В один ясный летний день (питерский) я увидел в приложении 'все еще лучшего банка' (tm) рекламу предлагающую что-то там денежное выиграть за участие в игрушечке. И немножечко нырнул в вопрос. Так-как я увлекающийся типаж (и знаю об этом), сразу решил сделать из этого какой-никакой полезный вывод. Так что вместо нытья 'мутят, недоплачивают и пытаются бортануть' тут будет небольшое психологическое эссе о оценке ресурсов, контроле азарта и выстраивании ожиданий. И о экономике внимания, конечно.
Итак, согласно теории игр игра - это процесс где все участники делают выбор, влияющий на исход, а выигрыш зависит от стратегий всех сторон. При взаимодействии сопоставимых участников все достаточно интуитивно-понятно, каждая сторона стремится максимизировать свой выигрыш при затрате минимальных ресурсов. Однако в ситуации банк(/казино/биржа) vs клиент - стороны явно неравноправны и несопоставимы. Поэтому, прежде чем вовлекаться в любой, напоминающий игру а не сделку процесс с организацией вам (внимание! начинается психология!) _необходимо оценить_ **ЧТО** тратит 'та сторона' и что она хочет от вас получить. И, самое главное, а что тратите вы.
Разберем три типичных случая, когда банк предлагает вам "бесплатные деньги"
- бонус за привлечение нового клиента. (рефералка).
- приз (лотерейный) за покупку у партнеров.
- призы за участие в игре.
Прежде чем двигаться дальше, приведем цитату одного публичного лица, горячо любимого в народе за неумение фильтровать базар:
«классическое банковское дело умирает, банк будущего - это место где клиент тратит деньги»
Держа это в голове, разбираем дальше наши кейзы.
обменяй друга на гамбургер
Первый - рефералка. это менее всего похоже на игру и более всего на честную сделку. Банк хочет увеличить клиентскую базу, с вашей помощью. (камон! эффективно увеличить клиентскую базу банка которым пользуется треть населения страны может только скачек рождаемости или туризма) Чаще, при вашей помощи, банк хочет впарить какой-то свой продукт уже имеющимся клиентам. Банк платит вам вознаграждение за то что вы пользуетесь своими социальными связями или медийным ресурсом (и социальным капиталом. Ибо если вы будете пытаться втюхать продукт банка не аудитории а знакомым, к вам быстро станут относится как к диллеру амвея ). Тем не менее - сделка кажется прозрачной. вы тратите чуть своего социального капитала, банк возмещает это денежкой, а чтобы ваша репутация не страдала - вашему рефералу тоже дает какой-то бонус. Вы ничего не потратили, банк получил нового клиента с мизером затрат, все довольны, ура. Для вас - усилие эфемерно, вознаграждение материально (хотя и копеечное). Однако, прежде чем ввязываться в эту 'честную сделку' следует знать как она работает в деталях.
вот три наиболее пристойных предложения 'все еще лучшего банка', в которых подписавшийся получает что-то полезное:
- порекомендуй дебетовку (бонус)
- порекомендуй кредитку (бесплатное обслуживание)
- порекомендуй брокерский счет (бонус акциями)
Казалось бы, бесплатные деньги, и на гамбургер, реально, хватит. Или даже на хотдог от обломофф. Но есть ньюанс. банку нужны реальные клиенты которые делают ему оборот. Чтобы условия по акции посчитались выполненными ваш визави должен совершить в течении месяца после регистрации покупку на определённую сумму с баланса этой карты или счета. Что, впрочем, логично, вы же не советуете знакомому человеку то чем он пользоваться не будет. Так что довольный клиент пользуется картой, вы оба получаете бонус, все довольны. ...это в идеальном мире. Реально - банк ваших рефералов игнорирует, до тех пор пока вы вручную не напишите в поддержку, что от вас кто-то зарегался, _указав его персональные данные_. Либо ваш друг не напишет в поддержку с вопросом, э, а где мой бонус, я же по ссылке регался! (лично я 3 раза давал ссылку, 2 раза пинал сапорт, защитано, после пинков 2 регистрации). Стоит ли этот мизерный выигрыш такой траты ваших нервов и внимания - думайте сами.
И самое интересное, это последнее из указанных предложений, про которое я жажду рассказать отдельно. увидев баннер "вам 5к, другу 5к" я не смог пройти мимо, ибо добавить в семейный бюджет бесплатные 10к достаточно заманчиво, даже если вам этого на пару заказов из доставки хватит. Внимательное и всестороннее изучение этого предложения выявляет вот какие тонкости:
Нигде кроме пролетного баннера не написано "вам 5к!", написано бонус: подарочные акции на сумму _до 5и к_.
