Найти в Дзене
Евразия.Эксперт

Исторический минимум близко: почему падают рейтинги правящей коалиции в Эстонии

Оглавление

Фото: unsplash.com

В Эстонии сложилась абсурдная ситуация: страной управляет коалиция, против которой настроено подавляющее большинство населения. Рейтинги правящего блока неуклонно падали в последние месяцы, обновляя один антирекорд за другим. В итоге он сохранил поддержку менее четверти граждан. Почему это происходит и какие альтернативы есть у эстонских избирателей, разобрал советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.

Рейтинги близятся к историческому минимуму

Эстонские социологи отмечают, что снижение популярности возглавляющей правящую коалицию Партии реформ, продолжавшееся на протяжении нескольких недель, остановилось. Об этом свидетельствуют данные социологической службы Norstat.

По данным на начало августа, рейтинг Партии реформ в настоящее время составляет 11,3%. Вторая входящая в коалицию партия, Eesti 200, имеет рейтинг 3,4% и остается наименее популярной парламентской партией. Таким образом, суммарная поддержка правящей коалиции составляет 14,7%, что близко к историческому минимуму. Еще в июне уровень поддержки правящих партий составлял около 20%, однако опустился с тех пор на шесть процентных пунктов, в основном за счет падения поддержки Партии реформ (рейтингу Eesti 200 падать уже просто некуда).

В целом снижение поддержки правительства в Эстонии является долгосрочной тенденцией и фиксируется с прошлого года. В марте это привело к выходу из правящей коалиции социал-демократов – на тот момент все три правящие партии имели суммарный рейтинг около 30%.

Демарш социал-демократов был объяснен разногласиями в коалиции – якобы правые и левые партии оказались не в состоянии ужиться под одной крышей. Реформисты и Eesti 200 даже попытались выставить уход социал-демократов как свою победу – с их уходом коалиция становится идеологически более однородной, правой, а значит, правительство сможет быть более эффективным.

Несмотря на выход из коалиции одной из партий, две оставшиеся по-прежнему удерживают парламентское большинство, однако дисбаланс между расстановкой сил в парламенте и уровнем общественной поддержки стал еще более очевидным.

Почему население недовольно властью

На сегодняшний день за оппозиционные партии готовы проголосовать 76,4% избирателей. Первое место в рейтинге популярности удерживает партия Isamaa (Отечество), которую поддерживают 28% граждан. Второе место занимает Центристская партия с рейтингом 17,8%, а третье - EKRE (17,2%). За тройкой лидеров следует покинувшая правительство Социал-демократическая партия, уровень поддержки которой составляет 13,4%.

Столь низкий рейтинг правящих партий, очевидно, обусловлен недовольством населения проводимой политикой. Эстония, как и другие государства Прибалтики, пожинает плоды своего воинственного милитаризма и антироссийской политики. Следствием этого становится рост расходов на оборону при одновременном сокращении источников пополнения бюджета.

Эстония вслед за Литвой и Латвией лишилась доходов от транзита российских грузов. Грузооборот портов сократился, а на железных дорогах списывается и режется в металлолом ставший ненужным и избыточным локомотивный парк. Резко упала туристическая привлекательность – не только потому, что сюда перестали приезжать российские туристы, но и потому, что европейцы также опасаются посещать ставший неспокойным регион. Однако на этом фоне эстонские власти продолжают курс на конфронтацию и наращивание военных расходов, естественно, за счет карманов собственных граждан.

Большим скандалом уже обернулись новые автомобильные налоги, которые начали действовать с начала этого года. Введенные под видом заботы об экологии, они существенно удорожают как покупку, так и содержание автомобилей. Последствия не заставили себя ждать – начались массовые уклонения от уплаты и рост фискальной задолженности.

Понятно, что реальной причиной драконовских сборов является не столько забота об экологии, сколько необходимость пополнять бюджет на растущие военные траты. К аналогичным мерам прибегают и в соседней Латвии, где из-за удушающих налоговых сборов значительная часть бизнеса вынужденно уходит в тень, а работники нанимаются без должного оформления и получают зарплаты в конвертах.

Что будет дальше

Естественно, подобная политика не может не сказываться на рейтингах правительства и росте поддержки оппозиционных партий. Однако приведет ли это к политическому кризису и досрочным выборам?

То, что рост протестных настроений может привести к смене правящей коалиции, продемонстрировала Литва, где на смену христианским демократам, продвигавшим агрессивный и затратный внешнеполитический курс, пришли более умеренные социал-демократы. Однако к каким-то принципиальным изменениям во внутренней и внешней политике Литвы это не привело. Более того, премьер-министр Гинтаутас Палуцкас, выступавший против увеличения военных расходов, стал жертвой коррупционного скандала и был вынужден уйти в отставку.

Нельзя исключать, что и Эстонию может ждать что-то подобное. Однако далеко не факт, что произойдет это на досрочных выборах. Очередные выборы в Рийгикогу пройдут в 2027 году, и у оппозиционных партий нет особых оснований торопить события. Действующая непопулярная коалиция возьмет на себя все издержки и выполнит всю необходимую черную работу. Чем дольше она удержится у власти, тем лучше для других партий, которые лишь нарастят свои рейтинги к очередным выборам.

При этом в Эстонии нет политических сил, способных как-то радикально изменить внутри- и внешнеполитический курс. Это означает, что никаких принципиальных изменений после выборов, независимо от того, пройдут они досрочно или в срок, не будет. Максимум, чего можно ожидать – незначительных косметических изменений.

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН