На чемпионате России по лёгкой атлетике в Казани псковская прыгунья в высоту Наталья Спиридонова считалась одной из фавориток. Но вместо борьбы за медали она показала один из худших результатов сезона – 1,86 метра, хотя две недели назад в Белоруссии на менее значимом старте покорила 1,95 метра. В отличие от предыдущих неудач сезона на этот раз причин провала не нашлось. Тренер спортсменки Екатерина Алексеева в недоумении. Псковское агентство информации разбирает, что пошло не так.
– Почему-то на этом старте никому не удалось прыгнуть выше головы. Наталье хватило бы взять планку 1,89 метра, чтобы зайти в призы, что странно. Были ли какие-то проблемы с сектором?
– Наташа говорит, что для неё сектор ни плохой, ни хороший. А вот остальные девчонки все говорили как одна, что он очень жёсткий, больно ставить ногу на отталкивание. Погода прекрасная, полный штиль. Как будто бы опять какая-то психологическая составляющая помешала, которую она даже не осознаёт. Мы прыгали в лосинах до последнего, потому что были уверены, что сейчас пройдёт планку 1,90 и мы их снимем, начнём прыгать. А получилась какая-то ерунда. Я не понимаю, что с ней произошло на высоте 1,89. Я стою и думаю: ну, сейчас, со второй возьмёт. И когда она в третий раз не взяла, вот что это? Объяснений нет. Я её спрашиваю, что это было? Она говорит – не знаю. Человек готов, её пуляло на разминке, она прыгала с такими запасами! Не бывает так, не понимаю.
– Сейчас как будто нужно отпустить, сброситься, перезагрузиться.
– Нужно как-то разбираться, я даже не понимаю уже как.
– Дело точно не в физической готовности?
– Так не бывает, чтобы эта форма могла куда-то уйти. Этого не бывает. И на разминке как человек прыгал! Вот как это? Это очень тяжело, когда ты понимаешь, что ты вложился в это всё и получаешь такой результат. Я так и не поняла, в чём было дело.
– Впереди ещё финал серии «Королева спорта». Будете там выступать?
– Она поедет одна. Тут от меня даже ничего не зависит. Я стою и не понимаю, что происходит. Вроде бы столько работать… Я не знаю. Обидно так. Понимаю, что и ей обидно. Она мне говорит: я хочу прыгать, я хочу. Но что ей мешает? То, что она сильно хочет? Я уже думала, когда-нибудь надоест, она как-то расслабится. Я была бы очень рада найти человека, который это бы распутал, но такое ощущение, что дело только в ней самой. Ей надо это самой в себе искать.
– А прибегала ли Наталья к помощи спортивных психологов?
– Да, это и обидно. Мы поняли, что нужен специалист уже в конце того лета. Я настаивала на психологе, когда произошёл конфуз с играми БРИКС, куда мы не отобрались. Там действительно очень обидная ситуация, и она до такой степени была раздавлена. В этом году с Кубком России прошло легче, когда мы на Кубок сильнейших спортсменов не отобрались. Настолько БРИКС тогда раздавил. И вот мы нашли специалиста, она занималась онлайн. Ну, не знаю, может, не тот психолог. Останавливаться на этом, я думаю, не нужно. Может, этого оказалось мало.
– У нас в Пскове нет таких специалистов?
– Я не знаю таких и даже не знаю, у кого спросить. Ей мешает давление, потому что чемпионат – это очень важно.
– Трибуны в Казани собрались неплохие к тому же.
– Они очень дружелюбные. Мне в этом отношении нравится Казань. Они такие чистоплотные, чистолюбивые, как-то хотят поболеть искренне. Добрые люди. И организация хорошая.
– Говорят, что покрытие там новое к тому же.
