Фильмы, которые становятся классикой, часто имеют за собой невероятные истории создания. Но среди них есть картины, чья судьба была настолько сложной, что сегодня кажется чудом, как они вообще вышли на экраны.
Одна из таких лент — советская музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке». Видео, которое я проанализировал, раскрывает множество малоизвестных фактов о создании этого шедевра.
История картины, казалось бы, была обречена с самого начала, и дело тут не только в творческих разногласиях.
Проблемы начались ещё на уровне киностудий, а продолжились на съемочной площадке, где актеры и режиссёр сталкивались с невообразимыми трудностями.
Путь к экрану: от Давженко до Ленфильма
В 1967 году, в честь 50-летия Октябрьской революции, руководство кинематографии решило, что помимо патриотических фильмов, нужно выпустить что-то лёгкое и развлекательное.
Выбор пал на экранизацию известной оперетты «Свадьба в Малиновке». Сюжет о Гражданской войне, но с песнями и победой красных, казался идеальным. Однако ни одна студия не хотела браться за этот проект.
Сначала от фильма отказалась киностудия имени Довженко. Как вспоминает киновед Андрей Апостолов, основной репертуар студии был наполнен серьёзными, "зубодробительными" лентами, и «фривольность в обращении к такой значимой теме» их насторожила.
На «Мосфильме» тоже был отказ. Режиссёр Андрей Тутышкин услышал, что у них уже снимается «Кавказская пленница», и ещё одна комедия им пока не нужна.
Так проект попал на «Ленфильм», где и работал Андрей Тутышкин. Однако и тут его встречали скептически. К этому времени за режиссёром числились три музыкальные комедии, разгромленные критикой в пух и прах.
«Он очень хотел быть режиссёром. И всё время как-то получалось так, что не очень, не очень какой-то выход на режиссуру»,
— рассказывает Василиса Тутышкина, дочь режиссёра.
Но Тутышкин был настойчив. Ему пришлось приложить невероятные усилия, чтобы убедить всех в том, что «Свадьба в Малиновке» станет успешной картиной.
Актёрский ансамбль: звёзды, которые чуть не сорвали съёмки
Режиссёр подошёл к подбору актёров с особой ответственностью. На роли главных бандитов были приглашены знаменитые отец и сын Абрикосовы.
Роль красного командира Назара Думы досталась Владимиру Самойлову, который, по словам его сына Александра, не умел играть на гармошке.
«Когда он учился играть на этой гармошке, съехал весь дом от нас, потому что это было круглые сутки»,
— делится Александр Самойлов.
А на роль Попандопуло пригласили Михаила Водяного, звезду Одесского театра музыкальной комедии. Яшку-артиллериста согласился сыграть Михаил Пуговкин.
Казалось бы, звёздный состав готов. Но съёмки были на грани срыва с самого начала.
Трагедия на съемочной площадке
Исполнительницу главной женской роли, яркую и молодую актрису Ларису Голубкину, пришлось срочно заменить. Актриса уехала на гастроли в Японию. Ей на смену нашли студентку Валентину Лысенко.
«Я сказала, ну хорошо. Не буду сниматься. Не хотите, не буду сниматься в кино»,
— вспоминает актриса Валентина Николаенко (в девичестве Лысенко), которая играла Яринку.
Но главная беда была в другом. Утверждённую на роль мамы Яринки, актрису Людмилу Лунько, срочно эвакуировали в Ленинград прямо со съемочной площадки.
«Мы сняли эту знаменитую сцену «Мама, а замуж выходить не страшно?»... Её отправили в Петербург и через какое-то время она умерла. Съёмки остановились. Я так понимаю, что там была онкология»,
— с болью в голосе рассказывает Валентина Николаенко.
В итоге роль мамы Яринки исполнила актриса Людмила Алфимова.
«Настоящая Малиновка» и бочка с бражкой
Съемочная площадка была расположена в Полтавщине. Массовку набирали из местных колхозников. Артисты жили в глиняных мазанках с земляными полами, без электричества.
