Найти в Дзене
АиФ – Санкт-Петербург

Виктор Цой: 35 лет спустя — все версии роковой гибели легенды русского рока

Оглавление
wikipedia.org / Джоанна Стингрэй
wikipedia.org / Джоанна Стингрэй

15 августа 1990 года мир потерял Виктора Цоя — музыканта, чьи песни стали символом перемен, надежды и бунта в позднем Советском Союзе. В тот день фронтмен группы «Кино» погиб в автокатастрофе на трассе Слока — Талси в Латвии.

Спустя 35 лет официальная версия — что он заснул за рулём — по-прежнему вызывает споры. Поклонники и исследователи неоднократно предлагали альтернативные объяснения. Мы вспомнили основные версии и попытались понять, что же могло произойти.

День, который изменил всё

Виктор Цой в августовское утро 1990 года, как обычно, отправился на рыбалку. Эта тихая отдушина в его насыщенной жизни была ему по душе.

— Он всегда ценил такие моменты — когда можно побыть одному с природой, подумать, — рассказывал близкий друг музыканта.

В машине у Цоя были три удочки и свежая рыба, аккуратно уложенные в багажнике. Эта деталь позже станет одним из аргументов против версии о погоне.

Около полудня на 35-м километре трассы Слока — Талси «Москвич-2141» под управлением Цоя выехал на обочину, проехал по ней около 235 метров, а затем резко вышел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус».

По данным следствия, следов торможения не обнаружили, что могло указывать на потерю сознания или контроля. Судмедэксперты установили: смерть наступила мгновенно.

wikipedia.org
wikipedia.org

Версий много

Согласно официальным выводам, Виктор Цой заснул за рулём. Однако его близкие с этим не согласились. Мать музыканта Валентина Васильевна утверждала, что сын был аккуратным и внимательным водителем.

Психологи отмечают, что засыпание днём за рулём — редкость; чаще это происходит ночью или рано утром. Кроме того, дорога с рыбалки занимала не более 15–20 минут — слишком мало для серьёзной усталости.

Некоторые исследователи обращали внимание на то, что «Москвич-2141» был одним из первых переднеприводных советских автомобилей. Водители, привыкшие к заднему приводу, могли испытывать трудности в управлении. Это могло сыграть роль, если произошла резкая смена траектории.

Среди поклонников ходила версия, что Цой пытался уйти от погони после конфликта с рыбаками. Якобы они пытались вытеснить его с дороги. Однако ни водитель автобуса, ни свидетели не видели второго автомобиля. Да и уложенные в багажнике рыба и снасти не говорили о поспешном побеге.

Интриги и спецслужбы

В теории заговора фигурировало имя продюсера Юрия Айзеншписа: якобы он подарил Цою «Москвич», зная о его «непредсказуемости». Но у Айзеншписа не было очевидных мотивов вредить музыканту — наоборот, он был заинтересован в успехе группы. К тому же автомобиль стоил около 38 тысяч рублей — крупная сумма для того времени.

Сразу после трагедии возникла версия о причастности спецслужб. Цой воспринимался как символ протеста, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном перестройки. По этой версии, авария могла быть подстроена — с вмешательством в работу тормозов или имитацией столкновения.

Однако официальные расследования не нашли подтверждений. Экспертиза не выявила поломок, а свидетели не сообщали о подозрительных автомобилях. Кроме того, сам музыкант говорил, что его творчество — в первую очередь о личных изменениях, а не о политике.

Есть и версия, что рок-артист таким образом сам расстался с жизнью. Сторонники этой версии указывают на высокую скорость, с которой двигался автомобиль Цоя, — от 100 до 130 км/ч. Это выглядело рискованно для «Москвича-2141».

Ещё одним аргументом считают мрачные строки из песен последнего альбома, вышедшего уже после гибели музыканта. В композиции «Нам с тобой» звучит: «Мне не нравится то, что здесь было. И мне не нравится то, что здесь есть. Так была не была, прости и прощай». В песне «Следи за собой» есть мотивы предчувствия конца.

Однако семья и друзья категорически отвергали эту версию. По их словам, у Виктора не было причин для суицида — группа «Кино» была на пике популярности.

Виктор Цой был голосом поколения. Его внезапная смерть оставила пустоту, которую сложно принять.

Психологи объясняют: мифы помогают пережить утрату. Простая версия — усталость или случайность — кажется слишком банальной, а сложные и драматичные гипотезы делают историю «достойной» масштаба личности.

Цой остался символом свободы и перемен. И, как всякий миф, история его гибели продолжает жить, подогреваемая поиском новых смыслов.