Найти в Дзене
ПАРТИТУРА ЖИЗНИ

МАУДГАЛЬЯЯНА – СИМВОЛ БЕЗГРАНИЧНОГО МИЛОСЕРДИЯ

В те времена, когда дороги Индии вели мимо бамбуковых рощ, селений гончаров и шумных рынков, двое друзей – Маудгальяяна и Упатисса бродили в поисках Истины. Оба были мудры, как старые реки, и преданы пути, как путник, который не сворачивает в тень, пока не увидит рассвет. Но свет Пробуждения ещё не коснулся их сердец. И вот однажды Упатисса встретил монаха по имени Ассаджи. Он был прост, как утренний туман, и тих, как шаги лани в зарослях. На вопрос о его учителе он ответил без гордыни и лишних слов: «От причины всё возникает.
От прекращения причины – прекращается и следствие» (Махавагга, Виная-питака). Слова эти были, как молния в полночь – разорвали тьму в уме Упатиссы. Он, сияющий от внутреннего света, побежал к другу: «Друг Моггаллана, я обрёл Бессмертное! Я обрёл Бессмертное!» Через семь дней и Маудгальяяна обрёл Пробуждение. Они стали Двумя Главными Учениками Будды – Шарипутра был глубиной мудрости, а Маудгальяяна – океаном чудесных сил. Говорили, он мог взять гору Меру, величавш

В те времена, когда дороги Индии вели мимо бамбуковых рощ, селений гончаров и шумных рынков, двое друзей – Маудгальяяна и Упатисса бродили в поисках Истины. Оба были мудры, как старые реки, и преданы пути, как путник, который не сворачивает в тень, пока не увидит рассвет. Но свет Пробуждения ещё не коснулся их сердец.

И вот однажды Упатисса встретил монаха по имени Ассаджи. Он был прост, как утренний туман, и тих, как шаги лани в зарослях. На вопрос о его учителе он ответил без гордыни и лишних слов:

«От причины всё возникает.
От прекращения причины – прекращается и следствие» (Махавагга, Виная-питака).

Слова эти были, как молния в полночь – разорвали тьму в уме Упатиссы. Он, сияющий от внутреннего света, побежал к другу: «Друг Моггаллана, я обрёл Бессмертное! Я обрёл Бессмертное!»

Через семь дней и Маудгальяяна обрёл Пробуждение. Они стали Двумя Главными Учениками Будды – Шарипутра был глубиной мудрости, а Маудгальяяна – океаном чудесных сил.

Говорили, он мог взять гору Меру, величавшуюся в центре миров, и сжать её до горчичного зерна, держа на ладони – не для хвастовства, но чтобы показать: всё материальное – как мираж над пустыней. Он видел миры дэвов, сияющих как солнце, и миры нарак, где звуки стонов стелились, как дым над углями. Он знал мысли людей, видел нити их кармы.

Но Будда напоминал ему:

«Как след слона покрывает все другие следы,
так и усердие — корень всех качеств, ведущих к просветлению» (Ангуттара Никая 10.15).

Главным своим подвигом Маудгальяяна считал не чудеса, а спуски в миры страданий. Там, среди пламени и тьмы, он утешал измученных существ, говорил им о Будде, Дхамме и Сангхе. Он дарил им надежду, как путнику в пустыне дарят чашу прохладной воды.

Но тьма коснулась и его пути. Еретики, завидовавшие его силе, подослали бандитов. Камни и дубины были для него, как листья, падающие на воду, пока он пребывал в глубоком созерцании. Но Маудгальяяна знал: в одной из прошлых жизней он убил своих слепых родителей. Карма, подобно семени, проросла, и он решил встретить её с открытыми глазами.

В тот день он вышел из медитации и позволил врагам приблизиться. Удары обрушились, как летний ливень, и его тело рухнуло, но дух остался спокоен. Полумёртвый, он дополз до Будды, чтобы проститься.

Сангха скорбела. Будда сказал:

«Всё, что дорого и приятно, мы потеряем.
Всё составное непостоянно: оно возникает и исчезает.
Успокоение – блаженство» (Самъютта Никая 47.13).

Маудгальяяна ушёл, оставив миру не только чудеса, но и величайший урок: нет силы выше милосердия, нет мужества выше принятия своей кармы, нет пути выше мудрости, нравственности и концентрации.

#маудгальяяна #буддизм #дхамма #карма #мудрость #сострадание #аггасавака #шарипутра #путькпробуждению #историибуддизма