Найти в Дзене
Концерн «КРОСТ»

Как провинциальный чертежник переизобрел искусство

Сегодня Казимир Малевич одновременно считается и выдающимся, и неоднозначным художником ХХ века. Являясь создателем супрематизма — художественного направления, которое отказалось от изображения реальных предметов и людей, заменив их на геометрические фигуры, он оказал значительное влияние на искусство. Малевич появился на свет 11(23) февраля 1879 года в польской семье и был старшим из 8 детей. Любопытно, что сам художник считал, что родился в 1878 году — эта загадка привела к тому, что его 125-летие отмечали дважды. Детство, которое он провел в деревне, наблюдая за природой и сельскими жителям, помогло сформировать образы, которые будут прослеживаться в раннем творчестве художника. «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и “цветными” работниками», — вспоминал Малевич. В его характере сочетались гениальность и эксцентричность, убежденность и стремление к новаторству. Несмотря на харизму, Малевич мог быть непр
Оглавление

Что будет, если просто нарисовать черный квадрат? Мир назовет это гениальным. История о том, как геометрию можно превратить в философию.

Иллюстрация сгенерирована нейросетью
Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Искусство по цене обеда

Сегодня Казимир Малевич одновременно считается и выдающимся, и неоднозначным художником ХХ века. Являясь создателем супрематизма — художественного направления, которое отказалось от изображения реальных предметов и людей, заменив их на геометрические фигуры, он оказал значительное влияние на искусство.

Малевич появился на свет 11(23) февраля 1879 года в польской семье и был старшим из 8 детей. Любопытно, что сам художник считал, что родился в 1878 году — эта загадка привела к тому, что его 125-летие отмечали дважды. Детство, которое он провел в деревне, наблюдая за природой и сельскими жителям, помогло сформировать образы, которые будут прослеживаться в раннем творчестве художника.

«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и “цветными” работниками», — вспоминал Малевич.

В его характере сочетались гениальность и эксцентричность, убежденность и стремление к новаторству. Несмотря на харизму, Малевич мог быть непримиримым и конфликтным. Всегда отстаивал свои идеи, был требовательным, судил безапелляционно.

🌒 Первая работа — «Лунная ночь» была написана в 16 лет, но судьба картины оказалась прозаичной: друг, не спросив автора, продал ее на рынке за стоимость обеда. Эти пять рублей стали первой, но не последней ценой, которую Малевичу пришлось заплатить за свое искусство.

В 1896 году Казимир Малевич переезжает с семьей в Курск. По утрам работает чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги, а по вечерам собирается с друзьями в художественном кружке. Три раза проваливает экзамены в Московское училище живописи, но находит пристанище в школе-студии Федора Рерберга.

От примитива к взрыву цвета

Москва открывает новые горизонты для творчества. Наконец-то Малевич начинает показывать миру свои работы, пока ещё традиционные, не предвещающее того вихря абстракций, который вскоре сотрет границы привычного в искусстве.

Если в ранних работах преобладают примитивистские тенденции с их упрощёнными формами, то после выставки «Бубновый валет» художник обращается к фовизму, который характеризуется интенсивной цветовой палитрой, и сезаннизму — с акцентом на геометризацию форм. Эти стилистические поиски находят отражение в работах 1910-х годов: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане».

Малевич К. Купальщик. 1911 г.
Малевич К. Купальщик. 1911 г.

Дорога к квадрату

Через два года Малевич присоединяется к творческому объединению петербургских авангардистов — «Союзу молодежи». Там он знакомится с Михаилом Матюшиным, позже их творческий союз внесёт свежее веяние в мир театра.

В те годы у художника не было много средств, поэтому ему приходилось писать на мебели. Так на старых этажерках появились «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка».
Первые две работы были выдержаны в духе кубофутуризма, а третья — «Корова и скрипка» в стиле алогизм. Картина бросала вызов традиционной логике, ведь художник специально соединил несочетаемое, сделав акцент на цветах, линиях и динамике.

Казалось, что может быть более вызывающим, чем «Коровы и скрипки»? Но уже через год Малевич и Матюшин бросают новый вызов — их опера «Победа над солнцем» открывает новые театральные каноны.

🎭 Спектакль стал одним из самых необычных в истории театра благодаря кубофутуристическим задникам и костюмам, скрывающим тела актеров и превращающим их в подобие чудовищных роботов. Лишь одна задумка осталась нереализованной — разрывающийся черный квадрат на занавесе.

Костюмы дизайна К.Малевича для оперы «Победа над солнцем»
Костюмы дизайна К.Малевича для оперы «Победа над солнцем»

Важным рубежом творчества Малевича считается 1915 год. Он принимает участие в выставке «0,10», название которой символизировало выход нуля за пределы предметности. Здесь художник впервые представляет широкой публике 39 супрематических работ под названием «Супрематизм живописи».

Слово «супрематизм» придумал сам Малевич. Термин произошел от латинского «supremus» — превосходство, главенство. Он обозначал доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи.

