Первые годы советского государства нередко рисуют как период «конфликта со всем миром».
Когда новая социалистическая формация пыталась распространить свое влияние на другие страны, а те устроили Интервенцию, блокаду и вообще бойкот.
Тем не менее, в реальности дипломатические контакты с большинством более-менее крупных государств того периода уже имелись.
А официальное признание Советской России (а потом — и СССР) после поражения белого движения являлось «вопросом времени».
Плюс к этому, появившиеся было «красные» Венгрия или Бавария быстро закончились.
Произошел переход от надежд на всеобщую мировую революцию к принципу realpolitik. Хотя Коминтерн оставался, по сути он превратился в одно из «орудий влияния» советского государства.
Кто первым признал РСФСР? О, это достаточно любопытно. Среди таких государств много «недружественных» (и поныне) — Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Польша (1920 — 1921 гг.). Как так?
Но всё объясняется просто: были заключены мирные договоры, а их принято дополнять «признанием оппонента», если вы его ещё ранее не считали за государство.
Ещё Советскую Россию быстро признали Германия (Рапалльский договор) и Великобритания. Нужно вспомнить и про восток — Афганистан, Иран, Турция, Монголия.
В общем-то я не сильно ошибусь, если скажу, что на востоке влияние большевиков тогда было посильнее, чем на западе. При этом, договариваться удавалось и с монархиями.
Советский Союз также очень быстро признали именно Германия, Польша, Финляндия, Иран, Турция, Великобритания...
Внезапно, в 1924 году к ним присоединилась фашистская Италия. С которой вплоть до Эфиопии и Испании торговали и даже строили лидер эскадренных миноносцев «Ташкент». И чего дуче в 1941-м сюда полез...
В общем, надежды большей части русской эмиграции на международную изоляцию СССР не особо оправдались. Кстати говоря, колчаковцев в свое время официально признали только сербы.
К середине 1930-х годов СССР официально был признан уже примерно тридцатью государствами, в числе которых были Франция, Япония, США (американцы относительно поздно — в 1933 году) и так далее.
Любопытнее обстояли дела в Латинской Америке. С одной стороны — далековато и не так критично, с другой — латиноамериканские правые диктатуры нередко объявляли себя «авангардом в борьбе с социалистами». Это отражалось на дипломатии.
Например, дипломатические отношения СССР и Чили были установлены в конце 1944 года, а уже в 1947 году они будут разорваны. В 1964 году отношения восстановят, но... потом будет Пиночет и дипотношения вновь прервут, уже до 1990 года.
Восстановление дипломатических отношений с Бразилией (были прерваны в 1917 году) произошло в апреле 1945 года. И в 1947 году... да, тоже были разорваны. Восстановлены в 1961 году (причем важную роль в процессе сыграл первый космонавт Ю. А. Гагарин, приехавший туда с визитом).
В общем, когда СССР побеждал в войне — Латинская Америка «восстанавливала отношения». Когда начиналась Холодная война — отношения разрывались. Восстанавливались нередко в период «оттепели», но порой вновь разрывались из-за появления у власти правых диктатур.
Собственно, в этом регионе и находилась та страна, которая так и не признала СССР за всю историю его существования. Догадались, о ком речь?
«Русские эмигранты в Парагвае занимали очень высокие посты и оказывали влияние на правительство, причем настолько сильное, что Парагвай стал единственной страной, которая так никогда и не признала СССР...» (с) Е. В. Яковкин. Война в Корее и российская эмиграция: 1950 — 1953 гг.
И правда, на сайте посольства Российской Федерации в Республике Парагвай указано:
«После 1917 года отношения были прерваны и восстановлены только 14 мая 1992 года...»
Кстати, а почему русские белоэмигранты обладали в Парагвае столь значимым влиянием? Это ведь даже не Югославия или Болгария.
Впрочем, здесь эта история уже упоминалась: белые офицеры сыграли важную роль в Чакской войне — вооруженном конфликте между Парагваем и Боливией. В армии последней значимую роль играли «спецы» из Германии.
У парагвайцев же оказались в советниках бывшие белогвардейцы, не менее 40 человек. Среди них — два белых генерала, Иван Тимофеевич Беляев и Николай Францевич Эрн.
И. Т. Беляев вообще был очень интересным человеком, буквально борцом за права индейцев. Он очень скоро отошел от политики и в целом не принадлежал к числу «непримиримых».
А вот Н. Ф. Эрн как раз к таким принадлежал. Он стал генералом уже в парагвайской армии (и начальником местного отдела РОВС), в период Корейской войны занимался... вербовкой русских эмигрантов и их детей в армию США.
Да, в том числе тех, кто совсем недавно воевал за гитлеровскую Германию (КОНР, Корпус на Балканах, казаки и т.д.). Но это отдельная любопытная тема.
В общем, неудивительно, что именно Парагвай стал той страной, что не признавала СССР и даже не устанавливала дипломатические контакты вплоть до 1992 года.
Правда, я не уверен, что советское руководство в любой период существования СССР хоть немного беспокоилось по этому поводу: страна очень маленькая, население — 2 — 3 миллиона человек (сейчас 7), выхода к морю нет.
В ходе Парагвайской войны 1866 — 1870 гг. страна потеряла большую часть мужского населения (не-мужскому тоже досталось), что сказывалось и в XX веке.
Не тот уровень, чтобы оказывать влияние на геополитические расклады.
Но тот редкий случай, когда бежавшие белые реально какое-то влияние на политику страны могли оказывать (впрочем, преувеличивать этот аспект я бы тоже не стал).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!