По сути единственным нашим источником о герулах после гибели их королевства на «Влаховом поле» (Блахфельд Павла Диакона) служит «Война с готами» Прокопия.
Поскольку лангобарды захватили «Фельд», герулы были вынуждены отступить в Ругиланд, оставленный ругами после уничтожения их королевства Одоакром в 487 г. Но, эта бедная земля, которая служила хорошим убежищем, не могла прокормить герулов, привыкших жить за чужой счет. Страдая от голода, они ушли к гепидам. Наследники Ардариха разрешили герулам поселиться у своих границ, но вскоре стали притеснять беженцев. Прокопий сообщает, что гепиды насиловали герульских женщин, угоняли скот, грабили имущество, а затем даже начали войну против герулов. Не имея возможности защищаться, герулы предпочли уйти на земли империи. Разрешение им выдал Анастасий, то есть это случилось до его смерти в 518 г. Марцеллин Комит датировал переход герулами Истра 512 г. Это, в свою очередь, позволяет датировать разгром герулов лангобардами более поздним временем.
Поселившись в Иллирии, герулы тут же вспомнили прежние привычки, начав эксплуатировать местных римлян. Дело дошло до того, что пришлось задействовать имперские войска, которые нанесли герулам поражение и вынудили соблюдать правила приличия.
В то время, как часть герулов блуждала вдоль Дуная, другая их часть предпочла начать жизнь заново. Под предводительством «многих вождей царской крови», они отправились в далекое путешествие на Север. Прокопий сообщает, что: «они прежде всего последовательно прошли через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, достигли страны так называемых варнов. После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого противодействия. Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались». Под «Фулой» явно понимается Скандинавский полуостров, красочное описание которого у Прокопия очень напоминает описание Иордана. Среди многочисленных племен этой страны, Прокопий выделяет как самое многочисленное племя гаутов. Именно там, по его словам, герулы и поселились. Следы их, судя по всему, обнаруживаются археологически. В Южной Швеции выявлены курганы, очень близкие курганам VI в. на Дунае, связываемым с герулами.
О том, кто правил герулами после гибели Родвульфа, кто вел их в миграциях по Дунаю и на пути в Скандинавию. Любопытно, что лангобардские исторические сочинения даже считали его последним царем герулов. Но, это не так. Первый известный нам преемник Родвульфа появляется в источниках в 528 г. Иоанн Малала описал это событие: «царь герулов по имени Греп, который со своим войском пришел в Византий, пал в ноги василевсу Юстиниану и просил сделать его христианином. Он принял крещение в праздник Святого Богоявления, причем восприемником его при Святом Крещении был сам василевс Юстиниан. Вместе с ним приняли крещение его приближенные и родственники, всего 12. Василевс, обильно одарив, отпустил его, и он ушел с войском в свою страну».
Император лишь недавно занял престол Римской империи. С этого момента положение герулов сильно улучшилось. Они получили хорошие и богатые земли, их осыпали привилегиями, привлекая к военной службе. Герулы делали успешную карьеру в империи. Многие стали принимать христианство, вслед за Грепом. При этом герулам Прокопий приписывает абсолютную аморальность, содомию и скотоложество. Хотя, лично меня терзают смутные сомнения в столь широком распространении подобной мерзости, очевидно, что среди римлян такие слухи о герульских привычках ходили.
Между тем, иллирийским герулам не жилось спокойно. Грепа в какой-то момент сменил царь по имени Ох. Его ждала печальная участь. Герулы «без всякой вины» убили своего правителя, потому что хотели далее «жить без царей». Однако, «Нет людей более недобросовестных и непостоянных, чем эрулы. Совершив это преступление, они тотчас же в нем раскаялись». Как мне уже приходилось писать выше, для герулов было важно, чтобы «царь был настоящий». Поэтому они решили отправить послов на «Фулу», к своим родичам, чтобы испросить там себе кого-нибудь из людей «царской крови». Прибыли они к скандинавским герулам со словами «земля наша велика и обильна, порядка только в ней нет». А, это из другой истории…
На самом деле, что там послы (знатнейшие люди иллирийских герулов) говорили своим сородичам мы не знаем. В итоге, они выбрали достойного, как им казалось, кандидата и отправили домой. Но, случилась неприятность. Кандидат подхватил какую-то заразу в Дании и скончался. Послам пришлось возвращаться в Гаутланд, где на этот раз вызвался другой царевич – Датий (по другим рукопиям – Тодасий). С ним отправились его брат Аорд и дружина из 200 молодых герульских воинов.
