Найти в Дзене
Институт Любви к ДПС

Нужен ли эвакуатору путевой лист и тахограф?

Оглавление

Путевой лист для эвакуатора и тахограф: когда они нужны и нужны ли в принципе? На что ссылаемся и с чем работаем по данному вопросу.

Ниже — актуальные требования (на 12.08.2025), с отсылками к законам и разъяснениями, применимыми к эвакуаторам как к специализированным транспортным средствам.

Должен ли заполняться путевой лист на эвакуатор?

Короткий ответ: да, если осуществляется перевозка грузов или пассажиров по

договору перевозки (коммерческая перевозка), либо требуется документальная

фиксация выпуска ТС на линию с отметками предрейсового медосмотра и контроля технического состояния; при работе без коммерческой перевозки (собственные нужды без заключения договора перевозки) формально обязанность по Уставу возникает только при перевозке грузов/пассажиров, но на практике путевой лист используется как обязательный первичный документ для выпуска на линию и подтверждения медосмотра и техконтроля, а также на основании Приказа Минтранса о порядке оформления путевых листов.

Устав автомобильного транспорта (ФЗ №259): запрещает осуществлять

перевозки пассажиров/багажа и грузов без оформления путевого листа на

соответствующее ТС. Это означает, что при выполнении эвакуатором

перевозки автомобиля клиента как груза по договору перевозки (или

фрахтования), путевой лист обязателен.

ПДД (п.2.1.1) прямо указывают, что водитель обязан иметь при себе путевой

лист «в установленных случаях», а сами «случаи» конкретизируются иными

НПА (Устав, приказы Минтранса).

Приказ Минтранса РФ №390 от 28.09.2022 (состав сведений и порядок

оформления/формирования путевого листа): путевой лист оформляется до

выпуска ТС на линию; допускаются формирование на один рейс сверх смены

или на несколько рейсов в пределах смены. Это регламентирует формат и

момент оформления, что фактически закрепляет необходимость путевого листа при выпуске эвакуатора на линию для выполнения рейсов, в т.ч. с

отметками о предрейсовом медосмотре и контроле технического состояния.

Практическая позиция:

Если эвакуатор перевозит автомобили клиентов за плату — это перевозка

груза (принятого к перевозке автомобиля), значит путевой лист обязателен по

ст.6 ФЗ-259.

Даже при «собственных нуждах» компании без заключённого договора

перевозки, путевой лист обычно обязателен как документ выпуска на линию с

отметками о медосмотре и техконтроле, исходя из порядка Минтранса и

требований к предрейсовым осмотрам; на дороге инспектор вправе требовать

путевой лист в «установленных случаях», а отсутствие отметок о

медосмотре/техконтроле квалифицируется как нарушение.

Штраф за отсутствие путевого листа для водителя — по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ,

как правило, предупреждение или 500 руб.

Вывод: для эвакуаторов, выполняющих коммерческие перевозки (эвакуацию ТС

клиентов) путевой лист обязателен; оформляется до выпуска на линию, содержит обязательные реквизиты и отметки о медосмотре и техконтроле по приказу Минтранса.

Должен ли в эвакуаторе быть установлен тахограф?

Ключевой норматив: Приказ Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (требования к

тахографам, категории ТС, правила использования), реализующий ст.20 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», с изменениями с 01.01.2021 и далее.

Общее правило по категориям:

Оснащению тахографами подлежат: грузовые автомобили с разрешённой

максимальной массой более 3,500 кг и автобусы, в том числе эксплуатируемые

физическими лицами; ТС категорий N2, N3 у юрлиц/ИП.

Существует перечень исключений (приложение к №440), куда входят виды

спецтехники и спецтранспорта; круг исключений дополнялся в 2023 году

(например, отдельные передвижные установки).

Статус эвакуатора:

Ряд отраслевых разъяснений и обзоров по приказу №440 указывают, что

специализированные автомобили (в т.ч. эвакуаторы) включаются в

исключения и не подлежат обязательному оснащению тахографами, когда они

используются как спецтехника, аналогично коммунальной и иной

спецтехнике. Практические обзоры также перечисляют эвакуаторы в числе ТС,

для которых установка тахографа не обязательна.

В то же время необходимо соотнести конкретный эвакуатор с формальными

критериями: категория ТС (N2/N3), разрешённая максимальная масса,

характер эксплуатации (коммерческие перевозки грузов/пассажиров vs

выполнение спецфункций), принадлежность (физлицо, ИП, юрлицо), а также

отсутствие применения международных норм ЕСТР и иных исключений.

Практический вывод по эвакуаторам:

Если эвакуатор квалифицируется как специализированное ТС, подпадающее

под исключения приказа №440, обязательной установки тахографа нет.

Если же конкретная конфигурация и эксплуатация эвакуатора соответствует

критериям обязательного оснащения (например, грузовой автомобиль N2/N3 у

юрлица/ИП, выполняющий перевозки, и не подпадает под исключения),

тахограф обязателен.

Для физлиц, эксплуатирующих грузовики >3,500 кг, требование об оснащении

тахографами действует с 01.01.2021, если нет исключений; статус

«эвакуатор» сам по себе не отменяет требование, если он не попадает в

перечень исключений по приказу №440 применительно к конкретной

модели/назначению.

Важно: встречаются частные публикации, где делается общий вывод «эвакуатору тахограф не нужен», но они не всегда опираются на полный разбор приказа №440 и приложений и могут вводить в заблуждение; опираться следует на приказ №440 и перечень исключений с учётом категории, массы и назначения ТС.

Судебная и правоприменительная практика (заметки)

В правоприменении инспекторы ориентируются на: наличие путевого листа

при перевозке грузов/пассажиров по ФЗ-259 и отметок о мед- и техосмотре по

приказам Минтранса; отсутствие — влечёт штраф по ч.2 ст.12.3 КоАП.

По тахографам проверяются: категория/масса ТС, принадлежность

(юрлицо/ИП/физлицо), назначение/исключения по №440; наличие карты

водителя и фиксации режимов при обязательности; спорные случаи зачастую

разрешаются по буквальному перечню исключений приложения к №440 и

дополнительных поправок 2023 года.

Практические рекомендации для службы эвакуации

Формировать путевой лист до выпуска эвакуатора на линию с обязательными

реквизитами и отметками предрейсового медосмотра и предрейсового

контроля технического состояния согласно приказу Минтранса.

Если эвакуатор выполняет платную эвакуацию автомобилей клиентов

(перевозка груза), всегда иметь путевой лист и документы на перевозку по

Правилам перевозок грузов (ПП РФ №2200 — как форма подтверждения

договора перевозки транспортной накладной при классической

грузоперевозке; при эвакуации часто применяется заказ-наряд/акт, но

квалификация как «перевозка груза» сохраняет требование путевого листа).

По тахографу: определить категорию ТС (N2/N3), разрешённую массу и

назначение по ПТС/СТС, сопоставить с приложением к приказу №440 и

исключениями 2023 года; если очевидно подпадает под исключения для

специализированного транспорта (эвакуатор), установка не требуется; в

противном случае — обязателен тахограф с картой водителя.


Есть вопросы или нужна помощь?

Получите бесплатную консультацию Автоюриста

Светлана Юрьевна +7 938 302-82-09

Сайт: автоюрист-регион.рф