Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Павел Дубравский: «Переговоры на Аляске — лишь первый шаг к заморозке конфликта»

Оглавление

Какие сценарии решения конфликта обсудят на предстоящих переговорах России и США — в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает политический аналитик и руководитель агентства «Дубравский Консалтинг».

Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Переговоры в Аляске могут стать переломным моментом российско-украинского конфликта. Администрация Джозефа Байдена предпочитала три года игнорировать интересы российской стороны и выбрала поддержку Украины. Администрация Дональда Трампа поступила иначе — выбрала нейтралитет и челночную дипломатию. Последняя предполагает договорённости с каждой из стороны отдельно, с учётом её интересов и предложений. Именно это и должно произойти в Аляске.

Нейтралитет и челночная дипломатия

Дональд Трамп минимум дважды встречался с Владимиром Зеленским — в Белом доме, а затем в Ватикане. США и Украина подписали соглашение о добыче редкоземельных металлов и Трамп публично заявил, что теперь на Украине есть американские экономические интересы. Аргентинский президент Хавьер Милей часто повторяет одну фразу во время своих выступлений: «Где процветает торговля, не летают пули». Примерно это и пытался «продать» Трамп Зеленскому во время их эпичного спора в Белом доме.

Полгода американская сторона пыталась договориться поочерёдно с каждым участником конфликта. И если с украинской стороной было проще, ведь она зависит от политической, финансовой и военной поддержки США, то с Россией пришлось гораздо сложнее. Трамп действовал разными методами, например, пять раз посылал своего спецпосланника Стива Уиткоффа на переговоры с Владимиром Путиным. В промежутках между визитами своего помощника Трамп то обещал скорейшее разрешение конфликта, то ставил ультиматумы. Сначала в 50 дней, а потом сократил их до десяти. Был и стамбульский формат переговоров, который сдвинул их с мёртвой точки и помог обменять раненых и погибших солдат.

Автор фото: Reuters
Автор фото: Reuters

Стороннему наблюдателю такой подход может показаться непоследовательным, но он полностью укладывается в логику администрации Трампа — использовать любые методы для достижения целей. И, кажется, они сработали. Россия согласилась на личную встречу двух президентов.

Почему именно «согласилась»? Потому что изначально глава Белого дома настаивал на трёхстороннем формате (Трамп, Путин, Зеленский), но он не устраивал российскую сторону. На прошедшей неделе мы видели, как российская сторона подавала сигналы о нежелании встречаться втроём и Трамп согласился с этим условием. Теперь взгляды всего мира направлены на русского и американского президентов. Судьба российско-украинского конфликта решится в Аляске.

Что ждать от переговоров?

Переговоры в Аляске будут не только про Украину. Последний раз оба президента разговаривали приватно в 2019 году в рамках саммита G20 в Японии. Полноформатная встреча произошла и того раньше — в 2018 году в Хельсинки. С тех пор слишком многое поменялось: в США — президент, а в России началась специальная военная операция. Обоим президентам есть что обсудить, среди потенциальных тем не только Украина: Ближний Восток, Китай, Арктика, санкции.

Для российского президента эта поездка — про переформатирование отношений с США. По крайней мере, про попытку это сделать. Да и Трамп неоднократно повторял, что не планирует ухудшать отношения с Россией по другим направлениям, если не удастся договориться по Украине.

Во время переговоров с Украиной Россия в лице официальных спикеров неоднократно демонстрировала своё стремление обсуждать мировой порядок. Ведь если и делать уступки в конфликте, то только с победой в историческом разрезе, с выгодами на годы вперёд в международной политике и торговле. Именно с таким настроем российская делегация будет вести переговоры. Задача максимум — договориться по нескольким темам помимо Украины, задача минимум — уехать с выгодным решением по ней либо с возможностью затянуть решение.

Автор фото: Михаил Климентьев / РИА Новости
Автор фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Другое дело американцы, их подход скромнее — договориться по Украине, и, возможно, обсудить другие темы. Мы видели, как во время израильско-иранской войны Россия предложила свои услуги по модерации конфликта с Ираном, но американская сторона настояла на обсуждении только Украины.

Во время избирательной кампании 2024 года Трамп обещал вывести США из всех конфликтов, куда страну втянул Байден и предыдущие президенты. Его стремление стать миротворцем было подчёркнуто во время инаугурационной речи, первому обращению к нации и миру. На сайте Белого дома ведётся подсчёт войн и конфликтов, которые остановила администрация Трампа: Камбоджа и Таиланд, Израиль и Иран, Руанда и Демократическая Республика Конго, Индия и Пакистан, Египет и Эфиопия, Сербия и Косово (экономическое сотрудничество). Трампу нужна ещё одна победа — по Украине.