– Да, а какая атмосфера! То есть всё хорошо, понимаете? Просто мы зациклены на своём и даже этого не видим. Мы не ходим на открытия, выступления, на всю эту красоту. Мы мыслями в старте и делаем ради результата всё мыслимое и немыслимое. Я и говорю, может, уже ну его. Может, уже перестать так зацикливаться? Может, в этом ключ? Если перестать так серьёзно относиться, то, может, как раз всё получится.
– Я наблюдал за женским прыжковым сектором на Олимпиаде. У них между прыжками целые ритуалы. Кто-то в одеяло закутывается. Одна австралийская спортсменка Никола Олислагерс что-то пишет постоянно в какую-то тетрадь.
Видео: https://media.informpskov.ru/video/2025/08/17nSN1754915407.mp4
– Да, эта австралийка занималась, кстати, с психологом. И какой-то такой подход был найден. Психолог нашёл к ней ключ. Он сказал записывать свои эмоции, и она таким образом отвлекается. Я считаю, что в этой работе не надо останавливаться. Может быть, Наталье стало чуть лучше, может, она стала легче ко всему относиться. Но то ли недоработала она это, то ли, может, посчитала, что уже всё. Я думаю, что это не так быстро работает. Постепенно, по кирпичику, по крупице ты себя собираешь. Надо найти контакт с собой. Когда мы, допустим, разговариваем по душам, она говорит: я не знаю, в чём дело. А я вижу, что меняется, она просто становится очень скованной. Движения такие вырубленные, искусственные, не может расслабиться. Её так сковывает это волнение нервное, что по движениям кажется, будто это не она. Я просто знаю, как много мы делаем для этого. Столько работы, столько подготовки.
Плюс после прошлого года я была напугана, когда у нас были проблемы со стопой. Тогда вокруг нас много чего сгустилось, и, если честно, какую-то ударную работу я просто убрала из подготовки. Хотела её оградить, чтобы всё прошло. Возможно, этого сейчас не хватило, но это очень рискованно. Такие высокие результаты просто не даются. Сейчас ты уже должен делать острую работу, которая очень опасна. Тут или результат, или ты будешь жалеть.
– Мария Кочанова, которая второй год подряд не отдаёт лидерство в российском секторе, рассказывала, что большую часть работы она уделяет ментальной составляющей. Как-то она по-особенному к этому всему относится.
– Я говорю Наталье, что, когда ты плюнешь на это, тогда этот круг и расколдуется. Надо отвлекаться. Я ей говорю, надо встречаться с друзьями. Мы же приезжаем на соревнования, там много ребят, она никуда не идёт, потому что: нет, нет, соревнования. Она сама себя загоняет в этот угол, хотя от хороших побуждений. Мы молодыми слишком рано высоко забрались, со взрослыми не боялись соревноваться. Если что-то не так пойдёт, нас никто не поругает, никто ничего не скажет, и всё получалось. А теперь, когда пришло время, и ты понимаешь, что тебе надо, оно как назло куда-то ушло.
– Наталья у себя в Telegram-канале написала, что все условия на этом чемпионате были идеальными.
– Да, действительно, так и было. Я думала, господи, ну наконец мы к чемпионату подошли в боевой кондиции. В 2021 году стали вторыми после Марии Ласицкене. В 2022 году третьими были в Челябинске. Дальше летняя часть сезона нам никогда не давалась. Задача на этот чемпионат была – повторить прыжок на высоте 1,95 метра. Если получится, то попробовать 1,97 метра.
Сколько потребуется времени, я не знаю. Возможно, рискнём. Это сложно: чтобы прыгнуть выше, надо выйти из зоны комфорта, пойти рисковым путём. В прошлом сезоне мы бесконечно ездили по врачам, это оставило след. Но без острой работы не будет той закалки, которая нужна для максимальной высоты.
Видео и фото с соревнований, эксклюзивные комментарии псковских спортсменов, ссылки на трансляции и многое-многое другое есть в нашем Telegram-канале «ПАИ. Спортинформ».