Найти в Дзене
Такие Дела

MAX в плену у ФСБ: почему новый государственный мессенджер небезопасен

Оглавление

В России появился государственный мессенджер MAX, в который уже переводят чиновников, учителей и школьников, а вскоре это может ждать и всех остальных россиян. Пользователи уже начали замечать неполадки с привычными мессенджерами. Эксперты предупреждают, что приложение собирает обширные данные о пользователях и может стать инструментом тотального контроля за обществом.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

В июне 2025 года Госдума приняла закон о создании российского национального мессенджера. Незадолго до этого Владимир Путин обратился к руководителям всех ведомств с поручением целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера и перевести на эту платформу все государственные услуги.

Национальным мессенджером стал MAX. Его разработала дочерняя компания VK «Коммуникационная платформа» при поддержке государства. Официально сервис позиционируется как отечественная альтернатива Telegram, WhatsApp и китайскому WeChat, а в перспективе должен стать универсальным цифровым инструментом для общения, платежей и государственных услуг.

Слежка и принудиловка

В июле 2025 года президент Путин поручил организовать работу по поддержке российского мессенджера и поддерживать развитие отечественной разработки, в том числе для того, чтобы все граждане имели возможность его использовать для доступа к государственным услугам, а также услугам кредитных и других организаций.

В отдельных регионах госуслуги уже доступны через MAX. Кроме того, «Ведомости» со ссылкой на источник сообщали, что в MAX перенесут родительские и домовые чаты из VK.

С 1 сентября 2025 года MAX станет обязательным для предустановки на все новые смартфоны, планшеты и компьютеры, продаваемые в России. По данным СМИ, MAX настоятельно рекомендовали региональным чиновникам и учителям для служебной переписки и общения с учениками.

«В июне прислали распоряжение, что все служебные коммуникации надо переводить в MAX. Начальство начало всем говорить, что надо его устанавливать срочно. Давили, обещали уволить. Формально — за то, что не отвечаешь в MAX на рабочие сообщения и звонки», — рассказывает «Таким делам» сотрудник коммунального учреждения Василий.

По словам Василия, коллеги перестали переписываться в рабочих чатах в Telegram и What’s App, а звонят по обычному телефону. «Я устанавливать MAX не хочу, потому что мне и так хватает слежки за собой и принудиловки. Сказал, что у меня сломался смартфон, и хожу на работу с кнопочным телефоном. Ничего, все коллеги звонят на него», — рассказал он на условиях анонимности и добавил:

«Начальство смотрит косо»

Однако на фоне сообщений о возможных блокировках всех иностранных мессенджеров эксперты допускают, что скоро у россиян может не остаться доступных альтернатив MAX. «Вероятность — 10%, но это именно тот вариант, к которому закон уже подготовил инфраструктуру», — пишет портал Security Lab, связанный с компанией Positive Technologies, занимающейся кибербезопасностью.

Максимальный контроль

Мессенджер создавали для того, чтобы усилить контроль за россиянами, считает руководитель организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. По его словам, российские власти планировали централизовать и взять под контроль коммуникации и различные цифровые потоки: социальные, финансовые, информационные, просветительские. В качестве примера был выбран WeChat в Китае, который служит для подавляющего большинства жителей страны и главным мессенджером, и средством платежей, и заменой соцсетей, но главное — находится под тотальным контролем властей Китая с отслеживанием всех действий пользователей и цензурой.

«Нечто подобное хотят реализовать в России, но остается вопрос: как загнать туда всех пользователей из РФ? Первое, самое очевидное — интегрировать туда полезные сервисы для всех. Поэтому самым первым вопросом идет интеграция мессенджера с “Госуслугами”», — говорит Козлюк.

Сервис заявляет о сквозном шифровании переписки и хранении данных на территории России. Однако никаких подтверждений этому нет, говорит глава проекта «Сетевые свободы» адвокат Станислав Селезнев. «МАХ собирает на свой сервер огромное количество данных о пользователе и устройстве. Смотрит характеристики устройства, контакты, список иных установленных приложений и собирает массу прочей информации», — рассказал он «Таким делам».

«Если вы защищаете свои данные и переписку от иностранных спецслужб и кибермошенников, то информации о сливах данных и взломах пока нет. Если от третьих лиц и различных госслужб внутри России, то надо отдавать себе отчет, что данный мессенджер разработан в российской компании под контролем государства», — говорит глава «Роскомсвободы» и продолжает:

«Конечно, есть риски использования ваших данных без вашего ведома в различных целях»

Претензии к безопасности мессенджера возникали даже у ФСБ, сообщали журналисты. Впрочем, в Минцифры уверяли, что все требования спецслужбы выполнены.

Станислав Селезнев считает, что самый эффективный способ сохранить свои данные в безопасности — использовать для MAX и прочих официальных приложений отдельное устройство. «На этом телефоне MAX, VK, “Яндекс”, банки, “Госуслуги” и прочие российские приложения (такси, доставки, магазины и так далее). Второй телефон — личный, с безопасными мессенджерами, YouTube, защитой VPN, Signal, WhatsApp, облачными хранилищами, менеджерами паролей», — советует он.

Артем Козлюк из «Роскомсвободы» советует не вести в MAX переписки на личные и чувствительные темы. «Обезопасить внутри этой платформы себя будет сложно. Сервис может негласно собирать о вас чувствительные данные, например о вашем местоположении, сетевых настройках, иметь доступ к микрофону, камере, медиа, календарю — смотря к чему данное приложение будет требовать обязательное разрешение доступа», — говорит эксперт.

Спасибо, что дочитали до конца!
Помочь нам