Неплохо держать в голове понимание, что 5р - это тоже до 5000р.
Бонус получается в случае, если ваш друг зарегает счет и в течении 10 дней купит активов не менее чем на 10к и будет ими владеть не менее суток. причем активы, которые можно купить без комиссий (фонды самого банка) не считаются. На бесплатном брокерском тарифе - конская комиссия в 0.3%. тоесть за купить-продать бумаг на 10к клиент отдаст банку 60руб. ...но ведь бонус до 5к того стоит?
Бонус является виртуальными акциями. Их можно и нужно превратить в настоящие деньги до истечения срока их действия. а затем и вывести или превратить в настоящие бумаги. Как только ваш реферал выполнит условия получения и вы и он получите 'подарок'.
У вас не будет проблем с конвертацией 'друга в бургер', так как вы давно и осмысленно пользуетесь брокерским счетом. (ведь пользуетесь? пользуетесь же? padme.jpg).
А вот вашему другу-неофиту придется выполнить еще одно условие, чтобы 'подарок' можно было продать. А именно - иметь на баллансе брокерского счета сумму не менее 20к непрерывно в течении месяца.
В идеальном мире розовых пони сценарий получения бесплатных денег по этой акции выглядел бы так (не является ИИР! НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!):
ваш друг получает по ссылке кредитку с бесплатным обслуживанием, беспроцентным периодом 55дней лимитом на переводы в 50к. (для активации бонуса делает по ней нужную бытовую покупку, гасит задолженность). Затем регает брокерский счет по ссылке. Пополняет его с кредитки на 21к. покупает на них монетарный фонд не от банка. Через день получает подарок. Еще через 31 день продает фонд, получает на этом 167р дохода, выводит 21к обратно, гасит кредитку, продает сам 'подарок'. И наслаждается, наконец-то, материализованным бонусом 'до 5к'.
... который в моем случае был честно выдан в виде 5 виртуальных акций Газпрома на общую сумму в ...650руб. (это _половина_ настоящего лота. тоесть продать их и стать акционером Газпрома не добавив еще столькоже вы не сможете)
итого: в семейном бюджете по +650 на нос, затрат - 0, финансовый результат от перекладывания значки в 21к из кармана в карман на месяц - ну вот, на картинке:
Да, налог за подарок банк заплатит сам, полученный бонус в доходе не учитывается. И, как это ни обидно, государство возьмет с вас налог за то что вы хорошо положили ваши деньги полежать. Налог спишется автоматически при выводе денег со счета.
Зная все условия которые должны быть выполнены, теперь можете оценить насколько эта "честная сделка" честная, и потянет ли ваш социальный капитал такие рекомендации друзьям. В целом этот путь 'сравнительно честного получения халявы' не несет никаких особых рисков, кроме обмана ожиданий. Если вам за честно выполненную работу приходится тянуть оплату клещами, да еще и платят в 8 раз ниже ожидаемого - сомнительно что вы захотите такой опыт повторить.
Переходим к пункту 2.
купите у нас две лопаты по цене трех и получите шанс выиграть третью за полцены!
Потребительская лотерея. Лотерея - это игра? Да. Кто выигрывает в лотерею? - организатор лотереи!
Эпиграф в целом выражает суть достаточно исчерпывающе. Банк предлагает лотерейный билетик за покупку на его маркетплейсе/партнерке. Чем он отличается от другого маркетплейса или сети делающего тоже самое? количеством клиентов. Оно мизерное. У любой торговой сети в потребительской лотерее призы куда солиднее но и людей-участников там на порядок больше. У банка людей меньше (меньше людей - выше шансы) но и призы мизерные. Причем банк предлагает еще и самый худший вариант - не деньги или вещественный приз а 100% кешбек на покупку определенного приза на своем маркетплейсе.
Потребительские лотереи - это нечто максимально близкое к азартным играм. Вам может показаться что вы не покупаете билетик, значит участие бесплатное. на деле же это совершенно не так. Прежде чем совершить покупку в банковском маркетплейсе ради участия в розыгрыше - сто раз проверьте, а точно ли вам нужно то что вы покупаете (иначе это и есть плата за 'бесплатный' лотерейный билет), и не будет ли тожесамое дешевле в другом маркетплейсе. (скорее всего будет) Подытоживая этот пирожок - никогда не покупайте лотерейные билеты за неявный платеж (про другие ресурсы упомянем в следующей части). если очень хочется билетик, то за деньги - да. И помните, что шанс на выигрыш всегда стремится к бесконечно малой величине.
