В конце 1980-х в Москве орудовал маньяк, который изнасиловал 17 несовершеннолетних девушек и убил двоих из них. Он представлялся жертвам режиссером «Мосфильма», давал им психотропные препараты, а затем выбрасывал на улицу. Как роман «Лолита» повлиял на его преступления, почему он перешел от изнасилований к убийствам и как нашел сообщниц — в материале «Газеты.Ru».
Проверка актерских способностей
С 1988 по 1990 год в Москве произошла серия изнасилований несовершеннолетних, а затем и убийств. Следователи предположили, что действует серийный преступник, который представляется режиссером и заманивает девушек на «кинопробы».
Первой жертвой стала девушка из Ногинска, приехавшая в Москву за покупками. Возле «Детского мира» к ней подошел мужчина, назвавшийся Эдуардом Чаплыгиным — режиссером «Мосфильма». Он показал удостоверение и предложил участие в съемках франко-советского фильма.
Девушка сомневалась, особенно когда речь зашла о постельных сценах. Но маньяк убедил ее пройти пробы в «квартире съемочной группы». В подъезде он попросил ее раздеться, а затем дал две таблетки — якобы для нейтрализации алкоголя. В квартире он напоил жертву горьким кофе (на самом деле — с наркотиками), после чего изнасиловал.
Очнулась девушка уже в Подольске, в чужих вещах. Описать преступника она не смогла.
Извращенным способом
Маньяк продолжал похищать девушек, удерживая их по несколько дней. Перед освобождением он давал им сильнодействующие препараты, стирающие память.
Одна из жертв рассказывала, что он держал ее пять дней, насиловал извращенными способами. Заставлял заниматься и другими жуткими извращениями.
Со временем преступник начал бояться разоблачения и решил убивать жертв. Первую он зарезал, вторую утопил. Третья выжила — ее маньяк задушил, но она очнулась на улице. Еще пять девушек получили смертельные дозы таблеток, но их спасли врачи.
«Ну что, режиссер, приехали?»
В 1990 году одна из жертв вспомнила детали: несколько дней ее держали в квартире с видом на памятник бородатому мужчине. Следователи предположили, что это памятник Хо Ши Мину у метро «Академическая».
Оперативники проверяли сотрудников «Мосфильма», а переодетые девушки-полицейские дежурили в центре. Но маньяка задержали случайно: он сел в такси с новой жертвой, а водителем оказался оперативник.
«Ну что, режиссер, приехали?» — спросил тот.
«Убийства интересуют? Готов рассказать», — спокойно ответил маньяк.
Последователь Гумберта
Настоящее имя преступника — Валерий Асратян. Он родился в Ереване в благополучной семье, но с детства имел отклонения: играл в куклы, а первый сексуальный опыт получил в 13 лет от взрослой женщины.
Его влечение к несовершеннолетним обострилось после прочтения «Лолиты» Набокова — он ассоциировал себя с Гумбертом.
Асратян изучал психологию, работал в интернате для детей-инвалидов, но в 1982 году был осужден за домогательства. После освобождения снова совершил преступление и получил 4 года. В 1987 году, выйдя на свободу, он остался без дома — жена его выгнала.
Подельницы убийцы
Асратян нашел сообщниц — 40-летнюю Марину Агаеву и ее 14-летнюю дочь Таню с психическим расстройством. Он запугивал их, заставлял участвовать в преступлениях, а лекарства для дочери использовал для усыпления жертв.
«Они помогали создавать видимость съемочной группы. Кормили девушек, убирали за ними», — рассказывал маньяк.
Он заставлял мать и дочь участвовать в оргиях. Одна из жертв родила от него ребенка.
Просил его казнить
Асратян дал подробные признания и на суде требовал расстрела. В 1996 году приговор привели в исполнение в «Бутырке».
Агаеву осудили на 10 лет, а ее дочь — из-за психического состояния — избежала наказания.
Перед казнью маньяк сказал:
«Хочу, чтобы приговор исполнили быстрее и избавили меня от этого груза».
Александра Сапожкова.