А колхозники, по словам Александра Самойлова, так вжились в свои роли, что дело пахло провалом. Когда они играли красных, всё было хорошо, но когда становились бандитами, то начинался «разгуляй, люли-малина».
Андрей Тутышкин был в ужасе, когда обнаружил, что артисты постоянно выпившие. Как выяснилось, в сенях стояла огромная бочка с деревянной крышкой. Все думали, что там вода, но на самом деле это была бражка. Этот «ковшик бражки» спас артистов от жары и ужасных условий, но чуть не погубил съёмки.
«У нас таких страшных не было. Твардовский говорил: «Это страшный человек, ему закуска может заменить выпивку». Вот у нас таких страшных не было»,
— вспоминает Валентина Николаенко.
Танцы, слёзы и бегство со съёмок
И если у режиссёра были проблемы с актёрами, то у актёров — с собой.
«В ту степь» Пуговкина и «малиновка» Самойлова
Михаилу Пуговкину, который был не очень танцующим актёром, не давался танец «в ту степь». Было сделано несколько десятков дублей, и он уже был готов сдаться, пока в отчаянии не снял сапоги, которые натёрли ему ноги в кровь.
«Снял сапоги… и вот с первого дубля, без сапог, прекрасно станцевал»,
— рассказывает актёр Гелий Сысоев.
А Владимиру Самойлову, игравшему Назара Думу, не давался один-единственный кадр. Он должен был посмотреть в даль и с болью сказать: «Малиновка».
«Вот это он не мог сыграть! Дублей 50, наверное... «Ну не могу я всерьёз это сказать»... Тутышкин уже всё, уже стемнело, уже смена ушла целая вот на этот вот, на секундный кадр»,
— вспоминает Александр Самойлов.
В конце концов, режиссёр сдался, и в фильм вошёл кадр с единственным словом.
Побег Яринки и обида режиссёра
Валентина Лысенко (Николаенко), исполнявшая главную женскую роль, не чувствовала уважения к себе на съемочной площадке. Молодую актрису возили «с коняхами», и она ждала последней, пока все разъедутся.
Однажды Владимир Самойлов заступился за нее, сказав: «Да я же за тебя как за родную! Горло перегрызу».
Но Тутышкин всё равно накричал на неё. Обиженная девушка убежала.
«Я подошла к нему и говорю: «Андрей Петрович, я, так и так, я извиняюсь, я не выдержу». — «Ну и что?» — «И я ушла». Он гаркнул что-то такое. И в этот момент, в общем, обида захлестнула меня. Я в слезах убежала. Я прошла всю деревню. Я вышла на трассу»,
— вспоминает Валентина Николаенко.
Без денег и документов она добралась до аэропорта, где её узнал начальник и, связавшись с Полтавой, вернул на съёмки.
Триумф, который никто не ожидал
После съемок фильм разгромили на худсовете. Ему присудили третью категорию, что означало минимальный гонорар, прокат только в сельских клубах и черную метку для режиссера.
«Ему дали третью категорию, он папа страдал тут. Все артисты, все были в ужасе, кошмар...»,
— вспоминает Василиса Тутышкина.
Но случилось чудо. На уровне сценария никому не нужный, снимавшийся в режиме ежедневной катастрофы, униженный худсоветом и уничтоженный критикой фильм «Свадьба в Малиновке» стал настоящим хитом.
Зрители ходили на него по несколько раз, и когда число просмотров превысило 3 миллиона, фильму подняли категорию.
Так «Свадьба в Малиновке» заняла второе место в прокате, уступив только «Кавказской пленнице». Это было невероятное признание, которое никто не ожидал.
Фильм стал настоящим «обыкновенным чудом» нашего кино, доказав, что настоящая магия рождается не в комфортных условиях, а в борьбе, в преодолении трудностей и в искренней вере в своё дело.
Больше материалов о кино, актерах и историях, которые оставили след в истории кинематографа, вы найдете на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!