Найти в Дзене

«Фишер» и «Фишер. Затмение»: думали, что достигли дна, но снизу постучали

Оглавление
Красавцы!
Красавцы!

Дальше спойлеры! Поэтому, если хотите сами догадаться, кто преступник, сначала посмотрите, а потом обсудим!

Кино про маньяков непостижимым образом всегда нравилось зрителю. Выхода сериалов про Чикатило, Головкина и других нелюдей ждут, отслеживают и смотрят с пристальным вниманием. А уж сколько обсуждений вызывают эти фильмы и сериалы в сети – ни одно историческое исследование столько не наберет. Не придумав ничего лучше, хочу рассказать о своих впечатлениях после просмотра сериалов «Фишер» и продолжения – «Фишер. Затмение».

«Фишер»

Сериал стартует феерично – с исковерканной музыки Крылатова, которая сама по себе нагоняет такую тоску, что сразу становится понятно – более жуткого фильма мы еще не видели. Сюжет прост – в Подмосковье пропадают дети, тел их не находят, и тогда высокое начальство решает привлечь к расследованию Бокова (Иван Янковский) из Ростова, который занимался похожим делом.

У того свои печали – жена смертельно больна, и он кормит ее с ложки и не знает, чем помочь. Оставив жену на свою маму, выдвигается в столицу. Там попадает в группу молодого следователя Добровольской (Александра Бортич) и прокурорского Валерия Козырева (Александр Яценко). Скажу сразу, все трое мне нравятся, хотя Бортич много ругают и пеняют ей за отсутствие актерского образования. Успокойтесь, многие актрисы с образованием бездарны как бабочки-однодневки, а Бортич везде органична.

Мне лично кажется, что ее однажды позвали поиграть, а потом стали приглашать то туда, то сюда уже по привычке. Видимо, она производит на мужскую часть аудитории такое же впечатление, как в свое время Дана Борисова на юных солдат – зрителей «Армейского магазина». Вряд ли кто-то из них понимал, что она говорит, но смотреть хотелось. Меня она не раздражает, даже когда по сюжету курит одну за одной.

Немало пинков досталось и Янковскому, которому, кажется, уже простили, что он внук великого Олега, но не готовы простить его нарочитого «шо». Я в Ростове никогда не была, как говорят там – не знаю, но пусть он даже просто молча курит, любить его я не перестану. Очень талантливый молодой актер, которому по силам сыграть кого угодно, столько мысли у него в глазах.

Про Яценко умолчим, с ним все понятно, бесподобен во всех без исключения амплуа.

В числе главных героев еще есть журналист-международник (Сергей Гилев), который тихо спивается на подмосковной даче вместе со своей женой (Анна Снаткина). Люди не без претензий, долгое время жившие за бугром, но здесь как будто слегка растерявшиеся и упустившие сына Игоря, который придумывает небылицы и бегает со своей собакой по лесам, рискуя нарваться на неприятности. Однажды так и происходит.

Нет смысла пересказывать сюжет, который строится на попытках поймать неуловимого убийцу. И тот действительно оказывается хитрым и изощренным, коль скоро ему так долго удается оставаться безнаказанным.

Не знаю, как вам, а мне сериал очень понравился. Актерская игра (отдельный поклон Андрею Максимову, хотя он и играл там маньяка), по-новому открылась Анна Снаткина, хотя после «Участка» мало кто мог ожидать от нее таких мощных вводных, да все хороши.

Мрак? Ну да, курят, матерятся, существуют в каких-то убогих казематах (и я сейчас не про тюрьму, а про квартиры главных героев). Видимо, режиссерская задумка такова, чтобы о 1980-х мы помнили только серость и унылость, тогда как я, напротив, помню повсеместно белый кафель, чешский хрусталь и занавески с рюшами.

Между тем художественные средства использованы настолько толково, что атмосфера ужаса буквально проникает под кожу, и есть даже пара моментов, когда зрителя продирает до мурашек, а стало быть, создатели достигли цели. Не припомню ни одного сериала, где ад был бы показан так наглядно, при этом режиссеру удалось не опуститься до пошлости, демонстрируя расчлененные тела и прочие бытовые подробности жизни маньяка. Для меня апокалипсис заключался именно в том, что все бытово, уныло, привычно, и нет у него ни рогов, ни копыт, хотя он самая что ни на есть нечистая сила.

Только человек с очень крепкими неравами останется равнодушным.
Только человек с очень крепкими неравами останется равнодушным.

И дети, конечно. Саша, Миша, Петя… Всего одиннадцать мальчиков, которых Головкин убил с 1986 по 1992 год.

Отплакали, злодея поймали, посадили в клетку, и мы переходим к следующему сюжету.

