Найти в Дзене
ЧС ИНФО

Что меняет русский МАХ: почему нас заставляют по-английски Родину любить, назвав национальный мессенджер на иностранный манер?

Стремительные роды национального мессенджера под странным англоязычным названием «МАХ», очевидно, обусловлены затяжным политическим противостоянием России с Европой, США и множеством других стран. И нет ничего удивительного в том, что России потребовалась собственная платформа для общения, независимая от воли недружественных зарубежных государств и фирм.

В июне текущего года президент РФ Владимир Путин заслушал доклад главы Минцифры РФ Максута Шадаева, в котором тот указал на явный пробел в цифровом суверенитете, отметив супер-популярность иностранных мессенджеров:

— Ими ежедневно в стране пользуется более девяноста миллионов человек, — доложил Шадаев. — При этом за последние три года их аудитория выросла на тридцать процентов.

Путин, выслушав министра, поручил форсировать внедрение нового российского мессенджера в сферы официальной и личной жизни россиян. На том же совещании Шадаев объявил об отечественной разработке – мессенджере под названием «МАХ», «который по своим параметрам полностью сопоставим с зарубежными конкурентами».

Ответ Путина запротоколирован на сайте Кремля:

— Услуги, которые предоставляют различные ведомства, финансовые учреждения нужно переводить на эту платформу.

Кстати, первая версия МАХа вышла на рынок еще в марте. Программа позволяла пользоваться самим мессенджером, голосовыми и видеозвонками, отправлять и получать файлы. Чуть ли не сразу платформу поддержали финансовые сервисы от ряда банков, также была запущена интеграция с другими компаниями. Главная «фишка» нового мессенджера, по заявлению разработчиков, заключается в том, что он стабильно работает даже при «тормознутом» интернете, на недорогих устройствах и в сетях связи с низким качеством.

10 июня Госдума сразу в двух чтениях приняла законопроект об объединении функционала отечественных цифровых сервисов в едином приложении MAX. Председатель комитета ГД РФ по информационной политике Сергей Боярский уверен, что «это будет больше, чем национальный мессенджер, у него будет много интересных и уникальных функций».

Понятно, что после указания главы государства на местах сразу взялись за перевод на МАХ всего и вся. Министерство образования Новосибирской области, к примеру, заявило, что с сентября 2025 года все школы региона начнут внедрять российский мессенджер. Это согласуется с новыми федеральными законами и распоряжениями, включая недавно принятый закон о национальном сервисе обмена информацией. Так выполняется задача по переводу коммуникаций в образовательной платформе «Сферум» на российский сервис. Отмечается, что нынешние онлайн-коммуникации все же останутся в «Сферуме», который интегрируют с MAXом на федеральном уровне. Поясняется также, что родители и ученики могут отказаться от MAXа. Школа при этом должна обеспечить альтернативные способы получения информации: через электронную почту, портал «Электронная школа Новосибирской области», информационные стенды (включая цифровые) или бумажные носители.

Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, между прочим, в числе первых решил перевести на него всю работу мэрии:

— Поручил департаменту связи и информатизации мэрии начать с 23 июня переход на российский мессенджер МАХ для внутренней переписки сотрудников администрации. Это позволит обеспечить безопасность и надежность служебных коммуникаций, — уверен Кудрявцев. — Это вопрос информационного суверенитета. Пока МАХ будем использовать для служебных коммуникаций — протестируем в реальных условиях и подготовимся к полному запуску осенью.

Кстати, не подумайте, что MAXу не препятствовали конкуренты. Владельцев мессенджера уже успели, например, обвинить в том, что они делятся личными данными пользователей со спецслужбами. Конечно, делятся – они обязаны это делать по существующим законам. Как и хозяева других мессенджеров. Причем, в других странах – такие же правила «игры» в демократию.

Из открытых источников известно, что МАХ разработали инженеры, работавшие в компаниях, которые обслуживали корпоративные VoIP-системы решали вопросы безопасности средств связи. Разработка МАХ началась еще в 2020 году, и ставка делалась как раз на то, чтобы создать мессенджер без перегруженности и навязчивой рекламы. Это удалось: MAX стал быстро набирать популярность.

Несмотря на поддержку первого лица страны, вопросы к национальному мессенджеру остаются, и вопросы вполне адекватные. Одни из самых обсуждаемых: почему его назвали на латинице, и что это название означает? Недовольство по этому поводу прозвучало даже в Госдуме РФ.

— Думаю, нелишне было бы спросить российских пользователей, какое название они бы предпочли для российского мессенджера, — сказал один из депутатов и отметил, что название МАХ «вызывает вопросы»:

— Или это русское слово «мах»»? Слово хорошее, удалое. Есть даже присказка «одним махом семерых побивахом». Но только ни оно, ни имя собственное «Макс» по логике не имеют отношения к способу связи.

И действительно, почему российский госмессенджер назвали не по-русски? Объяснений толковых этому нет. Высказываются разные версии. Например, в математике этим словом обозначаются максимальные значения, в авиации, если читать по-русски, – скорость звука. Предположу, что название родилось из амбициозных планов разработчиков подсадить на отечественный мессенджер всех россиян, а правительству имя понравилось в англоязычном исполнении, так как ему также амбиций – не занимать. Русскими же буквами назвать новое мобильное приложение и его веб-версию, полагаю, было затруднительно. Ведь уже существует множество «Максов». Вспомним, к примеру, робота Макса, работающего на «Госуслугах».

Что ж, нет ничего плохого в том, что Россия последовала примеру таких стран, как Япония, Южная Корея, Вьетнам и Китай, и создала свою национальную платформу для общения. И все же жаль, что национальный мессенджер, как ни старались, получился на иностранный лад.