Введение: Загадка Гибели Хеттского Царства
Период около 1200 года до нашей эры широко известен в истории как время почти полного коллапса империй Позднего Бронзового века, событие, которое часто называют катастрофой Бронзового века. Могущественные государства, такие как Хеттское царство, простиравшееся от Греции до Египта и Месопотамии, внезапно прекратили своё существование или продолжили своё существование в кардинально иной форме. Хеттская столица Хаттуса, вдохновившая многих авторов на создание художественных произведений, стала одной из главных жертв этого масштабного кризиса, будучи заброшенной и разрушенной.
Причины упадка столь могущественной державы, как Хеттское царство, и её столицы, Хаттусы, до сих пор остаются предметом активных научных дискуссий. Современная историческая наука не располагает хеттскими письменными данными, напрямую описывающими кризис и падение царства, так как хеттские архивы прекращают функционировать за несколько десятилетий до краха государства. Это вынуждает исследователей обращаться к неанатолийским источникам, таким как египетские надписи из Мединет-Абу и клинописные тексты из Угарита, которые, однако, ограничены идеологическими представлениями и географической удалённостью от описываемых событий. В свете этих ограничений археологические данные приобретают особую важность для понимания феномена упадка позднебронзовой цивилизации Анатолии.
Хаттуса, Столица Хеттов: Археологические Свидетельства Упадка
Историки широко признают, что около 1200 года до нашей эры произошло почти полное разрушение империй Позднего Бронзового века. Многие археологические объекты, включая хеттскую столицу Хаттусу, демонстрируют признаки разрушения примерно в это время. Для Хаттусы эти следы разрушения присутствуют "убедительно", хотя кто именно нанёс последний удар, остаётся неясным.
На ранних этапах археологических исследований Хаттусы, начиная с работ К. Биттеля, были обнаружены обширные следы пожаров, которые интерпретировались как "единый слой катастрофических разрушений". Это привело к гипотезе о том, что Хаттуса пала в результате насильственного захвата. Эта точка зрения активно развивалась многими исследователями до конца 1990-х годов и хорошо согласовалась с доступными на тот момент письменными источниками. Традиционно, вслед за устоявшейся в хеттологии традицией, захват города приписывался "народам моря". В качестве возможных разрушителей также рассматривались фригийцы или каски.
Переосмысление: Гипотеза Юргена Зееэра об Эвакуации
Однако, начиная с конца 1990-х годов, в хеттской археологии начали появляться новые подходы, предлагающие альтернативное видение кризисных процессов. Юрген Зееэр, руководивший раскопками Хаттусы с 1994 по 2005 год, кардинально пересмотрел контекст и содержание разрушений конца Бронзового — начала Железного века в Хаттусе и пришёл к неожиданным выводам.
Его исследования показали, что "единого горизонта пожара" в действительности не было; вместо этого, наблюдались лишь локальные пожары в отдельных частях Верхнего города. В жилых кварталах, ритуальных и административных сооружениях отсутствовали повседневные вещи, такие как фрагменты керамики или мелкие орудия. Среди находок были только клинописные таблички, глиняные буллы и крупные пифосы. Этот факт позволил Зееэру предположить, что помещения были систематически разграблены жителями города уже после того, как были заброшены, а не во время насильственного захвата. Кроме того, значительная часть города вообще не была затронута пожаром.
Зееэр также установил, что многие храмы (15 из 27) в Верхнем городе Хаттусы прекратили функционировать и были заброшены ещё до конца хеттского периода. Некоторые из них даже разбирались на строительные материалы для укрепления стен и других сооружений. Эти наблюдения привели к выводу, что Хаттуса постепенно приходила в упадок ещё в хеттскую эпоху.
На основании этих данных Зееэр выдвинул гипотезу, что Хаттуса не была разрушена внешним врагом, а была заблаговременно оставлена её населением и постепенно пришла в запустение.
Он предположил, что царская семья переместилась в другой город ещё до падения государства (подобно тому, как это происходило во времена правления Муваталли II), и за ней последовали чиновники, жрецы и ремесленники. Это привело к тому, что Хаттуса утратила свои столичные функции и перестала быть религиозным и административным центром. Сейсмическая активность также могла способствовать этому исходу, о чём свидетельствуют находки "волнообразных стен". "День матери" (как хетты называли смерть) для Хаттусы, по версии Зееэра, растянулся на долгие годы, представляя собой процесс постепенной политической и хозяйственной трансформации.
