Найти в Дзене

От сухопутного парохода до «Ласточки». 180 лет российскому паровозостроению

180 лет назад в Петербурге началось серийное производство локомотивов — событие, которое навсегда переключило страну с конной тяги на стальную. А старт всей этой истории дали уральские мастера, построив… «сухопутный пароход». В 1833-м на Выйском заводе в Нижнем Тагиле механики Ефим и Мирон Черепановы собрали первый в России паровоз. Современники называли его «сухопутным пароходом» — термин «паровоз» ещё не прижился. На испытаниях машина везла груз со скоростью 12–15 вёрст в час (≈13–16 км/ч), что для того времени было ошеломляюще быстро. Несмотря на успех, новинку не оценили: владелец заводов Николай Демидов относился к железным дорогам скептически, а сильное лобби извозчиков видело в паровозе угрозу своему заработку. История притормозила — но ненадолго. (Контекст об этих ранних опытах и цитаты из «Горного журнала» приводятся в работах Ракова и воссозданы в обзорных публикациях.) Фото 1. На инфографике — чертёж паровоза Черепановых (1834) и марка 1978 года к 145-летию первого пассажи
Оглавление

180 лет назад в Петербурге началось серийное производство локомотивов — событие, которое навсегда переключило страну с конной тяги на стальную. А старт всей этой истории дали уральские мастера, построив… «сухопутный пароход».

Как всё началось: «сухопутный пароход» Черепановых

В 1833-м на Выйском заводе в Нижнем Тагиле механики Ефим и Мирон Черепановы собрали первый в России паровоз. Современники называли его «сухопутным пароходом» — термин «паровоз» ещё не прижился. На испытаниях машина везла груз со скоростью 12–15 вёрст в час (≈13–16 км/ч), что для того времени было ошеломляюще быстро.

Несмотря на успех, новинку не оценили: владелец заводов Николай Демидов относился к железным дорогам скептически, а сильное лобби извозчиков видело в паровозе угрозу своему заработку. История притормозила — но ненадолго. (Контекст об этих ранних опытах и цитаты из «Горного журнала» приводятся в работах Ракова и воссозданы в обзорных публикациях.)

Фото 1. На инфографике — чертёж паровоза Черепановых (1834) и марка 1978 года к 145-летию первого пассажирского паровоза в России.

📷 1.1: Инфографика — чертёж паровоза Черепановых (1834) и марка 1978 года к 145-летию первого пассажирского паровоза в России.
📷 1.1: Инфографика — чертёж паровоза Черепановых (1834) и марка 1978 года к 145-летию первого пассажирского паровоза в России.

Большая потребность: Петербург—Москва и спрос на локомотивы

Ситуацию радикально изменила стройка Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Магистрали требовался собственный парк тяги: первые расписания показывали и темпы, и масштабы будущих перевозок (пассажирские — около 40 км/ч, весь путь занимал ~22 часа с остановками).

Точка отсчёта серийного производства: 1845, Александровский завод

В 1845 году в Санкт-Петербурге Александровский механический завод (будущий флагман отечественного машиностроения) выпустил первые серийные локомотивы для строящейся линии: грузовые типа 0-3-0 и пассажирские типа 2-2-0. Для снижения нагрузки на рельсы часть товарных машин вскоре оснастили бегунковой осью, превратив в редкий по тем временам тип 1-3-0; пассажирские имели большие ведущие колёса и шли свыше 30 км/ч. Это и считается стартом российского паровозостроения как отрасли.

В последующие годы завод делал всё более мощные серии. Яркий пример — локомотивы типа 0-8-0 (серия “Е”) 1858–1859 годов: первые на железных дорогах Российской империи с четырьмя движущими колёсными парами. Они уверенно тянули тяжёлые составы на «узком месте» Николаевской — Веребьинском подъёме.

От пара к электронике: что в парке РЖД сегодня

Сегодня тяговый парк холдинга — это десятки тысяч единиц техники: в собственности и эксплуатации РЖД — свыше 20 тысяч локомотивов (магистральных, маневровых, пассажирских). Эта оценка регулярно встречается в профильной статистике и материалах компании.

Обновление идёт непрерывно: в 2024 году на сеть поступило 562 новых локомотива, что официально подтверждено РЖД.

Но современная железная дорога — это не только локомотивы. Чтобы поезда ходили «как швейцарские часы», нужна инфраструктура: парки экипировки, депо, ПТО, центры высокоскоростного сервиса.

Пример живой инфраструктуры: моторвагонное депо «Металлострой»

В Санкт-Петербурге ключевую роль играет моторвагонное депо “Металлострой” Октябрьской железной дороги. Здесь обслуживают высокотехнологичные поезда «Сапсан» и «Ласточка» — весь цикл от плановых ТО до глубоких ремонтов ведётся с применением специализированного оборудования и цифрового контроля состояния.

Проектировочную основу этого комплекса делал петербургский институт АО «Ленгипротранс»: в 1990-е он спроектировал депо, а в 2007–2009 годах — его реконструкцию и техническое перевооружение.

Фото 2. Современный электропоезд «Ласточка» на технологической позиции депо «Металлострой», 2024 год.

📷 1.2: Современный электропоезд «Ласточка» на технологической позиции депо «Металлострой», 2024 год.
📷 1.2: Современный электропоезд «Ласточка» на технологической позиции депо «Металлострой», 2024 год.

Что изменилось за 180 лет — если совсем коротко

  • Скорости. От 13–16 км/ч «сухопутного парохода» — к 200–250 км/ч «Сапсанов». Основа успеха — не только тяга, но и инфраструктура вооружённого обслуживания.
  • Масштаб. От единичных машин — к парку >20 тыс. локомотивов и регулярным поставкам сотен новых единиц ежегодно.
  • Инженерия. От котлов и тяг к сенсорам, предиктивной аналитике и импортонезависимым решениям в сервисе высокоскоростного подвижного состава.

Финал

Российское паровозостроение началось в 1845-м с цехов Александровского завода, но корни уходят к стойкости и смекалке Черепановых. Сегодня эту эстафету продолжают инженеры локомотивостроительных заводов и проектировщики/строители инфраструктуры — от депо «Металлострой» до новых ПТО по всей сети. История продолжается каждый день, когда очередной состав точно в минуту выезжает из ворот.

Источники и дополнительные материалы

— Паровозы Черепановых (история, скорость, термин «сухопутный пароход»). (Википедия, Наш Урал и весь мир)
— Николаевская ж/д: первые расписания и скорости. (
Википедия)
— Александровский завод: первые партии 1845 года, типы 0-3-0 и 2-2-0; эволюция к 1-3-0. (
ПАО Пролетарский завод Главная, peterburg.center)
— Локомотивы
типа 0-8-0 (серия “Е”) 1858–1859 годов. (Википедия)
— Парк РЖД: свыше 20 тыс. локомотивов; закупки 2024. (
Википедия, Коммерсантъ, РЖД)
— Депо «Металлострой»: сервис «Сапсанов» и «Ласточек»; проект и реконструкция
АО «Ленгипротранс». (vsmservice.ru, Ленгипротранс)
Наша колея 1520

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема МЦД/ЖД рекомендуем подборку: МЦД/ЖД