Найти в Дзене
Тихая кисть

Символика золота в иконописи

Те, кто интересуется иконами и их символизмом, давно разобрались, что обозначает золото, которым закрывают фон, нимбы, лучи света и т. д. Это, конечно же, символ Божественного Нетварного Света, Божьей Славы и Вечной Жизни.  Но задумывались ли вы, почему именно золото? Ведь в истории становления иконописного канона нет ничего случайного, все имеет свой глубокий смысл. В написании отдельно взятой иконы также не должно быть ничего, что лишено смысла, тут нет места случайным деталям. Нами была принята попытка провести небольшое исследование и рассуждение к нему, из любви к этому мастерству. Иконы в том виде, в котором мы привыкли их понимать, это целиком и полностью детище Новозаветного времени, ведь Слово стало Богом и обитало с нами, полное Благодати и Истины. Господь стал Человеком, чем явил нам Свой Святой Образ, даровал нам зреть Его Лик. Но, как известно, много что Церковь позаимствовала из Ветхозаветного Закона для формирования традиции уже Новозаветного Православного Богослуж

Те, кто интересуется иконами и их символизмом, давно разобрались, что обозначает золото, которым закрывают фон, нимбы, лучи света и т. д. Это, конечно же, символ Божественного Нетварного Света, Божьей Славы и Вечной Жизни. 

Но задумывались ли вы, почему именно золото? Ведь в истории становления иконописного канона нет ничего случайного, все имеет свой глубокий смысл.

В написании отдельно взятой иконы также не должно быть ничего, что лишено смысла, тут нет места случайным деталям.

Богоматерь Одигитрия Грузинская. Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Богоматерь Одигитрия Грузинская. Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Нами была принята попытка провести небольшое исследование и рассуждение к нему, из любви к этому мастерству.

Иконы в том виде, в котором мы привыкли их понимать, это целиком и полностью детище Новозаветного времени, ведь Слово стало Богом и обитало с нами, полное Благодати и Истины. Господь стал Человеком, чем явил нам Свой Святой Образ, даровал нам зреть Его Лик.

Но, как известно, много что Церковь позаимствовала из Ветхозаветного Закона для формирования традиции уже Новозаветного Православного Богослужения.

Следовательно, и истоки формирования традиции иконописного канона следует искать там.

И вот, что сказано в 25-й главе книги Исход: Исх. 25:1-3 «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.

Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь».

Мы видим, что Бог, перечисляя приношения, которые должны приносить Ему сыны Израилевы, первым называет именно золото. Но дальше ещё интереснее: в той же 25-й главе написанно, что сам Ковчег Завета должен быть сделанным из дерева ситтим и обложен чистым золотом. 

Итак, Ковчег, кольца и шесты к нему полагается покрывать золотом. (Исх. 25:11-13)

Крышка и херувимы чеканной работы на ней должны быть выполнены тоже из чистого золота. (Исх. 25:17-18)

Стол, на котором располагался Ковчег Завета, Господь также повелел сделать из дерева ситтим и покрыть золотом. (Исх. 25:25-28)

Все богослужебные сосуды и кадильницы должны быть золотыми. (Исх. 25:29)

Светильник (Семисвечник) и все принадлежности к нему Господь также завещал сделать из золота чистого (Исх. 25:31-38).

Итак, мы видим, все, что располагалось во Святая Святых, было изготовлено из золота, либо покрыто им. Сам Господь Бог завещал этот металл первым в приношениях, а также в изготовлении Ковчега Завета, стола, на котором он располагался, светильника-семисвечника, и даже принадлежности должны были быть из золота. 

Мы знаем, что на горе Синай Моисей говорил с Богом, входя во мрак густого облака. Именно этот мрак и есть тот Божественный Нетварный Свет, в котором обитает Бог. Его-то иконописцы и изображают на иконах в виде фона, нимбов, лучей. 

В Скинии главным местом было Святая Святых, где располагался Ковчег Завета, в котором хранились каменные Скрижали с Десятью Заповедями Завета, жезл Аарона и сосуд с манной — это было место особого присутствия Божия.

Скрижали Завета — это образ Слова Божия, и Моисей, входя во Святая Святых, как в густое облако на горе Синай, говорил с Богом над открытым Ковчегом, где лежали Святые Скрижали, окружённые золотом со всех сторон. 

Золото — необычный, благороднейший из металлов, не подвержен коррозии и разрушительному действию времени, символизирует непреходящую красоту духовных ценностей, а также все, что связано с вечностью, а значит и с Богом. Именно его Господь назвал первым из приношений, золотом был украшен Ковчег Завета и все, что полагалось во Святая Святых.

Этот металл был удостоен соприкасаться со Славой Божией во Святая Святых, и его выбирают изографы вот уже второе тысячелетие, чтобы изобразить Нетварный Вечный Свет, в котором вечно пребывает Творец этого мира.