Так бывает на самом деле, когда в юные, безответственные годы, влюбляешься и на протяжении всей жизни помнишь только о ней/нём. Даже если судьба разрывает такую привязанность, желание быть вместе никогда не покидает до самого конца. Наверное, только так и можно сохранить, тлеющую в период долгой разлуки, и начинающую полыхать в мгновения встреч, длящуюся три с половиной десятилетия, страсть.
Служащий отеля Сантьяго, очень молодой парень, встречает в номере Джона Леннона некую Диану. Ветреную девчонку, одержимую, как и многие в то время, битлами. Она решила устроить сюрприз Джону, но бдительный портье решительно отказывает ей и пытается выгнать. Девушка не так проста, если уж она поставила перед собой задачу, то обязательно должна её выполнить. Так и случилось бы, если таким же упрямым не оказался носильщик. Оказавшись под кроватью рокзвезды, они слышали его откровенный флирт с поклонницей, имя которой британец никак не мог запомнить, и одновременно с этим всё больше проникались друг другом. На этом незначительном эпизоде могла закончиться их встреча, но бог расположил совсем иное развитие отношений Санти и Дианы.
Девяностые годы прошлого века занимают особую секцию в необъятном стеллаже кинематографа. Это фильмы, своего рода подводящие итог столетию, которые вобрали в себя и наибольший протест за всю историю, и в тоже время стали самыми откровенными и честными со времён Прибытия поезда братьев Люмьер. Как говорится – каждому времени своё кино. И именно в 1990-ые сошлось всё. И подведение итогов 20 века, со всех сторон и многообразия жизни, перед миллениумом. И некая прощальная рок-оратория, на бешеной коде звучащая вслед забываемым законам и традициям и приветствующая уже совершенно другие. Поэтому произошёл тот всплеск, то бурное извержение авторского и коммерческого кино, которое мы до сих пор вспоминаем с ностальгической теплотой, как о лучшем времени для Cinema.
В данном случае, вся искренняя апология фильмам указанного периода, имеет под собой основание и находит отражение в Опасностях любви. Это очень характерное тому времени произведение. Оно тотально грустное и вместе с тем настолько обнадёживающее, что граничит с куда более серьёзным представителем, трагикомедией. И если бы не искрящиеся абсурдом происходящего на экране ситуации и всестороннее сосредоточение только на мотивах любовных переживаний, ленту без сомнений можно было бы отнести к драмеди. Однако и мелодрамой фильм нельзя назвать, поскольку он является куда большим, нежели классика этого милого жанра. Ведь здесь наличествует определённый срез эпохи, начиная с Битлов и заканчивая принцессой Дианой. Тот пласт, когда пролетариям уже не было необходимости насильственно свергать и захватывать власть, а достаточно только иметь талант личности, физиологический магнетизм или и то и другое.
Указанная выше грусть, безусловно, понятная и ощущаемая всеми возрастами, которым уже есть что вспомнить и соизмерить отрезки многим большие, чем месяц или год. Когда невозможно что-то переиначить, пересказать заново или переделать по-другому. И хочется выть от беспомощности и найти силы, чтобы смириться и принять тот вариант, единственный, начертанный нестираемыми чернилами на одной из страниц книги бытия человека. Смотря на героев, сначала молодых, беспечных, бездарно распоряжающихся своим временем, и повзрослевших, но сохранивших часть от себя тогдашних, подсознательно примеряешь и вспоминаешь такие же моменты из своей летописи. И наступает момент истины, который и не желателен бы при просмотре испанской мелодрамы, но от него никуда не деться. Мы не рисуем набросок с ластиком в руках, не сочиняем черновик для последующего переписывания в новенький ежедневник. Мы живём настоящим, и какими окажутся прошлое и будущее создаётся теперь, каждую уходящую бесследно секунду. Относиться к этому надо чуть более внимательно, чем опрокидывая в санфаянс ещё один год жизни в ожидании любимой или любимого.
Другая, не такая уж отличительная, тем не менее, сторона картины – это те короткие встречи парочки горячо любящих друг друга, но разведённых крайней степенью разности ментальности, отношением к жизни и, в конце концов, материальными ценностями. Здесь только кажется, что впроброс говорят и делают какие-то вещи, помимо самой интриги неожиданных свиданий. Хотя если вслушаться и всмотреться, мы увидим массу идентифицирующих то или иное время деталей. Причёски, наряды, форма лётчика, сигареты. Но главное, взросление персонажей. Она всё более хищная и циничная дама, готовая сожрать любого конкурента, поднимается каждый раз и встаёт, словно ничего не произошло. Он, меланхоличный семьянин, сугубо порядочный за исключением одной маленькой пометки в карме, могущий только соглашаться с женой и тёщей. Однако когда встречаются эти двое, происходит контакт противоположностей, с наложением на подобную гремучую химию воспоминаний, и небеса озаряются небывалыми фейерверками красок и чувств. И на такие сцены каждый раз смотришь с восхищением.
В итоге, сложив весь этот многосложный оркестр интонаций, исторических событий, маяков времени и динамику развития отношений, мы получаем одну из самых самобытных и потрясающих мелодрам десятилетия. Некую квинтэссенцию авторского взгляда на мейнстрим в жанре, который тогда ещё никто не помышлял уводить в плоскость андеграунда. И, разумеется, нельзя не сказать о главных артистах, работы коих много добавили и разнообразили кино. Это, тогда ещё совсем молоденькая Пенелопа Крус, Диана в юности, молния воплоти и её старшая версия, остепенившаяся, но только на людях, Ана Белен. Равно как и мужское двуединство - Габино Диего и Хуанхо Пуйчкорбе. Они блещут, искрятся и доносят суть вечных влюблённых антагонистов до самого сердца зрителя.
Опасности любви, тот случай, когда на некоторые недочёты, теперь отсвечивающие ярче, чем тогда, во время выхода фильма, можно и нужно закрыть глаза. Тем многим, кто был счастлив в 1996 году и оценил данную картину, это не составит никакого труда. И хочется верить, что молодым (миллениалы и позже по рождению) такой опыт тоже не окажется чрезмерным морально-нравственным затруднением. Даже с учётом того, что теперь принято разбирать фильм на молекулы и искать брак в тех местах, где раньше это было делать неприлично. И если вдруг, окажется, что на носу сорокапятилетие, а сделать успел совсем не то, что задумывал на старте, тогда можно ходить несколько лет к аналитику. Или посмотреть Опасности любви. И то и другое эффективно, только в последнем случае ещё и приятно, пусть и с горшими нотами псевдоощущения, что можно было сделать намного лучше.