В конце XIX века, в маленькой деревушке в глубине русской провинции, наступало Рождество — время чудес и таинств. Три неразлучные подруги — Аня, Марфа и Люба — собрались в избе у Аниной бабушки, чтобы поворожить, как это делали их прабабушки и прабабушки их прабабушек.
Аня решила начать с гадания на воске. Она осторожно расплавила свечу и капала горячий воск в таз с холодной водой. Фигурки, которые появились на поверхности, она внимательно рассмотрела — увидела очертания птицы, что сулило удачу и долгие путешествия. «Скоро один из нас отправится далеко и принесёт весть», — сказала Аня, улыбаясь.
Марфа, сдержанная и серьёзная, выбрала гадание на суженого по обуви. Она внезапно вынула из угла старинную деревянную башмачку, стоявшую давно без дела, и поставила у порога, попросив подруг одну за другой пройти через неё. Под этим испытанием, по поверью, можно было увидеть, кто будет её избранником. Когда подошла очередь Любы, башмачка слегка наклонилась — знак того, что её суженый уже близко и скоро появится в их деревне.
Люба решила попробовать гадание с бумажными треугольниками. Она вырезала три маленьких треугольника, на каждом написала разные имена парней из деревни. Потом треугольники сложила и перемешала. Наугад выбрала один — имя Ивана. «Значит, Иван — мой суженый!» — воскликнула она, сияя от счастья.
Рождество в этой деревне стало наполнено загадками и надеждами. Каждая из девушек увидела в своих гаданиях не просто предсказание, а каплю веры в чудо, которое могло изменить их судьбу. Пока зимой тихо падал снежок за окнами избы, в их сердцах теплилась надежда — на любовь, радость и светлое будущее.
Уже под конец гадания, во дворе внезапно раздался грохот и в избу зашла бабушка Ани. Хотя девушки уже заканчивали гадание, они испугались, общая атмосфера не располагала к громким звукам и вмешательству посторонних людей. Да и бабушку они побаивались.
- Чего это тут у вас? – не то чтобы грозно, а из любопытства спросила бабушка.
- Мы… ну мы… - запиналась Люба.
- Да гадаем мы, бабушка, - сказала Аня.
- Ох. Гадаете. Прогадать ведь можно все, что начертано, знаете ли? – Любопытство бабушки сменилось строгостью.
- Да нет, бабушка, мы недолго же…. А как это – прогадать?
Бабушка села поудобнее на старую лавку у печки, вздохнула и продолжила:
— Знаете, девочки, я вам расскажу одну свою историю... Как-то давно, когда я была вашей ровесницей, я тоже ворожила. Очень любила одного парня — Якова, дядю Ивана знаете? Дак он его брат был. Мы были молоды и счастливы, мечтали вместе прожить всю жизнь.
Она боязливо опустила глаза и взяла в руки старую выцветшую нитку.
— Но я была беспокойной и слишком много гадала на наше счастье. Мне казалось, что если я не узнаю заранее, что будет дальше, то всё пойдёт не так. Я тасовала карты, капала воск, читала знаки в огне — и все мои гадания почему-то предвещали беду, чем дальше, чем страшнее.
— И однажды, в канун Рождества, я увидела страшный знак — Яков уйдёт и больше не вернётся. Я не поверила и продолжала гадать, пытаясь изменить судьбу, но только прогадала её. Вскоре Якова забрали в рекруты... Он уехал далеко, на долгие годы службы. А я больше его не видела... Не знаю, что с ним случилось…. И никогда уж не узнаю…
Глаза бабушки заблестели от слёз, но она продолжала спокойно:
— Жизнь моя сложилась иначе, чем я мечтала, но я прожила её, любя его в своём сердце. Иногда так случается, что попытка узнать судьбу преждевременно может изменить её печальным образом. Потому и говорю вам — берегите своё настоящее и не растворяйтесь в страхах и предположениях.
Она улыбнулась сквозь слёзы и взяла за руку Аню:
— Любовь — вот что по-настоящему важно, не гадания.