Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Опасности любви/ El amor perjudica seriamente la salud (1996 г.) яркая испанская мелодрама, умещающая в себе любовь на три с половиной …

Так бывает на самом деле, когда в юные, безответственные годы, влюбляешься и на протяжении всей жизни помнишь только о ней/нём. Даже если судьба разрывает такую привязанность, желание быть вместе никогда не покидает до самого конца. Наверное, только так и можно сохранить, тлеющую в период долгой разлуки, и начинающую полыхать в мгновения встреч, длящуюся три с половиной десятилетия, страсть. Служащий отеля Сантьяго, очень молодой парень, встречает в номере Джона Леннона некую Диану. Ветреную девчонку, одержимую, как и многие в то время, битлами. Она решила устроить сюрприз Джону, но бдительный портье решительно отказывает ей и пытается выгнать. Девушка не так проста, если уж она поставила перед собой задачу, то обязательно должна её выполнить. Так и случилось бы, если таким же упрямым не оказался носильщик. Оказавшись под кроватью рокзвезды, они слышали его откровенный флирт с поклонницей, имя которой британец никак не мог запомнить, и одновременно с этим всё больше проникались друг др
Кадр из фильма "Опасности любви".
Кадр из фильма "Опасности любви".

Так бывает на самом деле, когда в юные, безответственные годы, влюбляешься и на протяжении всей жизни помнишь только о ней/нём. Даже если судьба разрывает такую привязанность, желание быть вместе никогда не покидает до самого конца. Наверное, только так и можно сохранить, тлеющую в период долгой разлуки, и начинающую полыхать в мгновения встреч, длящуюся три с половиной десятилетия, страсть.

Служащий отеля Сантьяго, очень молодой парень, встречает в номере Джона Леннона некую Диану. Ветреную девчонку, одержимую, как и многие в то время, битлами. Она решила устроить сюрприз Джону, но бдительный портье решительно отказывает ей и пытается выгнать. Девушка не так проста, если уж она поставила перед собой задачу, то обязательно должна её выполнить. Так и случилось бы, если таким же упрямым не оказался носильщик. Оказавшись под кроватью рокзвезды, они слышали его откровенный флирт с поклонницей, имя которой британец никак не мог запомнить, и одновременно с этим всё больше проникались друг другом. На этом незначительном эпизоде могла закончиться их встреча, но бог расположил совсем иное развитие отношений Санти и Дианы.

Кадр из фильма "Опасности любви".
Кадр из фильма "Опасности любви".

Девяностые годы прошлого века занимают особую секцию в необъятном стеллаже кинематографа. Это фильмы, своего рода подводящие итог столетию, которые вобрали в себя и наибольший протест за всю историю, и в тоже время стали самыми откровенными и честными со времён Прибытия поезда братьев Люмьер. Как говорится – каждому времени своё кино. И именно в 1990-ые сошлось всё. И подведение итогов 20 века, со всех сторон и многообразия жизни, перед миллениумом. И некая прощальная рок-оратория, на бешеной коде звучащая вслед забываемым законам и традициям и приветствующая уже совершенно другие. Поэтому произошёл тот всплеск, то бурное извержение авторского и коммерческого кино, которое мы до сих пор вспоминаем с ностальгической теплотой, как о лучшем времени для Cinema.

В данном случае, вся искренняя апология фильмам указанного периода, имеет под собой основание и находит отражение в Опасностях любви. Это очень характерное тому времени произведение. Оно тотально грустное и вместе с тем настолько обнадёживающее, что граничит с куда более серьёзным представителем, трагикомедией. И если бы не искрящиеся абсурдом происходящего на экране ситуации и всестороннее сосредоточение только на мотивах любовных переживаний, ленту без сомнений можно было бы отнести к драмеди. Однако и мелодрамой фильм нельзя назвать, поскольку он является куда большим, нежели классика этого милого жанра. Ведь здесь наличествует определённый срез эпохи, начиная с Битлов и заканчивая принцессой Дианой. Тот пласт, когда пролетариям уже не было необходимости насильственно свергать и захватывать власть, а достаточно только иметь талант личности, физиологический магнетизм или и то и другое.