Автор фото: Jim Lo Scazlo / EPA / ТАСС
Автор фото: Jim Lo Scazlo / EPA / ТАСС

Только в этом конфликте победа может быть разной. Например, программа максимум, — решение или заморозка конфликта. Программа минимум — окончательный выход США из противостояния Украины и России, ведь Трамп обещал сократить участие своей страны в конфликтах других стран, но не решить их все в мире. Своему избирателю он должен сказать, что проблемы России и Украины теперь касаются только этих стран и Европейского союза, а не американских налогоплательщиков. Чтобы не случилось на переговорах, Трамп сумеет продать это своему избирателю.

Встреча лицом к лицу

Личные переговоры всегда эффективнее работы аппарата или спецпосланников. Тонкости и нюансы одной стороны очень сложно передать другой. Во время встречи обоих президентов есть шанс, что позиция России будет донесена до США и воспринята адекватно. Стива Уиткоффа и телефонных разговоров для этого оказалось недостаточно.

Автор фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»
Автор фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

После многочисленных звонков между Путиным и Трампом последний несколько раз заявил, что разочарован ходом переговоров. Проблема именно в этом: всего по телефону не обсудишь, все нюансы не передашь. Этим объясняется жёсткая реакция Трампа в адрес зампреда Совбеза РФ Дмитрия Медведева, которая завершилась якобы отправкой двух подлодок ближе к берегам России. Трампу важно изолировать и ограничить любые милитаристские разговоры в этом конфликте. Вполне вероятно, что его администрация воспринимает Медведева как один из голосов «ястреба» внутри команды Путина, и поэтому было так важно дважды оборвать эту тему так резко. Трампу нужно сохранить диалог с Россией, но говорить именно с Путиным и попытаться понять его позицию.

Не договор, а декларация

После анонса переговоров в Аляске президент Украины Зеленский заявил, что признания территорий нет в повестке и украинский народ не позволит ему этого сделать. До этого были аналогичные заявления о новых регионах РФ в Конституции страны от Владимира Путина. Очевидно, что вопрос вывода войск, обмена территорий или их признание — самый сложный. Пока оснований для подписания мирного договора нет, но есть возможный сценарий, как бы это могло выглядеть — декларация Армении и Азербайджана.

Обе страны подписали декларацию при прямом участии США. Согласно этому документу, страны обязуются завершить конфликт. Помимо совместной декларации, Армения и Азербайджан подписали отдельные двухсторонние соглашения о сотрудничестве с США. Например, соглашение о Зангезурском коридоре, который передаётся США на 99 лет.

Автор фото: Nathan Howard / EPA / ТАСС
Автор фото: Nathan Howard / EPA / ТАСС

Этот сценарий возможен и для российско-украинского конфликта. Из-за слишком серьёзных расхождений по поводу владения спорными территориями подписание деклараций выглядит более чем реалистично. Более того, сами переговоры в Аляске необязательно должны закончиться подписанием отдельных документов. Вполне вероятно, что страны обменяются своим видением конфликта и наметят общую дорожную карту для его разрешения.

Внутри потенциального плана могут обсуждать вопросы прекращения огня в воздушном пространстве, которое затрагивает преимущественно мирное население обеих стран. Для Трампа это может стать важной победой перед будущими выборами его партии в 2026 году. Также может быть поднят вопрос об очередном обмене ранеными и погибшими между Россией и Украиной. Будут обсуждаться и территории в рамках сценариев по попытке урегулировать их правовой статус. Вряд ли Россия и Украина планируют признавать текущий статус-кво, но при сценарии подписания декларации это и необязательно. Вопрос их юридического статуса могут отложить на десять или сто лет.

Автор фото: Kevin Lamarque / Reuters
Автор фото: Kevin Lamarque / Reuters

Переговоры в Аляске — важный шаг навстречу завершения противостояния. Это конструктивная мера по заморозке конфликта. Причём именно заморозке, а не разрешения с финальным подписанием мирного договора. Пока наиболее реалистичный сценарий выглядит именно так, но более точный прогноз получится дать уже после встречи Путина и Трампа.

Другой вопрос — будет ли трёхсторонняя встреча президентов? С российской стороны неоднократно подчёркивалось, что для Путина Зеленский — нелегитимный президент. Одновременно с этим заявлялось, что, несмотря на это, Россия готова участвовать в переговорах. Многое зависит от итогов встречи Трампа и Путина. Конечно, американский президент хочет картинку из Белого дома, где они втроём подписывают декларацию о завершении конфликта, но возможность этого сценария зависит от переговоров в Аляске.

Если переговоры зайдут в тупик, то и тут есть ответ. С точки зрения американской администрации, пусть переговоры идут хоть десять лет, главное, что это лучше стрельбы. По крайней мере декларативно. Реальная же задача — показать своему избирателю, что это уже не их конфликт.

Автор материала: «Вечерняя Казань»