Критика и Контраргументы Гипотезы Зееэра
Несмотря на убедительность гипотезы Зееэра, она вызвала и встречные аргументы. Сама гипотеза о тотальной эвакуации Хаттусы не объясняет следов катастрофического пожара, опустошившего хеттскую столицу, поскольку неясно, кто и зачем мог сжечь обезлюдевший город. Кроме того, археологические данные из близлежащих хеттских центров, таких как Аладжа-хёюк и Машат-хёюк, также показывают синхронные слои мощных пожаров. В поселении Караоглан, расположенном к западу от Галиса, в слое разрушений были обнаружены скелеты жителей, павших при взятии города, что указывает на насильственный конец.
Новейшие раскопки в Хаттусе выявили небольшое поселение раннего Железного века на холме Бююккая после крушения города. Производство керамики в этом поселении было схоже по формам и технологии с имперской традицией, что может свидетельствовать о возвращении части хеттского населения. Это не коррелирует с идеей, что хеттская столица была просто брошена её обитателями. Жизнь в Хаттусе продолжилась и в начале Железного века, хотя и не на территории цитадели Бююккале.
Местные жители, не зависящие напрямую от административного аппарата, могли вернуться, а появление новых типов керамики может быть связано с возвратом к местным раннебронзовым традициям, а не со сменой населения. Однако увеличение доли свиных костей и обнаружение пряслиц, что ассоциируется с касками, может указывать на приток нового населения.
Авторы Немировский и Сафронов также утверждают, что египетские писцы не могли ошибаться в своих сообщениях о гибели Хатти, так как Хеттское царство было постоянным партнёром Египта на протяжении 14-13 веков до нашей эры, и египтяне активно взаимодействовали с пришельцами. Они считают невероятным, что под гибелью Хатти подразумевались бы события, не затрагивающие Хаттусу и центральную хеттскую территорию.
Причины Коллапса: Многофакторный Подход
Гибель Хеттского царства не может быть объяснена одной единственной причиной. Напротив, большинство исследователей склоняются к многофакторной модели, включающей как внешние угрозы, так и внутренние слабости, усугублённые природными катаклизмами.
1. Роль "Народов Моря" и Других Захватчиков
Традиционно, вторжение так называемых "народов моря", пришедших из Эгейского моря, рассматривалось как ключевой фактор коллапса Бронзового века и разорения могущественных цивилизаций, включая Египет и хеттов. Египетские надписи из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу прямо утверждают, что "чужеземцы с островов" (народы моря) объединили силы и опустошили "все земли", включая Хатти, Кадеш, Кархемиш, Арцаву и Аласию, прежде чем напасть на Египет около 1188 или 1177 года до нашей эры.
Однако современные историки пересматривают роль "народов моря". Термин "народы моря" считается некоторыми крайне нежелательным. Их всё чаще рассматривают не как основную причину, а скорее как усугубляющий фактор, или даже как "жертв или симптомов" коллапса. Например, город Каркемиш, который в надписях Рамсеса III указывается как разрушенный, на самом деле пережил конец Бронзового века и процветал, став важным центром хеттской власти в раннем Железном веке. Это ставит под сомнение абсолютную точность египетских исторических записей, которые могли быть стилизованы или преувеличены в пропагандистских целях.
Кроме "народов моря", как потенциальные разрушители Хаттусы назывались каски — северо-восточные соседи хеттов, которые ранее неоднократно нападали на регион Хаттусы. В 1190 году до нашей эры каскам удалось захватить, разграбить и сжечь Хаттусу. Авторы Немировский и Сафронов предполагают, что именно восточные мушки (предки армян, фрако-фригийское население балканско-эгейского региона), могли быть той группой мигрантов, которая разорила центральное Хатти и захватила Хаттусу. Они связывают восточных мушков с этнонимом "пелесет" из египетских источников, указывая на их общее происхождение со Стримона.
Замечание о железном оружии: Предположение, что "народы моря" имели превосходство благодаря железному оружию, ошибочно. В тот период сырое железо было хуже бронзы для изготовления оружия: оно мягче, плохо держит заточку и быстро ржавеет. Бронза превосходила его во всём, кроме стоимости. Железо было дешёвым и использовалось для грубых сельскохозяйственных или бытовых инструментов. Когда говорят о превосходстве железа, на самом деле имеют в виду сталь — сплав железа и углерода. Хетты знали о стали ещё в 1800 году до нашей эры, но не могли производить её в больших количествах. К моменту появления "народов моря" производство стали было крайне трудоёмким, требовало высокой квалификации (до 40-50 циклов ковки и складывания) и оставалось "игрушкой богатого человека", непрактичной для оснащения целых армий. Широкая доступность стали появилась только после VI века до нашей эры с изобретением индийского тигельного процесса (вутц-стали). Нет доказательств, что "народы моря" разработали железные технологии; если у них и было железное оружие, оно, вероятно, было получено от хеттов и египтян. Нарушение торговых путей для олова (компонента бронзы) могло, однако, способствовать росту популярности железа из-за его повсеместной доступности.