Лотерея обманывает наш мозг обещаением большой награды с минимумом риска, однако оценивать размеры вероятностей в бытовых ситуациях люди как правило не мастера, и поэтому есть иллюзия, что, накупив побольше билетов, можно значимо увеличить шанс награды. Возникает иллюзия контроля, а ощущение контроля наш разум ооочень любит. И технически, купив 10 билетов, вы увеличите вероятность выигрыша в 10 раз. например с 1к50000000 до 1к5000000 но эта вероятность все равно останется в бесконечно малой области. И, самое главное, она останется вероятностью а не гарантированным шансом.
Как обезопасить себя от лотерейной зависимости - я не знаю, и могу привести только свой специфический опыт.
Дело в том, что безвыигрышные лотереи - это нечто что бесит меня настолько, что я сознательно применяю к ним магическое мышление. А именно, даже принимая во внимание анекдот про 'пусть хоть лотерейный билет купит', считаю каждый случай не-выигрыша вкладом в свой балланс негэнтропии. Как и любой случай игры с шансами - повезло - это вселенной так надо. Не повезло - это мой кредит негэнтропии повысился. (я знаю что у математиков вероятности работают не так. но мыже адепты хаоса! ;) ) И потому, если мы хотим проверить, не нужно ли вселенной подкинуть нам денег - можно купить билетик. Одного достаточно.
пункт 3 - игры!
играем в дочки-матери на деньги
Как так получается, что учреждение, по части серьезности, формальности и унылости уступающее разьве что ФНС, предлагает вам, зачем-то, бесплатно поиграть на телефоне в настоящую игрушку, да еще и получить за это вознаграждение? что получает банк? и что получаете вы?
Что такое видеоигра и что она вам дает? Компьютерная игра, это в общем случае, система в которой вы делаете последовательность выборов с интересными последствиями. Обычно она привлекает ваше внимание, потому что укладывается в какой-то типичный сценарий активности, и вся цепочка стимул-реакция-последствия в ней работает мгновенно, предсказуемо и надежнее чем в жизни. А нашему мозгу очень нравится достигать цели, получать подтверждения своей компетентности, и вознаграждения (включая воображаемые). Грамотно построенные видеоигры делают цепочку ожидание -стимул-реакция-награда короткой и приятной (даже когда это инкарнация настолки - оценка ваших решений быстра а реакция наглядна и мгновенна). На самом деле в мире нет больше ничего что так безопасно для здоровья, мощно и быстро, жахнет вам по гормонам счастья... кроме хорошего секса. А по части легкодоступности, предсказуемости и малозатратности ресурсов на дозу вдеоигры лидируют вчистую ;). Фактически видеоигры были есть и будут в десятке самых крутых биохаков, придуманных людьми. Намного выше сладкого чизкейка, где-то рядом с музыкой даже. Что они дают человеку? быстрый дофамин. А также серотонин, эндорфин, адреналин, а хорошие сюжетки даже окситоцин. Простыми словами - легкую удовлетворённость по куче базовых сценариев.
Процесс, в котором мы занимаемся доступным удовлетворением не жизненно-важных потребностей - это досуг. Досуг важен для человека, он служит рекреационным целям. Легко, дозировано и безопасно получаемое удовольствие помогает человеку отдохнуть, восстановится, снять негативные эффекты стресса утомления, и даже травм и болезней.
И вот у нас есть такое отличное средство. Чем мы за него платим? (опустим тот момент что любое не эмоционально-нейтральное состояние для организма не бесплатное, будь то эйфория, вдохновение или отчаяние, нейромедиаторы и гормоны строятся из материальных компонентов, будете плохо кушать и недоедать жиров - даже любовная горячка стремительно перейдет в хроническую депрессию). За удовлетворение, получаемое в процессе такого досуга, мы платим вниманием (ну и временем). Это естественно, и все хорошо, когда балланс затраченного времени и полученного удовольствия сходится. Игры могут быть очень увлекательны. Это вполне нормально когда вы в пятницу вечером сели поиграть в смешной пиксельный квестик, а поднялись со стула в полдень воскресенья, с гудящей головой и набравшись впечатлений на месяц вперед. Так бывает, когда мы получаем хорошее художественное произведение в виде игры. Однако, создавать качественные произведения **сложно**. Но именно благодаря тому что видеоигра это такой мощный и гибкий биохак - производитель может поиграться с цепочкой ожидание-стимул-выбор-(....)-награда очень вольно. Например играясь с ожиданием может заставить игрока тратить очень много времени в игре и воспринимать ценность виртуальных наград очень высоко. настолько высоко что захочется заплатить за их приближение и более материальными ресурсами. Это один из вариантов, и я не буду называть конкретных представителей, так как они мне за это не платят ;). Но даже тут можно отбаллансить удовольствие/затраты так что игроку все еще будет приятно и просто играть. Однако, это вариант для тех, кто может позволить себе разработку большой и качественной игры. Банк из большой пятерки, очевидно, может, однако это не тот продукт который можно засунуть в приложение и втюхать каждому клиенту. Игрушка в приложении должна быть легкой, с короткими сеансами, и при этом хорошо вовлекающий. Для игр с минималистичный геймплеем есть другой хороший способ усилить вовлечение: предложить материальный приз. Причем лучше сразу в 2х вариантах: гарантированный и лотерейный. В этом случае, ожидание награды позволяет обойтись и примитивной реализацией и примитивным геймплеем, и получить при этом высокое вовлечение. Но чтоже хочет получить банк, который не торгует виртуальными бананами или стартовыми покемонами?
