Найти в Дзене

«Скотный двор», «Модерн», 05.06.2025

Ровно 70 лет назад английский писатель и журналист Джордж Оруэлл написал
«Скотный двор» – сатирическую притчу о животных, свергнувших хозяев и
попытавшихся создать дивный новый мир. Что получилось у тех, кто весь
мир насилья разрушил до основания и затем новый мир построил, вы можете
узнать из книги Оруэлла, из спектакля Юрия Грымова или просто из
учебника истории. «Скотный двор» – смелая, безжалостная вещь, и не
скажешь, что ей 70 лет... Знакомая картина: власть – мы, конечно,
говорим исключительно про Англию! – желает резать или стричь народ, а
народ безмолвствует. «Модерн» сделал яркий, масштабный и оставляющий сильное впечатление спектакль. Даже если в зал разрешено было бы проносить поп-корн, есть его во время «Скотного двора» вы не смогли бы. Актерские работы, сценография, свет,
музыка, совершенно невероятные костюмы животных (особенно остриженные
овцы) – все это действительно на высоком уровне. Актеры играют животных
так, как будто провели все детство, гуляя по зоопар

Ровно 70 лет назад английский писатель и журналист Джордж Оруэлл написал
«Скотный двор» – сатирическую притчу о животных, свергнувших хозяев и
попытавшихся создать дивный новый мир. Что получилось у тех, кто весь
мир насилья разрушил до основания и затем новый мир построил, вы можете
узнать из книги Оруэлла, из спектакля Юрия Грымова или просто из
учебника истории. «Скотный двор» – смелая, безжалостная вещь, и не
скажешь, что ей 70 лет... Знакомая картина: власть – мы, конечно,
говорим исключительно про Англию! – желает резать или стричь народ, а
народ безмолвствует.

«Модерн» сделал яркий, масштабный и оставляющий сильное впечатление спектакль. Даже если в зал разрешено было бы проносить поп-корн, есть его во время «Скотного двора» вы не смогли бы. Актерские работы, сценография, свет,
музыка, совершенно невероятные костюмы животных (особенно остриженные
овцы) – все это действительно на высоком уровне. Актеры играют животных
так, как будто провели все детство, гуляя по зоопарку:) Вот увидите, это
будет любимый спектакль московских квадроберов (шутка)! Также очень
хочется похвалить кофе в буфете – самом красивом театральном буфете
Москвы. И это единственный театр, где я, человек экономный и не из семьи
хряка Наполеона... ой, то есть класса властьимущих, готова расстаться с
400 рублями, потому что это не просто чашка вкусного кофе, а чашка кофе
плюс три тонны красоты помещения и четыре тонны обаяния работников и
работниц буфета. Спасибо! Да, мы, зрители, приходим за искусством, но
настроение нам делают еще до третьего звонка.
Но все же вынырнем (с некоторым сожалением) из кофе и вернемся к событиям после третьего звонка.

Похвалы актерам и всему прочему перечисленному искренние. Но это не отменяет моего недоумения по поводу того, что и без того отличную, пронзительную книгу решили, так сказать, улучшить. Добавлена любовная линия коня Боксера, добавлены хозяева, годами (!) томящиеся в клетке и их
интеллектуально обиженный сын, перешедший на службу к животным и сам
постепенно превращающийся в свинью. Дочку хозяев свиньи съедают – в
повести про это ни слова. И это бы ещё можно понять, но то, что
измученная клеткой хозяйка соглашается сожительствовать с хряком
(омерзительный такой, с волосами на загривке. Бр-р! Сам актер очень
симпатичный, а персонаж – мама дорогая!) и тоже начинает превращаться в
свинью... Для меня это было немножко слишком, хотя никаких
неприличностей на сцене не показано, за что спасибо. Может, это была
такая попытка показать, как легко человеку, так сказать, впасть в
свинство.

Вот. Такие «улучшения» замечательного писателя не совсем понятны. Интересно, что сказал бы сам Оруэлл, если бы посмотрел спектакль? Зачем же
впихивать в сюжет секс там, где его и быть не может? А если уж говорить
про сей приятный процесс, то тут я человек старомодный: в сексе книги с
театром сверху должна быть все-таки книга! Впрочем, вряд ли хоть один
режиссер со мной согласится, ха-ха. Как и исполнители ролей, чьи
персонажи в повести эпизодические, а в спектакле – главные.
А может, это такой хитрый ход? Книга-то острая и по сей день, вот, возможно, и
решил театр уйти подальше от политики, о которой лучше помалкивать. Да и
любовные переживания, хоть и отсутствующие у автора, зрителям всегда
нравятся.

В остальном же красиво и зрелищно, бьет сильно, завораживает, смотришь и
погружаешься с головой. И дорого. И ажиотаж: в зале аншлаг, а билет я
купила еще в начале февраля! Уверена: незнакомые с текстом повести
зрители остались довольны. Меня же подмучивает нестыковка впечатлений:
зверски понравилось, как поставлено и как играют, красотища несусветная,
и обидно за авторский текст. Обглодали его, как дочку хозяев...

Да, можно взять лопату и выкопать возможные посылы переделок: мол, не
позволяй душе лениться, не позволяй своей внутренней свинье – а она есть
– брать над собой верх. Можно и еще смыслы нарыть (к чему приводит
отсутствие образования, гнобление ребенка в семье и пр.), но зачем? Есть
офигеннейшая книжка, в которой классный автор понятно сказал то, что
хотел сказать, и актуальность сказанного еще ого-го. Дофантазируем: это
что же, в каком-нибудь следующем спектакле, к примеру, Ленский
пристрелит Онегина, потому что Пушкина тоже надо сделать зрелищнее,
вывести на более современный и общечеловеческий уровень? А я вот хочу
текст Пушкина, а не чей-то еще. «Модерн» сделал классный спектакль, но
он не просто по мотивам, а по весьма отдаленным мотивам, и неплохо бы об
этом предупреждать на сайте, чтобы любители Оруэлла были морально
готовы.

В любом случае спасибо. Уверена, я одна так докапываюсь, а 99% зрителей
плевать на совпадение с оригиналом. Спектакль, несомненно, ждет успешная
и долгая жизнь.