⬛ Центральным элементом экспозиции на выставке «0,10» стал «Чёрный квадрат» – работа, которая была помещена в «красном углу», там, где традиционно вешали иконы.

Зрители были крайне удивлены увиденным и совсем не могли назвать «квадраты и треугольники» искусством. Знаменитый искусствовед и критик Александр Бенуа ко всему прочему был крайне возмущен и тем фактом, что «Черный квадрат» был помещен в зале экспозиции на месте образов.

«Голая икона моего времени», — называл картину сам Малевич.

Вместе с «Чёрным кругом» (воплощением бесконечности) и «Чёрным крестом» (осью мироздания) они образовали супрематическую триаду — геометрия становится языком новой реальности.

Малевич К. Супрематизм живописи. Выставка 0,10. 1915 г.
Малевич К. Супрематизм живописи. Выставка 0,10. 1915 г.

Лаборатория супрематизма

Октябрьская революция 1917 года стала для Малевича творческим катализатором. Вдохновленный духом перемен, он принимает приглашение известного художника-авангардиста Марка Шагала и начинает преподавать в Витебском художественном училище. Именно здесь рождается его главное педагогическое детище – объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), превратившееся в настоящую лабораторию супрематизма.

УНОВИС. Июнь 1922. Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель
УНОВИС. Июнь 1922. Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Под руководством Малевича студенты воплощали супрематические принципы в дизайне (текстиль, посуда, архитектурные макеты), создавали агитационные проекты (оформление поездов, городских пространств), разрабатывали теоретическую базу нового искусства. Этот плодотворный период завершился в 1919 году, когда Малевич перебрался в Петроград, где возглавил Государственный институт художественной культуры — своеобразный «научно-исследовательский институт» авангардного искусства.

💥Переломным для Малевича стал 1927 год. Его персональная выставка в Варшаве, а затем в Берлине принесла международное признание, но в итоге многие работы художника остались за границей, пополнив коллекции музеев Амстердама и Нью-Йорка. Возвращение на родину обернулось для Малевича арестом по абсурдному обвинению в шпионаже. Хотя через несколько недель его освободили.

В 1927-1930 годах Малевич преподает в Киевском художественном институте, но нарастающие репрессии вынуждают его вернуться в Ленинград. Последние годы жизни художник, страдающий от рака, продолжает работать, несмотря на болезнь.

Последний перформанс

15 мая 1935 года великий реформатор искусства уходит из жизни. Его похороны превратились в последний супрематический перформанс: гроб-крест с «Черным квадратом», траурное шествие по Невскому проспекту, кремация в Москве. Согласно завещанию, прах Малевича был захоронен под любимым дубом в Немчиновке, где при жизни любил отдыхать художник. На могиле установили кубический памятник с его знаменитым квадратом – лаконичный эпилог грандиозной творческой биографии.

Современники характеризовали Малевича как человека невероятной энергии. «Аккумуляторная сила, заряжающая на Новое», – говорил о нем Михаил Матюшин. Художник Иван Клюн отмечал его «внешнюю сдержанность и внутренний творческий огонь», а его коллега Алексей Грищенко запомнил «стальную волю и отрывистую, как мазки кисти, речь».

Чтобы постичь искусство Малевича, важно осознать: его творчество – не о традиционной эстетике, а о поиске абсолютных первоформ. Квадраты, круги и линии в его системе – не просто геометрические фигуры, а фундаментальные элементы нового мироздания.

Создавая картины, Малевич не заботился о том, испытывает ли зритель эстетическое удовольствие. Его искусство было предназначено для того, чтобы организовывать, дисциплинировать жизнь, а не для того, чтобы делать ее удобнее, легче или красивее.

Наследие К.Малевича

Наследие Малевича вышло далеко за музейные стены. Различные модельеры воплощали идеи супрематизма на своих показах: например, модные дома Chanel и Dior, дизайнеры Карл Лагерфельд, Ёдзи Ямомото, а также Martin Margiela в коллекции весна-лето 2014.

Малевич К. Эскиз костюма Спортсмена к опере «Победа над солнцем», 1913; Loewe осень-зима 21/22
Малевич К. Эскиз костюма Спортсмена к опере «Победа над солнцем», 1913; Loewe осень-зима 21/22

Супрематизм оказал огромное влияние на архитектуру. Голландский архитектор Эрик ван Эеггераат, следуя идеям Малевича, отстроил башню «Город столиц» в 2011 году.

🟨 Концерн «КРОСТ», вдохновившись гениальными работами художника, возвел Дом «МАЛЕВИЧ» — воплощение в трехмерном пространстве жилого дома художественной идеологии супрематизма.

Золотой фасад дома – аллюзия на картину Малевича «Пейзаж с желтым домом». Лифтовые и межквартирные холлы украшены яркими супрематическими фигурами, которые отсылают к работам Казимира Малевича, а парк–вернисаж, созданный специалистами концерна «КРОСТ», стал первой в столице галерей под открытым небом.