12 августа 2000 года — черная дата в истории российского флота. В этот день во время учений в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск» — один из самых современных и мощных подводных крейсеров России. Погибли все 118 членов экипажа.
Как это произошло?
«Курск» участвовал в масштабных учениях Северного флота. Около 11:28 по московскому времени на борту произошел взрыв. По официальной версии, причиной стала неисправность учебной торпеды, которая привела к детонации боезапаса. Через 2 минуты 15 секунд прогремел второй, более мощный взрыв — его силу оценили в 4,5 балла по шкале Рихтера.
Лодка легла на дно на глубине 108 метров. Часть экипажа погибла мгновенно, но некоторые моряки выжили — они пытались спастись в кормовых отсеках. Однако помощь пришла слишком поздно.
Спасательная операция и реакция власти
Первые часы и дни после катастрофы стали временем страшной неразберихи. Официальные лица сначала заявляли, что подлодка «лежит на грунте» и с ней поддерживается связь. Лишь 16 августа стало ясно, что ситуация критическая.
Россия отказалась от помощи зарубежных спасателей, хотя британские и норвежские специалисты могли бы помочь быстрее. Только 21 августа, когда надежды уже не оставалось, норвежские водолазы вскрыли люк — но внутри не было выживших.
Петербург и «Курск»
Санкт-Петербург — колыбель российского подводного флота. Здесь, на Адмиралтейских верфях, был построен «Курск». Многие члены экипажа служили на Балтийском флоте или были связаны с городом.
Погибших подводников «Курска» хоронили на Серафимовском кладбище в восемь этапов по мере разборки обломков и поднятия субмарины со дна моря. 17 ноября 2001 года прошли самые массовые похороны членов экипажа, тогда земле предали 11 моряков.
А в 2002 году на Серафимовском кладбище открыли мемориал погибшим подводникам. В Кронштадте, на Якорной площади, стоит памятник «Курску» — колокол с именами всех 118 моряков.
Память и вопросы без ответов
До сих пор нет единого мнения о причинах катастрофы. Некоторые эксперты считают, что лодка столкнулась с иностранной субмариной (возможно, американской), другие настаивают на конструктивных недостатках торпед.
Но главное — люди. 118 жизней, 118 семей, оставшихся без отцов, мужей, сыновей. Сегодня, спустя 25 лет, мы вспоминаем их.
Вечная память экипажу «Курска».