Кадр из фильма "Опасности любви".
Кадр из фильма "Опасности любви".

Указанная выше грусть, безусловно, понятная и ощущаемая всеми возрастами, которым уже есть что вспомнить и соизмерить отрезки многим большие, чем месяц или год. Когда невозможно что-то переиначить, пересказать заново или переделать по-другому. И хочется выть от беспомощности и найти силы, чтобы смириться и принять тот вариант, единственный, начертанный нестираемыми чернилами на одной из страниц книги бытия человека. Смотря на героев, сначала молодых, беспечных, бездарно распоряжающихся своим временем, и повзрослевших, но сохранивших часть от себя тогдашних, подсознательно примеряешь и вспоминаешь такие же моменты из своей летописи. И наступает момент истины, который и не желателен бы при просмотре испанской мелодрамы, но от него никуда не деться. Мы не рисуем набросок с ластиком в руках, не сочиняем черновик для последующего переписывания в новенький ежедневник. Мы живём настоящим, и какими окажутся прошлое и будущее создаётся теперь, каждую уходящую бесследно секунду. Относиться к этому надо чуть более внимательно, чем опрокидывая в санфаянс ещё один год жизни в ожидании любимой или любимого.

Другая, не такая уж отличительная, тем не менее, сторона картины – это те короткие встречи парочки горячо любящих друг друга, но разведённых крайней степенью разности ментальности, отношением к жизни и, в конце концов, материальными ценностями. Здесь только кажется, что впроброс говорят и делают какие-то вещи, помимо самой интриги неожиданных свиданий. Хотя если вслушаться и всмотреться, мы увидим массу идентифицирующих то или иное время деталей. Причёски, наряды, форма лётчика, сигареты. Но главное, взросление персонажей. Она всё более хищная и циничная дама, готовая сожрать любого конкурента, поднимается каждый раз и встаёт, словно ничего не произошло. Он, меланхоличный семьянин, сугубо порядочный за исключением одной маленькой пометки в карме, могущий только соглашаться с женой и тёщей. Однако когда встречаются эти двое, происходит контакт противоположностей, с наложением на подобную гремучую химию воспоминаний, и небеса озаряются небывалыми фейерверками красок и чувств. И на такие сцены каждый раз смотришь с восхищением.

Кадр из фильма "Опасности любви".
Кадр из фильма "Опасности любви".

В итоге, сложив весь этот многосложный оркестр интонаций, исторических событий, маяков времени и динамику развития отношений, мы получаем одну из самых самобытных и потрясающих мелодрам десятилетия. Некую квинтэссенцию авторского взгляда на мейнстрим в жанре, который тогда ещё никто не помышлял уводить в плоскость андеграунда. И, разумеется, нельзя не сказать о главных артистах, работы коих много добавили и разнообразили кино. Это, тогда ещё совсем молоденькая Пенелопа Крус, Диана в юности, молния воплоти и её старшая версия, остепенившаяся, но только на людях, Ана Белен. Равно как и мужское двуединство - Габино Диего и Хуанхо Пуйчкорбе. Они блещут, искрятся и доносят суть вечных влюблённых антагонистов до самого сердца зрителя.

Кадр из фильма "Опасности любви".
Кадр из фильма "Опасности любви".

Опасности любви, тот случай, когда на некоторые недочёты, теперь отсвечивающие ярче, чем тогда, во время выхода фильма, можно и нужно закрыть глаза. Тем многим, кто был счастлив в 1996 году и оценил данную картину, это не составит никакого труда. И хочется верить, что молодым (миллениалы и позже по рождению) такой опыт тоже не окажется чрезмерным морально-нравственным затруднением. Даже с учётом того, что теперь принято разбирать фильм на молекулы и искать брак в тех местах, где раньше это было делать неприлично. И если вдруг, окажется, что на носу сорокапятилетие, а сделать успел совсем не то, что задумывал на старте, тогда можно ходить несколько лет к аналитику. Или посмотреть Опасности любви. И то и другое эффективно, только в последнем случае ещё и приятно, пусть и с горшими нотами псевдоощущения, что можно было сделать намного лучше.