В аду нацистских концлагерей даже смерть могла стать актом сопротивления. Один из самых страшных эпизодов Освенцима — не просто казнь, а яростный вызов обреченного человека, который успел отомстить палачу.
13-летний Самуэль Пизар попал в Освенцим благодаря материнской хитрости: она одела его как взрослого, чтобы сына не отправили в газовую камеру вместе с женщинами и детьми. Он соврал нацистам, назвавшись восемнадцатилетним, и стал рабом в лагере смерти. Из сотен его одноклассников в живых остался только он.
Голод, побои, каторжный труд — Пизар выживал, как загнанный зверь, цепляясь за жизнь инстинктами. Но однажды он стал свидетелем сцены, которая изменила его навсегда.
Советского солдата, попытавшегося бежать из Освенцима, поймали и привели на казнь. Перед тысячью узников ему надели на шею петлю, а на грудь — издевательскую табличку: «Ура! Ура! Ура! Я рад, что вернулся!».
Нацистский офицер подошел, чтобы выбить табурет из-под ног приговоренного. Но в последний момент солдат рванулся вперёд — и с размаху ударил палача ногами в лицо. «Мы потом нашли его зубы», — вспоминал Пизар.
Перед тем как петля оборвала его жизнь, красноармеец крикнул: «За Родину! За Сталина!». Даже в безвыходной ситуации он нашел способ дать отпор.
Пизар выжил чудом. Он считал, что обязан жизнью не только удаче, но и советским солдатам, разгромившим нацистов под Сталинградом и освободившим Освенцим.
Но главное, что он вынес из ада — память о том, как один человек, стоя на краю гибели, успел дать последний бой.
Источник: Самуэль Пизар: Холокост нас так ничему и не научил // РИА. 26.01.2010