2. Климатические Изменения и Засуха
Одним из наиболее убедительных факторов, способствовавших коллапсу, являются климатические изменения. Вторая половина XX века принесла первые исследования, указывающие на продолжительный засушливый период в Восточном Средиземноморье на рубеже Бронзового и Железного веков. Недавние исследования палеоклиматологов, опубликованные в журнале Nature, показали, что около 3200 лет назад (примерно 1200 год до нашей эры) начался трёхвековой период сухого и прохладного климата в Северном Леванте, со средней температурой на 2–5 градусов Цельсия ниже современной. Такие условия неизбежно влияли на урожай, вызывали нехватку продовольствия и, как следствие, приводили к социально-политической напряжённости.
Чтобы восполнить пробел в данных для Центральной Анатолии, группа учёных под руководством Стерта Мэннинга из Корнеллского университета исследовала годичные древесные кольца можжевельника из раскопок древнего города Гордион, расположенного примерно в 230 километрах к западу от Хаттусы. Годичные кольца можжевельника, как показали исследования, очень плохо прирастают в засушливые годы и служат хорошим индикатором количества осадков в конце весны и летом — периода, критически важного для урожая зерновых.
Учёные построили непрерывную дендрошкалу за период с 1775 по 748 год до нашей эры. Метеорологические наблюдения показали, что один засушливый год (менее 300 мм осадков) можно было пережить, но два или более года подряд грозили массовым голодом. В период между 1270 и 1135 годами до нашей эры 13 или 16 годичных колец отражают засухи, длившиеся два года или дольше. Трехлетняя засуха, которая, по мнению учёных, стала "ключевой причиной падения Хеттского царства", случилась в 1198–1196 годах до нашей эры, что совпадает со временем коллапса. За 12-летний период, начиная с 1198 года до нашей эры, как минимум половина лет (от шести до восьми) были засушливыми.
Эти выводы подкрепляются анализом изотопного состава углерода в древесине и данными спелеотемов из анатолийских пещер, которые также показывают сдвиг климата в сторону засушливости в 1232–1192 годах до нашей эры, с пиками в 1222–1221 и 1195 годах до нашей эры. Эти хронологические рамки соответствуют древним текстам, сообщающим о нехватке зерна в хеттских землях, а затем и о коллапсе. Трехлетняя засуха, несомненно, поставила в крайне тяжёлое положение крупные центры, такие как Хаттуса, зависевшие от поставок зерна и не имевшие выхода к морю. Возможно, другие ближневосточные центры, например Угарит, также ограничили экспорт зерна из-за собственных проблем с урожаем, что усугубило кризис в Анатолии.
3. Внутренние Проблемы
Помимо внешних угроз и климатических изменений, существенную роль сыграли и внутренние проблемы. Долгосрочные трудности, такие как перебои с продовольствием, социально-экономический спад, нарушения политической, религиозной и культурной идентичности, а также возможные восстания или соперничество внутри хеттской династии, подточили стабильность империи. Постоянные военные кампании Суппилулиумы II также могли подорвать экономику государства.
Разнообразие Судеб: Региональные Различия в Коллапсе
Важно отметить, что процесс крушения Хеттского царства был неоднородным и протекал по-разному в различных регионах Центральной Анатолии. Если в некоторых областях события развивались по катастрофическому сценарию, предполагавшему разрушение городов и массовый исход населения, то для других областей справедливее говорить о процессах адаптации и трансформации.
Каман-Калехёюк и Гордион: Адаптация и Трансформация
Например, Каман-Калехёюк, небольшой телль в юго-западной области бывшего Хеттского царства, не прерывал своё существование на протяжении всего Бронзового и Железного века. В слоях, синхронных с исчезновением хеттской власти, не было обнаружено никаких следов разрушений. Удалённость от центра в условиях кризиса послужила скорее толчком к развитию для этого поселения, где после падения Хеттской державы началась активная металлургическая деятельность, особенно в производстве железа и стали. Произошли изменения и в керамическом производстве, с появлением новой керамики, свидетельствующей о культурных контактах с югом Анатолии.
Гордион, расположенный на западной границе центральной области Хеттского царства, также не подвергался вражеским атакам, и в конце Бронзового и начале Железного века отсутствовали какие-либо следы разрушений. Этот город, казалось бы, находящийся на первой линии миграции "народов моря", удивительным образом не прервал своё существование. Однако, в переходный период в Гордионе произошли существенные изменения в материальной культуре, указывающие на возможный приток нового населения или сосуществование с ним. Изменилось производство керамики (от централизованного к домашнему) и домостроительство.