Внимание. Ваше внимание и время. На момент 25M3 в развитых государствах процветает 'экономика внимания'. Люди занимаются работой и собой, свободного времени, которое можно уделить непродуктивной дейтельности все меньше, а конкурентов на это время - все больше. Все медиаресурсы, ранее совершенно разные, теперь конкурируют друг с другом за ваше внимание, и те что поумнее - стремятся влезть в вашу повседневную рабочую, учебную и рекреационную активность, помимо чистого времени досуга. А зачем? Чтобы поместить в поле вашего внимания свои продукты. И чтобы внедрить себя в ваши базовые ассоциации, пользуясь потом эффектом узнавания для продажи вам чего-либо. В целом, если качество досуга при этом не страдает, в этом нет ничего плохого. Однако, всегда есть соблазн потратить меньше и воспользоваться грязным трюками, для того чтобы получить больше.
Как это получилось у 'все еще лучшего банка' и насколько он может вам навредить, украв время и подарив разочарование?
Итак у банка есть 4 игры:
раннер, викторина, вордл (онже - 5 букв, виселица), судоку.
что по качеству развлечения и грязным трюкам?
Во всех играх есть призы в виде скидок на продукты банка и партнерку. это фактически прямая реклама, представляемая как приз. Какие-то из призов, несомненно, могут быть полезны клиенту банка, но недостаточно для того чтобы считать это стимулирающей материальной наградой.
Сессии игры происходят 'за энергию', которая копится по часам, но не более суточной дозы. Тоесть играть бесконечно нельзя, но есть вполне понятный стимул заходить каждый день. Энергию нельзя купить за деньги, но можно получить, осуществив какие-то действия с банковскими и партнерскими предложениями. Как правило, там есть бонусы за действия, которые клиент банка и так совершает. Но есть и особые челенжи. В целом, в процессе взаимодействия с игрой клиенту подкидывают информацию о сервисах и партнерах банка когда он побеждает и когда кончается 'энергия'. А как у этих игр с геймплеем? Достаточно ли они развлекают, чтобы стоить потраченного времени или возбуждать интерес выполнить какие-то челенжи, чтобы получить еще сеансов игры?
раннер.
единственная экшен-игра. выполнено приемлемо но очень минималистично. и это не sota-минимализм, а схавают!-минимализм. геймплейно игра недалека от динозаврика в хроме. в целом это хорошо что количество сеансов в день ограничено, иначе, кмк, это даже ярым фанатам раннеров надоест. играть можно, но и врядли огорчишься тому что попытки кончаются.
викторина.
игра с ограничением времени. выглядит нормально, развлекает, не дает зависать, дает почувствовать себя компетентным. энергии на 4 попытки в день, больше - за условные монетки с призов и бонусов за потребительские действия. хочется ли покупать доп попытки и подсказки? вообще да. но есть ньюанс. вопросов в викторине крайне мало и они повторяются. я большинство видел более 3х раз. это портит удовольствие.
5-букв.
языковая головоломка. выглядит нормально. если клиенту нравится такой тип игр - реиграбельность бесконечная. но - одна попытка в день, плюс бонусы за заход, позволяющие одну доп попытку через день. вот 'вообще обидно', игра доставляет и сделана хорошо. единственная нормальная игра до судоку.
судоку.
классическая математическая головоломка. жизни за ошибочные ходы. за условные монетки - подсказки и доп жизни. кажется с этой игрой маркетологи сильно просчитались, так как сейчас она недоступна. реиграбельность - бесконечна. если клиент любит такие игры - вагон удовольствия и играть можно бесконечно, так как ошибочные ходы любитель судоку делает разьве что когда промахивается пальцем мимо кнопки. имхо - лучшее что у них было.
