Найти в Дзене

Десять тысяч шагов. Маршрут по купеческому Ельцу (часть 2).

Осмотр от Площади Победы продолжаем не заходя на самые центральные улочки, туда еще успеем дойти. Поднимается на гору по ул. Карла Маркса, проходим мимо Успенской церкви (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Дойдя до улицы Ленина поворачиваем направо. Здесь много интересной архитектуры и целых три музея. Каждый интересен по своему, писала про все музеи тут: Первым встречается "Музей народных ремесел и промыслов", а ранее это детские ясли, построенные купцом Заусайловым для детей работниц его табачной фабрики. В 1896 году был заказан проект на строительство здания по улице Манежной архитектору В.С. Думбовичу. Проект был выполнен в месячный срок. Но строительство было отложено. Лишь в 1905 году были выполнены земляные работы и заложен фундамент, однако строительство вновь пришлось отложить. На первом этапе в здании предполагалось разместить материалы по истории табачного дела согласно завещанию Заусайлова. Широкие арочные окна первого этажа с цветными стеклами и изящно выполненная к

Осмотр от Площади Победы продолжаем не заходя на самые центральные улочки, туда еще успеем дойти.

Поднимается на гору по ул. Карла Маркса, проходим мимо Успенской церкви (Церковь Успения Пресвятой Богородицы).

Дойдя до улицы Ленина поворачиваем направо. Здесь много интересной архитектуры и целых три музея. Каждый интересен по своему, писала про все музеи тут:

Первым встречается "Музей народных ремесел и промыслов", а ранее это детские ясли, построенные купцом Заусайловым для детей работниц его табачной фабрики.

В 1896 году был заказан проект на строительство здания по улице Манежной архитектору В.С. Думбовичу. Проект был выполнен в месячный срок. Но строительство было отложено. Лишь в 1905 году были выполнены земляные работы и заложен фундамент, однако строительство вновь пришлось отложить. На первом этапе в здании предполагалось разместить материалы по истории табачного дела согласно завещанию Заусайлова. Широкие арочные окна первого этажа с цветными стеклами и изящно выполненная кирпичная кладка всего здания, ажурная металлическая изгородь придавали зданию исключительную красоту и изящество. Всё было готово для торжественного открытия, но в ноябре 1910 года дом продается городской управе под ясли-приют для детей. Так предназначенный под выставочные залы дом по улице манежной неожиданно становится приютом. Позднее А.Н. Заусайлов расширяет этот дом. Были заложены фундамент постройки, хозяйственные постройки. Намечалась посадка сада, установка фонтанной части.  В приюте «Ясли» бесплатно на средства А.Н. Заусайлова содержались до 50 детей.

И практически следом идет сама табачная фабрика, точнее то, что от нее осталось.

После революции в советское время еще долго процветала выпуская елецкую приму, но в 2003 прекратила свою работу. Сейчас ищется инвестор, чтобы запустить это место как культурный центр. Здание сейчас в очень плачевном состоянии. Несмотря на это, не перестает поражать своей красотой.

Дальше по ул. Ленина мы пройдем вдоль здания банка (с недавних пор музей воинской славы) и почты(действует до сих пор), дойдем до женской гимназии, где проводились шикарные балы в XIX-нач. XX века, на котором часто бывал гимназист Иван Бунин. Сейчас это корпус ЕГУ.

Женская гимназия
Женская гимназия

Мимо "Музея купечества и сословий" (где представлена информация о вспоминаемых ранее и в продолжении рассказа известных фамилиях города в конце XIX в.), мимо мужской гимназии, где учились Бунин, Пришвин, Семашко, преподавал Розанов. Сейчас это тоже школа.

Мужская
Мужская

Свернем на ул. 9 декабря и попадем в Городской парк, который включил в себя городской сад XIX века и часть усадьбы купца Заусайлова. Здесь сохранился старинный грот, фонтан, кованая ограда(см. галерею). И поставлен памятник гимназисту Бунину, который частенько прогуливал уроки в тени деревьев городского сада.

Где заканчивается Городской парк, начинается Детский, если пройти его насквозь, выходишь на ул. Толстого , если свернуть направо, а потом идти по улице прямо, можно выйти на самую окраину города XIX в., где виднеются остатки мужского монастыря, находится "старое кладбище" и Казанская церковь (Церковь Казанской иконы Божией Матери).

-7

Остатки Троицкого Елецкий мужского монастыря можно рассмотреть с ул. Коммунаров (сейчас ведется реставрация), там же напротив "Елецкая крытка", тюрьма XIX века, действующая до сих пор. Внутри даже есть музей.