Ушаклы-хёюк: Переход от Города к Сельскому Поселению
В юго-восточной области, на месте одного из наиболее вероятных кандидатов на роль хеттского города Циппаланда — Ушаклы-хёюка — картина была иной. Хотя в значительном по размерам храме (здание II) не было найдено следов разрушений или пожаров, и он был заброшен в конце Бронзового века, другое здание (здание III) имело многочисленные следы интенсивного пожара. Однако отсутствие каких-либо предметов внутри здания указывает на то, что перед пожаром оно было опустошено и заброшено. В отличие от Хаттусы, где не было резкого разрыва в керамическом производстве, керамическая традиция в Ушаклы-хёюке оказалась прервана, произошли сильные изменения как технологического, так и художественного характера. Ушаклы-хёюк превратился из крупного города в поселение сельского типа с переориентацией на придомное производство керамики.
Неоднородность Кризиса
Эти примеры показывают, что кризис привёл к заметному упадку городской культуры в столичной области Хаттусы, но для некоторых поселений Центральной Анатолии удалённость от центра в условиях кризиса послужила скорее толчком к развитию. Местные общины адаптировались к жизни вне рамок хеттской административно-хозяйственной системы, иногда в сотрудничестве с новым населением, и даже смогли извлечь выгоду из новых условий, демонстрируя определённое процветание. Это ставит под вопрос правомерность использования термина "кризис" применительно ко всей территории бывшего Хеттского царства на стыке эпох Позднего Бронзового и Раннего Железного века.
Историографический Аспект Проблемы
Проблема упадка и последующего коллапса Хеттского царства в XII веке до нашей эры в рамках общеближневосточного кризиса остаётся неразрешённой, во многом из-за отсутствия достаточного количества письменных источников, оставленных самими хеттами.
Историография проблемы падения Хеттского царства прошла несколько этапов. Первоначально (1910-1930-е годы) объяснения базировались на гипотезе масштабных этнических миграций (например, "народов моря"), реконструируемых на основе египетских, библейских и античных письменных источников. Первые археологические данные о разрушениях в Хаттусе интегрировались в этот исторический нарратив. На следующем этапе (1950-1980-е годы) археологический материал постепенно пополнялся, и концепция разрушительных переселений оставалась доминирующей.
Однако с конца 1990-х годов в хеттской археологии начали появляться новые подходы. На этом этапе (с конца 1990-х до настоящего времени) характерно критическое переосмысление накопленного материала, расширение источниковой базы за счёт новых раскопок и появление новых объяснительных моделей, которые переоценивают важность археологических данных как исторического источника.
Пробелы и Вызовы
Концепция миграций и военных конфликтов, будучи одной из самых популярных, хорошо вписывается в исторический нарратив, основанный на письменных источниках. Однако археологические данные лишь частично подтверждают её и содержат неоднозначности. Во-первых, не во всех поселениях были обнаружены следы разрушений в соответствующих слоях. Во-вторых, даже при их наличии не всегда возможно однозначно интерпретировать их как последствия внешних атак. В-третьих, археологические последствия миграций иногда трудно определить из-за плохой сохранности материалов. Более того, сторонники решающей роли миграций часто реконструируют их характер почти исключительно по египетским письменным источникам, предполагая лавинообразное распространение, тогда как теоретические работы по археологии миграций указывают на тактику "резких скачков".
Заключение: Уроки Прошлого
Гибель Хаттусы и коллапс Хеттского царства около 1200 года до нашей эры являются результатом сложного взаимодействия множества факторов, а не одной единственной причины. Это был "идеальный шторм", включавший продолжительные засухи и климатические изменения, что привело к нехватке продовольствия и внутренним социально-экономическим трудностям. К этому добавились внешние воздействия, такие как набеги "народов моря" и касков. Однако, современные исследования показывают, что разрушение не всегда было насильственным; в случае Хаттусы это, возможно, был процесс заблаговременной эвакуации элит, за которым последовало постепенное запустение города.
Процесс коллапса был неоднородным: в то время как столичный регион пережил упадок городской культуры, некоторые периферийные поселения, такие как Каман-Калехёюк и Гордион, смогли адаптироваться к новым условиям, а в отдельных случаях даже процветать, устанавливая новые экономические и культурные связи. Это подчёркивает необходимость комплексного подхода и критического осмысления как археологических, так и письменных источников, многие из которых (особенно египетские) могут содержать пропагандистские или стилизованные элементы.
История гибели Хаттусы и Бронзового века в целом предлагает важные уроки для современного глобализированного мира. Взаимосвязанность цивилизаций, будь то через торговлю оловом в древности или нефтью сегодня, означает, что политическая нестабильность, экономические кризисы или климатические изменения в одном регионе могут иметь радикальные последствия для других, отдалённых областей. Понимание того, как общества прошлого реагировали на подобные вызовы, может помочь подготовиться к будущим "точкам невозврата" в условиях меняющегося климата и глобальных взаимосвязей.