В целом - хорошие развлекалки. но вот настаёт момент гогда банк хочет добавить медийности, бешено пропиарить свои новые акции или продать кредитку детям с 14и (пусть сами платят в стиме за бананы и скины на пушки!). И активируется "блок стимуляции потребительского интереса" - бабло! И давайте сразу отметим. Бюджет на рекламную кампанию в 5-10 миллионов для банка из большой пятерки - это погрешность округления а не деньги. Прямая банерная реклама может сожрать больше.
В каждой из игр, вероятно периодически, проводится лотерея, билетики - за активное участие. В среднем - главный приз - до миллиона деньгами, несколько вторых мест по сотне и до сотен 3х по тысяче. Ньюанс в том что билетиков-то мало! Обычно, чтобы получить хоть один билет нужно потратить больше одного сеанса, а играют не все пользователи. изменить шанс не с 0,0000001 до 0,000001 а с 0,0001 до 0,01 даже очень трезвомыслящему человеку может показаться привлекательным. Правда, это все равно остается игрой шансов а не ммошным рандомом. Однако, игра развлекает, шанс награды значим и набрать билетиков, получив в процессе свой фан, вполне можно, до тех пор, пока вас не толкают к скрытым платежам как в потребительской лотерее. Пока игра проходится с удовольствием - все остальное лишь приятный бонус, который может упасть а может и не упасть, и если вы ходите по челенжам и проявляете социальную активность в игре чтобы больше поиграть - все ок.
Но это одна сторона. вторая - гарантированный приз активным участникам. На мой взгляд - самая грязная технология из всех что этот банк использовал. Банк говорит игроку - собери вот такую кучку виртуального флебониума и мы разделим на всех трудяг несколько миллионов! Вот только количество майнеров вам не раскроют заранее, и какой получится бонус, игрок не знает. а когда узнает.... см рис 1.
Чтож, если он упахивался ради награды а не удовольствия его ждет БОЛЬ! Пульс досих пор полон воплей "я пахал месяц каждый день и выиграл 79 рублей!"
Что на этом получил банк? Целевые показы рекламы настоящему клиенту. Да еще и наверняка привлек поток транзакций, давая вагон виртуальных монеток за операции типа 'сделай покупку на 777р'.
Выше для наглядности приведена картинка с раздачи слонов 'поделим 6 миллионов на всех кто добыл квизий!'
Со следующим розыгрышом банк решил поступить честнее:
Не ведитесь. Если вы потратите свое свободное время на занятие тем, что не принесет удовольствия, в рассчете на халяву - эта халява врядли принесет вам радость. Случай с викториной особенно показателен - она буквально шла по сценарию pay2win, и добыть максимум камня можно было либо играя каждый день со старта и никогда не ошибаясь и пуская бонусы на энергию, либо просто за нефиг делать, совершив несколько челленджевых платежей с особыми условиями. Фу таким быть, 'все еще лучший банк', не делайте так больше. И насыпьте в викторину вопросов побольше раз в 10. Я реально видел каждый выпадающий мне больше одного раза, а некоторые - больше 4х!
Отдельно о судоку. Почему мне кажется что судоку будет закрыта? Это все еще слишком хорошая и при этом слишком легкая игра. Я никогда не играл в нее раньше, и у меня получилось закрыть все 160 уровней на '12 билетиков' за 12 дней играя в нее по дороге дом-офис. Что, кстати, меня не остановило, и я прошел за 180 (я обычно играю в многомерные математические тренажеры и оптимизацию энтропии в низкоскоростных каналах управления) И я видел живой пример, когда человек с более математическим мышлением сделал это за 6 дней. Система бонусов там непродумана и банку мало пользы от того клиент продолжает заходить.
Засим все. Мне кажется в этом тексте я вскрыл подводные камни на которые вы могли налететь потянувшись за халявой и испытать экзистенциальную боль. Так что, если вам понравилось или было познавательно - поддержите автора донатом! Или зарегайтесь по приведенным выше ссылкам, проверьте сами насколько банк честно играет. ...кстати, для супорта банка: одну из ваших игр можно легко заэксплойтить при помощи социальной технологии. нанести ущерб банку или нарушить функциональность сервиса тем самым невозможно, а вот окончательно испортить игрокам удовольствие - в лёгкую. Так что, после того как мой кредит негэнтропии опять пополнится, я сделаю пост об этом косяке отдельно.