Понятное дело, что все эти события заняли длительное время. Оставшиеся в Иллирии герулы за это время решили подумать о последствиях своих действий. Внезапно им пришло в голову, что Юстиниан мог и не одобрить решения пригласить самовольно «фульского» царя. Поэтому, они отправили также послов к императору с той же просьбой – дать им правителя. Юстиниану идея понравилась. При его дворе был подходящий кандидат – крещенный герул Сватуаз (Сваруаз). По началу все пошло хорошо. Сватуаза приняли. Однако, через пару дней пришла весть с севера: послы успешно выполнили свою миссию и скоро прибудут с новым царем. Назначенец из Константинополя решил не мелочиться и выступил с войском навстречу конкуренту. Герулы с энтузиазмом поддержали план, однако, когда до северян оставался день пути, ночью, все войско оставило Сватуаза и перешло к Датию. В одиночестве несостоявшийся царь бежал в Константинополь.
Император стремился всеми средствами вернуть своего ставленника на престол, поэтому герулы предпочли от греха покинуть имперские земли, снова уйдя к гепидам. При этом часть герулов осталась на службе империи, но царей у них больше не было. Они подчинялись власти нескольких предводителей – военачальников, самым знаменитым из которых был Филемут.
Нам точно не известно, как долго герулы прожили в этот раз у гепидов. Снова они появляются в связи с Гепидо-лангобардской войной, датируемой ок. 547-549 гг. К этому времени лангобарды недавно обосновались в Паннонии. Гепиды претендовали также на эти земли. Другим спорным вопросом был Сирмий. Последний гепиды присвоили против воли Юстиниана, после того, как он фактически уничтожил здесь власть готов. Император всеми силами способствовал разжиганию вражды между двумя германскими народами, делая ставку на союз с более слабыми лангобардами.
У самих лангобардов к этому времени уже не правил древний род Летингов, сокрушивших мощь герулов. Наследник Тато Ильдигиз укрывался у гепидов, а малолетний преемник Вахо Вальтари толи умер от болезни, толи был убит Аудоином из рода Гаузов. Он и правил теперь лангобардами. Юстиниан передал ему Сирмий, спровоцировав войну. При этом император отправил на помощь Аудоину значительные силы, включая 1500 герулов под командованием Филемута. На стороне гепидов сражались 3000 герулов во главе с Датием и Аордом.
Римляне столкнулись по дороге на отряд герулов, которым руководил Аорд. Последний погиб в схватке вместе со многими своими соплеменниками. Узнав об этом, гепиды поспешили заключить мир с лангобардами. Причем, Прокопий расценивал этот мир, как направленный против империи. Так и закончилась эта первая Гепидо-лангобардская война. Кроме Аорда и герулов жертвой ее стал последний из Летингов – Ильдигиз, чью голову затребовал Аудоин. Правда, гепиды предпочли не убивать его, а отпустили к славянам. Ильдигиз собрал 6000-ное славянское войско, с которым в 548-м двинулся в Италию, на помощь готскому риксу Тотиле, разбил римлян в Венето, но потом решил вернуться обратно. Он еще успеет послужить в Константинополе при дворе Юстиниана, рассориться с начальством в 552 г., собрать войско из верных ему лангобардов, разгромить во Фракии несколько римских отрядов и бежать к гепидам, но те как раз потерпели поражение во второй войне с лангобардами. На этот раз, они выполнили требование Аудоина, отдав ему голову славного Ильдигиза.
После событий 547-548 гг. герулы Датия исчезают из источников, а их родичи – федераты продолжили служить империи. Филемут участвовал в боях за Италию до самого конца Готской войны, а его соплеменники служили в Лазике. По крайней мере там упоминается военачальник Улигаг, «родом герул». Почти тезка нашего Вещего Олега. Последнее упоминание герулов, известное мне – это история Синдуальда, которую рассказывает Павел Диакон (II. 3): «Несмотря на это Нарсес повел еще одну войну - против Синдуальда, короля бреннтов, уцелевшем из племени герулов, которое некогда вел с собою Одоакр в своем походе в Италию. Этот Синдуальд попервоначалу верно держался Нарсеса, и получил оттого от него немалое вознаграждение; теперь же, когда он заносчиво восстал против него и желал сделать себя королем, он был разбит в сражении, взят в плен и повешен на высокой виселице. В это же время Нарсес, посредством своего полководца Дагистея, воинственного и храброго мужа, получил под свою власть всю Италию». Дело было на территории Тироля, согласно комментаторам, а датируется оно 566 г.
О том, что случилось со сторонниками Датия можно только догадываться. Но, история их северных собратьев продолжалась. Однако, чтобы узнать эту историю, придется сначала обратиться к легендам.
Продолжение следует...