины. Мы лежали прямо на земле, укутанные и довольные, как дети после праздника.

Совет училки

Спускайтесь сюда только с профессионалом и одевайтесь теплее.

Забайкалье оказалось таким, каким я помнила его с детства. Диким, но заботливым. Резким, но добрым. И точно не последним в наших с мужем путешествиях. «Я есть здесь и сейчас, но все, что вижу — дар предков», — вот что вы подумаете, когда приедете сюда. Здесь чувствуешь землю под ногами и вечность над головой.

Это прощание, но не финал. Я вернусь сюда обязательно — одна, с мужем, с детьми или с учениками. Муж, кстати, сказал, что давно так глубоко не отдыхал. Мы оба уезжали с ощущением, что нашли что-то свое: я — полную перезарядку и вдохновение, он — силу, питаемую природой. Желаю и вам того же, ведь ничего не лечит лучше родных просторов.

Не забудь подписаться на наш Дзен и сообщество VK Места, чтобы не пропустить самое интересное о путешествиях по России. Больше маршрутов и локаций найдешь в мини-приложении.