Улица Коммунаров д. 45, Загородный дом купца Заусайлова, XIX-XX вв. Много резьбы и кованая ограда в неоготическом стиле.

Он называл его «заезжим» домом. Здесь купец оставлял свой автомобиль, а в город шел пешком, чтобы шум от автомобиля и выхлопные газы не нарушали покой жителей города. Первый легковой автомобиль в Ельце появился у А.Н. Заусайлова. С ним связано много разных легенд. Рассказывали, что Городская Дума приняла решение запретить купцу 3аусайлову ездить по городу на автомобиле до тех пор, пока лошади не привыкнут к его шуму и не будут шарахаться. Автомобиль был английский, надежный, видимо Ролс-Ройс. Он пережил своего владельца, дошел до советского времени, переходя из рук в руки. Последний раз его видели в гараже завода, называющегося ныне «Гидроприводом».

И по ул. Коммунаров мимо главного корпуса ЕГУ, мимо вечного огня и стадиона "Труд" возвращаемся в центральную часть города. Около Городского парка насладимся видом пожарной каланчи.

Пожарная каланча возвышается над одной из старейших пожарных частей – частью №10. Построена она была в 1865 году на деньги местных купцов – братьев Валуйских. Изначально каланча была деревянной, на сваях-столбах, высотой около 27 аршин. Но с развитием городской черты г. Ельца деревянную ветхую башню заменили каменной, с сигнальными устройствами. Дело Дмитрия и Николая Валуйских продолжили их сыновья.

Прямое назначение каланчи – наблюдательный пост для пожарных, так как пожары не раз уничтожали Елец до основания…Елецкие купцы-кожевники Дмитрий и Николай Валуйские, располагая необходимыми средствами, учредили при кожевенном заводе пожарную команду, превосходно оснащенную для того времени. Рабочие завода составляли штат пожарной команды, которая тушила пожары не только внутри завода, но и с обозом и инвентарем выезжала на городские пожары, а также в ближайшие села и деревни. В пожарном обозе братьев Валуйских к 1857 году было 8 труб и 20 бочек. Валуйские первыми шли в огонь. Большинство жителей города считали своим долгом принять посильное участие в деле тушения пожаров с артелью братьев Валуйских. Не случайно в Ельце часто говорили: «Где Валуйские, там несчастья нет».

По ул. Коммунаров дойдем до пресечения с ул. Советской и свернем направо. Посмотрим Великокняжескую церковь(Церковь Александра Невского и Михаила Тверского) и Дом призрения. Ул. Советская, 88.

Великокняжеская церковь - храм во имя святых князей Александра Невского и Михаила Тверского, сооруженный к 300-летию династии Романовых (1909-1911 гг.).

История храма началась больше сотни лет назад. В сентябре 1909-го года елецкое общество хоругвеносцев в Орле встретилось с Великим князем Михаилом, братом царя Николая Второго. Предложили ему стать покровителем общества и пригласили в Елец. Тот не отказал. В честь его визита храм и заложили на Успенской улице, рядом с Царской часовней.

Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «Вот этот храм построен на пожертвования Александра Николаевича Заусайлова, - елецкого махорочного короля. Он был возведен очень быстро».

На храм елецкий миллионер не поскупился. Потратил то ли 100, то ли 200 тысяч рублей. В переводе на сегодняшние деньги – это пара миллионов долларов.

Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «В церкви было, во-первых, паровое отопление, было духовое отопление. В храме было электричество, водопровод. Все виды благоустройства были использованы при строительстве этого храма».

Архитектор использовал сразу три стиля — неорусский, византийский и модерн. Входы в храм украсили ажурными чугунными сенями. Фасады - модной тогда майоликовой плиткой, а на купол поставили необычайной красоты крест.

На внутреннее убранство храма Заусайлов денег тоже не пожалел. Его украсили цветными витражами. Стены полностью облицевали все той же майоликой. На солнце она переливается всеми цветами радуги.

Про щедрость Заусайлова ходили легенды. По одной из них, в день, когда Великий князь посетил церковь, купец решил шикануть, и церковный пол велел выложить золотыми червонцами.

Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества: «Князь был человеком скромным, он засмущался. Сказал, что зря это сделали. А купец не растерялся и сказал: «Да, я понимаю. Надо было не так. Надо было – на ребро, на ребро!» Это знак особого уважения к великому князю и показатель его богатства».