В спектакле-прогулке Марии Малининой
совмещены масса информации, в том числе, так сказать, неочевидной, не
из учебника, и живая энергия молодых актеров. Баланс идеальный: голова
зрителя получает нагрузку, но нет ощущения лекции – послевкусие от
спектакля именно живое, спектаклевое.
Зрители собираются в начале Тверского бульвара и постепенно доходят до храма Вознесения Господня в Сторожах, где венчался поэт. Собственно, свадьбой дело и заканчивается, за что отдельное спасибо: очень не хотелось, чтобы Пушкин умирал, ну хотя бы в этот день и в этом театре:) Спектакль я
рекомендовала бы всем и особенно старшеклассникам именно с той целью,
чтобы напомнить: Александр Сергеевич не всегда был обиженной голубями
бронзовой громадиной на Тверской – когда-то он был чертовски живой.
Может, даже чуточку слишком живой, отсюда и многие его неприятности.
Формально главная тема «Любви ничто не предвещало...» – знакомство Александра Сергеевича с Натали, различные перипетии и свадьба. Но это так, скелет:) С помощью писем поэта, его современников и – вот это стало для меня
новой информацией – истории замужества матери Натальи Николаевны, а там
были ого-го какие страсти, спектакль обрастает различными интересностями
и уходит далеко за рамки стандартного уровня познаний о Пушкине. И,
разумеется, звучат стихи – в них недостатка не будет:)
Окончательно же оживает то время, конечно, благодаря таланту актеров. Это Павел Миленькин – Пушкин, Алеся Алисиевич – Натали и некоторые другие персонажи, Мария Малинина – кто только не:)
Мария и Алеся – обе красотки, но полные противоположности внешне, и они
дополняют и оттеняют друг друга. И иногда по ходу действия между их
персонажами возникаем эдакое забавное противодействие, женская
конкуренция (вот как с сестрами Ушаковыми, например). Еще смешной
момент: только на следующий день я сообразила, что, наверное, видела
Павла в «Поминальной молитве» театра МОСТ, но в день спектакля в голове
совершенно не состыковалось, что это он. Пушкин-то совсем другой:)
Кстати,
господа театралы, «Поминальную...» в МОСТе крайне рекомендую. И еще
«Сны Анны» и «Фиктивный брак», из которого по некоторым причинам убрали
вторую часть – очень надеюсь, что это только временно. Тое отличные
постановки.
Но я ушла от темы, простите. В «Любви ничто не предвещало...» множество
прелестных маленьких деталек, которые не могут не порадовать зрителя: то
романсы между переходами от локации к локации, то актриса встает на
тротуар, чтобы напомнить – Натали была выше мужа (так-то Алеся с Павлом
примерно одного роста, кажется), то бедного Пушкина вынуждают от избытка
эмоций снять ботинок (швырнуть его следовало в составителя школьной
программы по литературе. Мечты, мечты!), то мы видишь альбом одной из
девушек и внезапно мелькает догадка, что альбомы – это же соцсети того
времени:)
И вот смотришь на этого Пушкина, слушаешь про его 113 любовей и
постепенно закрадывается мысль: а если бы?! А если бы судьба
распорядилась иначе и он женился бы на любой из 112 предшественниц
Гончаровой или не женился бы вовсе? Признаться, я вопреки всякой логике
«болела» на спектакле за Екатерину Ушакову и была не меньше ее
расстроена тем, что Александр Сергеевич отверг:) Может, шагни поэт в
другую сторону, женись он на той же Екатерине, сейчас у нас на полках
стояло бы вдвое больше его сочинений... И ведь каких только препятствий
не вставало на пути у брака поэта! Судьба разве что с плакатом не бегала
и не предупреждала, что при всей красоте и добродетели Натали свадьба с
ней влечет опасность... Но его будто бы влекло к своей смерти! Как
сказал другой поэт, но продуман распорядок действий и неотвратим конец
пути...
Вот такой спектакль пешком – пешком в XIX век и обратно. А после идешь к
метро по ранее пройденному с актерами пути, вспоминаешь увиденное, в
голове стучат строки Пушкина, и неохота смотреть телефон и возвращаться в
сегодня. Кстати, интересно было бы пройти «Любви ничто не предвещало…» с
шагомером – это сколько бы получилось? Вот и еще один повод заглянуть в
«Спектакль пешком»: прикасаешься к искусству, а заодно двигаешься и
худеешь: два плюса вместо одного:)