Моя мать была истинно латышской актрисой — по своим патриотическим убеждениям и национальному характеру. Она знала наизусть сотни латышских народных и застольных песен. В 1978 году, когда я жил в Армении, надеясь выучить армянский язык и поступить на факультет восточных языков, почти все армяне, узнав, кто моя мать, утверждали, что для них она — символ латышского народа. Они считали, что все латышские женщины такие же красивые, добрые, дружелюбные и талантливые.
Не всегда легко, когда уважение к тебе возрастает из-за известности твоей матери. Но я старался нести это бремя смиренно. Простите за упрощение, но талант и слава моей мамы были своего рода знаком качества всего латышского народа. В советское время я побывал в Туркменистане, Таджикистане, Грузии, Киргизии. Везде это подтверждалось: Вия Артмане — символ латышского народа.
«Перестройка» и поворот в сторону Запада радикально всё изменили. Мы перестали уважать себя естественно, с достоинством, и стали с преувеличением ценить всё западное. Такие метаморфозы, подобно болезни, превращают здоровый патриотизм в нездоровый национализм. Всё советское начали опошлять, принижать значение культуры той эпохи и её творцов.
Свою долю горечи пришлось испить и моей матери. Ей было больно, но она никогда не жаловалась. То светлое, грандиозное наследие, которое она создала за свою творческую жизнь, не смогла перевесить никакая подлость со стороны перестроившихся и оборзевших чиновников.
Скрыть боль такой великой актрисе удалось, но её организм не смог скрыть последствий. Начались первые проблемы со здоровьем, и она решилась на неожиданный шаг для истинной, до мозга костей, латышки — приняла православие.
Нет смысла писать больше перед текстами, которые я решил предать огласке. Хотя я уже не маленький и не молодой, в конце присоединю некоторые фото из нашего архива, где я реально очень небольшой ッ И песню, посвященную маме. У песни назвавание такое, как я себя чувствую в своем возрасте сегодна: "Я еще не молодой, но уже не старый".
Но весь знаковый смысл — в её последнем прошении к митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру и в словах, свидетелем которых был мой старший сын Иаков.
Последняя просьба актрисы Вии Артмане (1929 † 2008).
Перевод.
Высокопреосвященнейшему митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру.
Я, актриса Алида Вия Артмане, родившаяся в Тукумсе 21 августа 1929 года, свидетельствую, что 10 марта 1999 года в Баусском храме святого Георгия я была помазана святым Миром. В православие через таинства исповеди и святого миропомазания меня принял священник игумен отец Евгений (Румянцев). Мне было дано имя святой Елизаветы.
В благодарность за любовь, которую я получала на протяжении всей своей творческой жизни от русских людей, я хотела бы, чтобы в момент прощания с этим миром меня проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Святого Собора Рождества Христова.
Ваша Вия Артмане — Елизавета,
в Риге, после принятия Святого Причастия от отца Владимира
в храме рижского Свято-Троицкого Сергиево женского монастыря
18 сентября 2002 года.
Свидетельство о православной вечерней службы, которую записал мой старшый сын, внук Вии Артмане, Иаков (Jēkabs).
Душа моя радовалась, что и мама своим духовным домом почувствовала именно женский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. Она всегда посещала именно этот небольшой монастырский деревянный храм. Матушка игумения Магдалина благословила ей один из стульчиков монахинь, чтобы по старческой слабости во время службы можно было посидеть. Мама сама оставила свидетельство о своих недолгих, но глубоких переживаниях в Православной Церкви. После одной вечерней службы в рижском Свято-Троицком Сергиевом монастыре 17 сентября 2002 года ее сопровождал мой старший сын Иаков. И по пути домой, на трамвайной остановке она ему говорила удивительные слова, которые он, вернувшись, сразу записал в дневнике. Вот они в переводе: «Как красиво пели монахини. Вечернее богослужение индивидуальное. Это мне дает мир, ибо чувствую прямую связь с Богом. Я прошу у Бога силу. Силу, которая мне дает мир Христов. Силу, которая мне дает способность не гневаться на своих недоброжелателей и врагов, и на государство, и на его строй. Силу, которая мне дает смирение перенести трудности. Силу, которая мне помогает сохранить веру и любовь к своим врагам. Силу, которая не позволяет мне сердце вкрасться гневу и злости. Только Богом данные сила и мир дают мне радость в этом мире жить и любить. До своей смерти хочу сохранить эту благодать Божию и мирную любовь. Вот и трамвай уже едет…»
В крещении мама получила имя Елисавета — в честь мученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
P.S. Важно отметить, что об этом переживании вечерней службы в монастыре она рассказала 17 сентября 2002 года накануне литургии, на которой она причастилась Святых Христовых Тайн 18 сентября 2002 года. Вернувшись домой после литургии, она написала выше опубкикованное прошение митрополиту Александру.
«Сцена вечности»
Проект памятника создан мною. На просьбу помочь создать «Сцену вечности» единственным, кто отозвался, был белорусский предприниматель Андрей Павлович. «Сцена вечности» сделана из гранита «Бурый медведь», привезенного из России.
«Вечность стоит на месте»
Тут моя песня, где для видеоряда использованы материалы из нашего семейного 8-мм киноархива. В них мамы много.