Долгие годы я работала с готовой фурнитурой: собирала украшения вручную, а позже — слегка дорабатывала уже готовые модели балийского мастера. Как именно устроено ювелирное производство в России, я представляла весьма приблизительно. В моей голове всё выглядело просто: рисуешь эскиз или собираешь его из картинок в коллаж, отправляешь менеджеру на завод — и через какое-то время получаешь готовое изделие, в точности такое, как в твоем воображении.
С первым заказом у Алексея в Костроме я была абсолютно уверена, что всё пойдёт именно так. Я придумала дизайн, сделала набросок, вырезала макет из бумаги, приложила его к себе, подкорректировала размеры и отправила на производство сразу тираж. По договору — три недели ожидания.
Через положенный срок, полная предвкушения, я позвонила, чтобы уточнить, готов ли заказ. Вместо радостного «Да!» услышала: изделия всё ещё в производстве. И целый поток незнакомых слов — «вырост», «литьё», «мастер-модели», «резинки», «гальваника», «закрепка»… Я слушала и не понимала, как это возможно: ведь говорили, что цикл занимает меньше месяца.
Ждать пришлось ещё. А когда спустя несколько месяцев я наконец получила посылку, эмоции были абсолютно противоположны ожиданиям. Это был провал. Серьги не сидели в ушах, сползали вниз, толщина и фактура оказались совсем не такими, цвет — тоже. Про браслет с шариками даже и сказать нечего. Мне просто хотелось расплакаться!
На мои возмущённые вопросы я услышала абсолютно резонные ответы:
— «Так ты не сказала, что толщина должна быть другой».
— «Ты не уточнила, что позолота нужна лимонная, а не стандартная красная».
— «Ты не описала, что именно должно быть так, а что — вот так».
Почему я решила, что картинка из моей головы магическим образом окажется в голове другого человека без чёткого технического задания — до сих пор загадка.
А потом пришёл счёт. К цене за грамм металла добавились 3D-модели, мастер-модели и пресс-формы. Итоговая сумма выросла ощутимо. И платить нужно было за изделия, которые для меня были одной большой ошибкой. Ошибкой, за которую винить я могла только себя.
Тогда я впервые остро почувствовала: ювелирное производство — это не волшебная машина, в которую можно просто «положить» идею и на выходе получить мечту. Это сложный, многоступенчатый процесс, в котором нет мелочей. С тех пор я уже никогда не отправляла эскиз без подробного описания, цветовых ссылок, уточнённых размеров и десятка вопросов как к самой себе, так и к мастеру.
Я хотела опустить руки — слишком обидным был этот первый опыт. Но решила дать себе второй шанс. Только на этот раз вооружившись знаниями.
Я буквально засыпала Алексея самыми простыми и, наверное, банальными вопросами: как устроен цикл производства, в какой последовательности идут этапы, какие вообще бывают материалы и как они между собой сочетаются. Постепенно пазл начал складываться.
К следующему изделию я подошла уже иначе. Скрупулёзно просчитывала толщины, следила за созданием 3D-модели, вносила правки, перебирала варианты фактур. И, конечно, прежде чем запускать тираж, ждала и согласовывала образцы.
Я уже знала, что три недели на новое изделие — смешная фантазия. Что сначала модель нужно довести до идеала, и это может занять недели, а то и месяцы. И только после этого из неё создаётся пресс-форма, с которой и начинается тот самый «производственный» отсчёт в три недели.
Это был переход от наивных ожиданий к осознанному участию в каждом этапе. Я впервые ощутила, что держу процесс в руках, что результат зависит не от «магии мастера», а от моего умения формулировать, контролировать и принимать решения. Я перестала полагаться на чудо и стала опираться на процесс: уточнять, проверять, доводить детали до нужного состояния. Ошибки всё равно случаются — и, думаю, будут случаться всегда.
Но теперь каждая из них — не повод опустить руки, а возможность сделать следующий проект ещё лучше.