«Фишер. Затмение»

На манеже – те же, за исключением Бортич, но раз без женского персонажа никак, ее заменили Ириной Старшенбаум. Надя Райкина исполняет обязанности начальника целой милиции города Курортный. Чтобы сериал не казался совсем уж безродным, начали его с тоскливой музыки (проигрывает прежней) и прогулки Бокова с собакой по кличке Шо. Ценю чувство юмора сценаристов. Впрочем, на этом почти все хорошее заканчивается.

Боков получает письмо из Курортного, где отчаявшаяся мать, увидевшая его по телевизору в сюжете о Фишере, просит его помощи – прямо с детской площадки украли детей, двух девочек одного и трех лет. Вопрос, что делали такие маленькие дети одни на детской площадке, опустим. Маразм набирает обороты.

Боков, помоги!
Боков, помоги!

Боков приезжает весь в белом, привычно строит всех по размеру обуви и начинает расследование. В помощь ему дают Ваню Злобина, который вроде и молодой следователь, но совершенно невнятный персонаж, хотя и не лишенный некой привлекательности. Чтобы мы совсем уж его полюбили, нам показывают нелегкую семейную жизнь Вани – жену Дину, которая не желает понять и смириться с его трудной работой, их ссоры, ночевки Вани в машине под сиротским пледом, а потом и посещение местной проститутки Любы.

Отец пропавших девочек везет выкуп и погибает в ДТП в горах, их мать находят в петле на мосту, после того как она передала письмо в Москву Бокову, а девочки – одна погибает от передозировки наркотиков (соска была намазана медом с опиумом), а вторая попадает в больницу. И ладно бы только это.

Параллельно в городе происходят убийства рыжих девушек. Злодей, следуя одному ему понятному ритуалу, не повторяется в выборе способа казни. На фоне этой вакханалии мэр города (Александра Ребенок) бьется за свое кресло с остервенением гиены. До выборов два месяца. Ее зам (Алексей Агранович) в целом производит впечатление более вменяемого, хотя и гораздо более циничного человека, во всем ей помогает и направляет.

Да, смешно было предполагать, что между Боковым и Надей Райкиной возможен роман. Это было бы слишком тривиально. Поэтому Надю присовокупляют к Валере (Александр Яценко), проверяющему из Москвы.

На второй серии я начала отвлекаться и поймала себя на мысли, что мне ничего не будет стоит отложить просмотр на потом. Потом я вовсе забыла о существовании этого сериала и опомнилась только через неделю. Уже понятно, насколько увлекателен сюжет? Хотя создатели, следуя законам жанра, очень постарались, чтобы зритель к ним вернулся – в конце каждой серии исправно кого-то убивают.

Чтобы добавить драмы, к основному действию приплели то ли секту, то ли просто сообщество думающих людей, которые, каждый в меру своих умственных способностей, ищут и заблуждаются. В общем, крокодил танцует, бегемот поет.

Не вникая во все подробности, скажу, что меня очень впечатлил финал, он же – развязка. В первую очередь, своей непревзойденной тупостью. То, что Ваня окажется главзлодеем, не ожидал, наверное, вообще никто. Ну, даже не совсем Ваня – тут их двое. Они меняются и по очереди убивают рыжих, воруют детей, ходят к проститутке, служат в милиции, ложатся в постель с женой (одной и той же), и никто этого не замечает.

Даже о наличии у Вани брата-близнеца никто не знает, включая Райкину, которая костьми легла, чтобы заполучить должность начальника и не быть унизительным и. о. Не случилось у нее почитать личное дело Вани, времени не нашлось - сложная сестра (припадочная девушка, которая раздражает весь фильм своей явной неадекватностью), отсутствие личной жизни и т. д.

Райкина - еще полбеды, как этого не распознала жена, уму непостижимо, тем более что парни не сильно и скрывались. Один любит, носит цветы и зовет венчаться, другой ставит на колени, запирает в ванной, всячески унижает и велит писать «Дина плохая» тысячу раз. Действительно, как тут догадаешься.

И различий никаких нет, двадцать с лишним лет в колбе жили. Ни тебе шрама никакого, ни отличий голоса, ни лишней родинки – ни-че-го. Да пусть они хоть трижды монозиготные, товарищи, вы в своем уме?

В общем, удовольствие несказанное, только один вопрос: почему нельзя снять достойное продолжение? Так сильно забиты деньгами ноздри, что уже не чувствуется запах непотребщины?

Чтобы название оправдывало себя хоть как-то, к Фишеру в камеру все время кто-то ходит и что-то спрашивает. Как ни старался Андрей Максимов, но он уже никому не интересен, и финал не способен что-то кардинально изменить, хотя его последний монолог производит впечатление. На экране буквы – расстрелян тогда-то. Справились кое-как.

Позже стало известно, что сериал продлили еще на два сезона. Ждем с нетерпением. А то ведь страшно представить, что дно еще не пробито. У меня уже есть несколько вариантов названий – «Фишер. Забвение», «Память о Фишере. Помутнение», «По следам Фишера». Не благодарите.

А вы смотрели? И как вам?

Фото
kinopoisk.ru, wink.ru

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории!