Старец Паисий Святогорец, широко известный сегодня, оставил множество пророчеств, часть из которых уже исполнилась. На Афоне его ещё называют «популярным святым».
Его слова о нашем времени звучат как глубокое предупреждение и призыв к духовному пробуждению.
Пророчества старца Паисия
Он говорил, что, возможно, нам придется пережить многое из того, что описано в Апокалипсисе. Апостасия, то есть массовое отступление от веры, уже наступила, и остается только явление «сына погибели» (2 Фес. 2:3). Старец подчеркивал, что безразличие к Богу неизбежно приводит к утрате смысла и ценностей во всем остальном. Вера в Бога – это фундамент, на котором строится любовь к родным, дому, работе, родной земле и стране.
«Тот, кто не любит Бога, не способен любить ничего, даже свою Родину», – говорил он.
Особую тревогу у него вызывала безмятежность, царящая вокруг. «Что-то готовится», – отмечал он, – «Мы еще не осознали ни времени, в котором живем, ни того факта, что жизнь конечна».
Несмотря на сложное положение в мире, старец призывал молиться с болью и усердием, чтобы Бог вмешался и направил события в нужное русло.
«Скопилось много мусора, равнодушия... Чтобы все это исчезло, нужен сильный ветер», – образно говорил он о духовной очистке.
Он сравнивал современное состояние с вавилонским столпотворением, где царит хаос и брожение умов.
«Голова у народа заморочена», – говорил он, но при этом выражал уверенность, что есть часть христиан, в которых пребывает Бог. Это люди молитвы и веры, благодаря которым Всеблагий Господь все еще терпит человечество и способен вернуть порядок.
«Не бойтесь! Мы пережили множество гроз, и не погибли. Не погибнем и сейчас», – утешал старец, напоминая о силе Божьей любви и скрытых потенциалах человеческой души.
Старец также учил, что любые переживания должны уступать место упованию на Бога.
«Не расстраивайтесь, ведь над всеми нами Господь, Который управляет всем. Каждый будет призван дать ответ за свои дела и получит от Него справедливое воздаяние. Те, кто содействовал добру, будут вознаграждены, а творящие зло – наказаны».
Бог рано или поздно приведёт всё в должный порядок, но каждому из нас предстоит ответить за свои поступки в эти непростые времена — за свои молитвы, добрые дела и действия.
Сегодня предпринимаются попытки разрушить веру, и для этого постепенно, незаметно, убирают её основу, словно вынимая камни из фундамента. Однако ответственность за это лежит не только на тех, кто активно разрушает, но и на нас, кто остаётся безучастным свидетелем этого процесса и не стремится укрепить веру. В будущем такие разрушители намеренно создадут ещё больше трудностей, проявляя озлобленность к Церкви и монашеству.
Сложившейся ситуации можно противостоять лишь духовно, а не мирскими способами. Шторм ещё усилится, выбросив наружу всё ненужное, всё, что не имеет значения, и в итоге обстановка прояснится. Тогда одним будет воздано, а другим придётся заплатить за свои долги.
Равнодушие захватило мир!
Старец Паисий считал, что сегодня многие стремятся разрушить всё — семью, молодёжь, Церковь. В наши дни забота о народе становится актом исповедания веры, ведь государство ведёт борьбу против Божьего закона, принимая законы, противоречащие заповедям.
Мы обязаны защитить Церковь и не позволить врагам разрушить её. Но иногда даже священнослужители советуют: «Не вмешивайтесь, это не ваше дело!»
Старец говорил, к сожалению, их равнодушие вызвано стремлением угодить всем и жить без забот.
Отец Паисий утверждал, что безразличие недопустимо ни для мирян, ни для духовенства. Честный, духовный человек не должен действовать равнодушно. Как говорится в Писании: «Проклят творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10).
Сейчас война, духовная война. Я должен быть на передовой. Столько марксистов, столько масонов, столько сатанистов и всяких других! Сколько бесноватых, анархистов, прельщенных… Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно. Во рту моем горечь от людской боли…
Старец считал, что дух равнодушия охватил всё: мужества сегодня не хватает, и мы глубоко испорчены. Как Бог ещё терпит нас? Это поколение равнодушных, не воинов. Большинство годится лишь для парадных шествий.
Безбожникам и хулителям дают свободно высказываться на телевидении, а Церковь остаётся молчаливой и не применяет к ним отлучения. Но разве их нужно щадить? Отлучение — это мера, которая могла бы защитить веру. Не стоит ждать, пока кто-то другой решит наши проблемы, извлекая змею из норы, чтобы мы могли оставаться в спокойствии.
Молчание часто рождается из безразличия. Но самое печальное – это когда даже те, кто имели внутреннюю силу, начинают терять веру и говорить: «Что я могу изменить?» Мы обязаны с решимостью исповедовать свою веру, ведь наше молчание обернется для нас ответственностью. В тяжелые времена каждый из нас должен делать все, что возможно, а невозможное доверять Богу. Только так мы сможем сохранить чистую совесть.
Если мы не начнем действовать, нас осудят наши предки, которые выстрадали ради Отечества. Они боролись, а мы что делаем? Если христиане не станут исповедниками и не начнут противостоять злу, то разрушители обнаглеют еще больше. Но, к сожалению, современные христиане не стремятся к борьбе. Если Церковь молчит, чтобы избежать конфликта, если молчат высшие иерархи, если молчат монахи, то кто же будет говорить?
Отец Паисий наставлял:
– Благодарите Бога за все и старайтесь быть стойкими. Проявите немного смелости. Подумайте, через что проходят христиане в других странах. В России тоже немало трудностей, но многие проявляют равнодушие, вместо того чтобы действовать с добрым сердцем и благородством. Если мы не начнем бороться со злом и разоблачать тех, кто вводит верующих в соблазн, зло продолжит расти. Однако, если мы проявим мужество, то верные немного приободрятся, а те, кто воюет с Церковью, столкнутся с трудностями. В прошлом наш народ жил духовной жизнью, поэтому Бог благословлял его, и святые чудесным образом помогали нам одерживать победы над врагами, которые всегда превосходили нас числом. Сейчас мы называем себя православными, но, к сожалению, часто ограничиваемся только названием, не соответствуя ему жизнью. Главное – жить по-православному, а не просто говорить или писать об этом. Если проповедник не имеет личного духовного опыта, его слова не тронут сердца и не изменят людей. Православно думать – легко, а чтобы жить по-православному, требуется труд.
Старец считал, что Бог терпит происходящее, чтобы у злых людей не осталось оправданий. Однако Он ждет от нас терпения, молитвы и борьбы. Гнев, вызванный личной обидой, нечист, но если кто-то страдает за святыню, это свидетельствует о ревности по Богу. Праведное негодование, основанное на Божьей истине, единственно допустимо для человека. Оно не должно быть вызвано личными интересами или обидами. Однако, если дело касается защиты святой веры, Православия, или духовного блага ближних, противостояние хулителям становится обязанностью, продиктованной любовью и заботой о других.
Старец говорил:
– Зло, которое мы замечаем вокруг, зачастую коренится в нас самих. Недостаток любви мешает нам видеть в других братьев, а их падения становятся поводом для осуждения. Однако предание подобных падений огласке, особенно когда они касаются членов Церкви, приносит вред. Это подрывает веру слабых и дает врагам повод для нападок. Евангельское наставление не подразумевает, что все должны знать о чужих ошибках. Если мы хотим помочь Церкви, то должны начать с себя. Исправляя себя, мы исправляем частицу Церкви, ведь каждый личный труд над собой становится вкладом в ее единство и порядок.
Обличение, исходящее из любви и боли за ближнего, способно менять сердца, даже если обличаемый не сразу понимает мотивы. Однако обличение, продиктованное злобой или пристрастностью, лишь ожесточает других. Важно проверять свои намерения: руководит ли нами любовь и забота о ближнем, или же желание возвысить себя? Лишь искренние поступки, совершаемые ради Бога, могут принести благословение.
Для успешного духовного пути необходимо сохранять бодрствование и трезвение. Каждое действие должно быть направлено на славу Божию, а не на удовлетворение личных амбиций или интересов. В центре каждого действия человека должен быть Христос. Это требует большого внимания, ведь если наше стремление продиктовано желанием угодить людям, то мы не получим от этого никакой пользы.
Духовный путь к небесам лежит не через мирскую возвышенность, а через смиренный спуск сердца. Тот, кто идет низко, движется уверенно и не боится падения.
Настала эпоха мировых сенсаций
Старец обращал внимание на то, что наша эпоха полна сенсаций и шума, тогда как истинно духовная жизнь тиха и непримечательна. Чтобы избежать духовного заблуждения, необходимо божественное просвещение. Без него человек оказывается во тьме и, даже с добрыми намерениями, может причинить вред – как обществу, так и Церкви. В прошлом Дух Святой освещал путь и направлял человека, что было величайшим благом. Но сегодня мы утратили внутренние условия для Его нисхождения. Нас ждут сложные времена, и те испытания, которые переживало человечество в прошлом, окажутся несравнимо более легкими по сравнению с тем, что грядет.
Старец часто напоминал, что мир движется к хаосу, превращаясь в настоящий сумасшедший дом. Государства начнут действовать по собственному усмотрению, и мы станем свидетелями самых невероятных и абсурдных событий. Единственное утешение – их скоротечность. Существуют планы по созданию общемирового государства, объединенной религии и единого экономического пространства, соответствующего интересам тех, кто стоит за этим. Уже готовят фигуру, которую представят как мессия. Для этих людей лжемессия станет земным царем, который будет править миром. Когда наступит великая смута, человечество будет искать лидера, способного принести спасение. И в этот момент появится человек, заявляющий: «Я – имам, я – Будда, я – Христос, я – мессия евреев».
Старец Паисий говорил, что уже приближаются непростые времена, которые принесут тяжелые испытания. Христиане столкнутся с жестокими гонениями. Однако многие даже не осознают, что мы стоим на пороге последних дней, а печать антихриста становится явной реальностью. Люди ведут себя так, будто ничего не происходит. В этом и есть опасность, ведь, как предупреждает Священное Писание, даже избранные могут быть обмануты.
Сионистские силы стремятся к мировому господству, используя для достижения своих целей магию и сатанизм. Для них поклонение сатане – это инструмент получения силы, необходимой для воплощения их замыслов. Они игнорируют Бога, веря лишь в свое темное могущество. Разрушение мечети Омара в Иерусалиме станет знамением, указывающим на приближение исполнения пророчеств. На ее месте планируется восстановить храм Соломона, где евреи впоследствии провозгласят антихриста своим мессией. Несмотря на осознание того, что истинный Мессия уже приходил и был распят, раввины, ослепленные эгоизмом и фанатизмом, продолжают отвергать эту истину.
В Апокалипсисе, написанном две тысячи лет назад, упоминается число 666, которое станет символом запечатления людей. По Священному Писанию, это число связано с налогом, равным 666 талантам золота, который древние евреи вводили для покоренных народов. В будущем те, кто откажется от этого, столкнутся с невозможностью вести привычную жизнь: покупать, продавать, брать займы или находить работу.
Период притеснений продлится всего три с половиной года, но станет серьезным испытанием для тех, кто отвергнет новую систему. Такие люди будут подвергаться преследованиям и лишениям, их будут пытаться изолировать, находя различные предлоги для заключения под стражу. Однако мучений им не причинят, но жизнь без печати станет крайне сложной.
Старец обращал внимание на то, что для выживания в этот сложный период важно уже сейчас научиться вести умеренный образ жизни. Иметь небольшой участок земли, выращивать пшеницу, картофель, масличные деревья, держать домашний скот — все это поможет христианину поддерживать свою семью. Запасы продуктов, напротив, окажутся недолговечными. Время испытаний будет коротким, и ради избранных дни этих тяжелых лет будут сокращены. Бог не оставит верующих без помощи. После кратковременной диктатуры антихриста наступит его поражение: Христос вмешается, уничтожит антихристову систему, обратит зло в добро и восстановит мир.
Отец Паисий подчёркивал, что сейчас мир переживает глубокий кризис, утрачивая контроль над собой. Люди забыли о жертвенности и истинной добродетели, что только усугубляет происходящее. Нынешние люди утратили вкус жертвенной радости, и именно поэтому их души так измучены. Чудо происходит лишь тогда, когда ты способен разделить боль другого. Если человек не воспитывает в себе дух жертвенности, он зацикливается на собственных интересах и закрывается от Божественной благодати. Чем меньше мы думаем о себе, тем больше Бог заботится о нас. Те, кто уходят из жизни героически, по сути не умирают. Но без героизма не стоит надеяться на что-то доброе или возвышенное.
Наше время похоже на кипящий котел, где необходимы закалка, отвага и мужество. Важно быть готовыми заранее, чтобы достойно встретить любые испытания. Христос говорил: «Будьте готовы» (Мф. 24,44), и это особенно актуально сегодня, когда трудности настигают нас все чаще. Сейчас нужно быть готовыми не просто один раз, а многократно, чтобы устоять перед вызовами. Может быть, нам придется столкнуться не только с внезапной смертью, но и с другими опасностями. Поэтому важно отбросить желание устроиться поудобнее. Пусть в нас пробуждается дух любочестия и жертвенности, а жизнь наполняется братской любовью.
Я чувствую, что что-то грядёт!
Старец повторял:
– Я чувствую, что что-то грядет, но это событие постоянно откладывается. Кто переносит эти сроки? Возможно, это сам Бог дает нам еще немного времени. Но раз мы знаем, что нас ждет, нужно усиленно развивать в себе любовь. Это главное: искренняя, братская любовь между нами. Добро и любовь – это великая сила. Старайтесь хранить тайну, избегайте лишних откровений, ведь если она станет достоянием всех, что из этого выйдет? Смерть на войне может умилостивить Бога, ведь тот, кто отдает свою жизнь ради защиты ближнего, подражает Христу. Такие люди – величайшие герои; сама смерть боится их, потому что их любовь делает ее ничтожной. Они обретают бессмертие, находят путь к вечности и без труда входят в блаженство. Возделывайте в себе жертвенность и братскую любовь. Стремитесь к духовному росту, чтобы быть готовыми к любым трудным ситуациям и уметь достойно из них выходить. Когда человек не находится в состоянии духовного подъёма, он склонен к трусости, ведь его любовь сосредоточена на самом себе. В подобном состоянии он способен даже предать Христа или отречься от Него. Необходимо решиться на принятие смерти. Мы убеждены, что ни одна жертва не остаётся бессмысленной, и в ней всегда сокрыт глубокий смысл.
Отбросить «я»
Старец Паисий учил, что важно исключить из наших поступков и мыслей слово «я». Лишь отстранившись от собственного эгоизма, человек способен подняться над земной суетой и приблизиться к духовной жизни. Пока он погружён в своё «я», он не может достичь небесного состояния. Духовный путь неизменно требует жертвы.
Помните, что смерть неизбежна, и раз уж нам предстоит умереть, не следует чрезмерно опекать себя. Это не означает пренебрежение здоровьем, но и поклоняться комфорту тоже не стоит. Я не призываю к безрассудным поступкам, но, брат мой, нужно же проявлять хоть немного героизма!
Истинные подвиги совершают не те, кто обладает внешней силой, а те, у кого есть мужество, щедрое сердце и готовность жертвовать собой. В духовной отваге нет места жестокости. Такие люди не стремятся уничтожить врага, а стараются привести его к сдаче. Добродетельный человек предпочтет погибнуть, чем причинить смерть другому. Тот, кто мыслит так, открывает для себя путь к божественной силе.
Злые же люди – трусливы и малодушны, прикрывая свой страх наглостью. Они боятся всех, включая самих себя, и из-за этого стреляют без раздумий. Настоящее мужество и отвага – это добродетели, а не проявления жестокости или преступной агрессии.
На какой стороне ты?
Старец говорил, что сегодня каждый из нас выбирает сторону: либо Христову, либо диавольскую. Выбор очевиден, и позиции ясны. Во времена оккупации героем становился тот, кто не приветствовал врага. В наши дни героем становится тот, кто отвергает диавола.
Он также напоминал, что исполнилось пророчество преподобного Антония Великого:
«Придёт время и люди сойдут с ума. Того же, кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они».
Старец призывал всех постигать устав Рая – это жизнь в непрестанной молитве.
Преподобный Отче Паисие, моли Бога о нас!
Слава Богу за всё!