Из статьи «Охраны нет».
20 сентября 1911 г.
Если есть хоть часть правды в том, что пишут теперь про охрану (во время покушения на П.А.Столыпина - Ред.), - то напрашивается ужасно горькое сознание. Уж если в высочайшем и абсолютном интересе, каким представляется безопасность Монарха, охрана оказывается чудовищно-неисправной, то что же говорить об охране общегосударственной! Стало быть, и по гражданскому, и по финансовому, и по дипломатическому ведомству, как по всем иным, государственная охрана поставлена так же, если не более, небрежно.
Стало быть, вход во все государственные службы тоже настолько не охраняется, что властям лень, быть может, даже взглянуть на билет и оторвать контрамарку. Стало быть, и в чиновники, и в офицеры, и в дипломаты, и в судьи, и в священники, и пр., и пр. могут проникать разные крещёные и некрещёные инородцы, нередко отравленные жгучей ненавистью к России, как Мордка Богров. Что такое образованное русское общество? Ведь это тот же театр, только раздвинувшийся на всю страну, театр политической власти, окружающий Трон.
Обыкновенным пропуском в этот правящий круг служит диплом, но разве мы не видим безчисленное множество людей с весьма сомнительными дипломами, выданными из жалости, по протекции, из страха нажить неприятности и т.д.? Разве не открыта недавно правильная и широко распространенная фабрикация Евреями гимназических дипломов? Разве давно уже не практикуется сдача экзаменов одними студентами за других? Разве профессорам и учебному начальству не известны безчисленные, начиная с шпаргалок, способы учебного подлога, выкрадывания тем и т.п.? Разве не все хохочут над цинической комедией, с которою Евреи крестятся в христианство, чтобы «пройти контроль» и затем сейчас же наплевать на всякое христианство? Всё это и многое другое мы, мирные люди, ясно видим, видит и начальство на всех ступенях, кроме разве верхней, отрешённой от жизни бюрократии. Все это длится долгими десятилетиями, и мудрено ли, что государственная служба у нас переполнена единомышленниками Мордки Богрова и даже кровными единоплеменниками его? Мудрено ли после этого, что священная когда-то государственность наша никнет и «золотой трон, от которого некогда неслись грозы»,— сам колеблется от яростных покушений и атак?
Империя наша, воспитанная в тысячелетнем православии, ещё недавно звала себя «Святою Русью». Расположенная на одной из лучших территорий света, она возбуждала зависть народов.
Победоносные до еврейского внедрения армии наши совершали легендарные походы на пространстве от Парижа до Пекина и от Стокгольма до Константинополя.
Процветали наша поэзия, литература, искусство.
Освобождённый и ещё не спаиваемый до потери совести народ имел полную надежду занять почётное место в ряду культурнейших арийских народов.
И что же,—вместо всего этого великая страна разлагается в анархии, русская слава в унижении, народ в унынии и страхе за своё ближайшее будущее.
Как сквозь неохраняемые двери театра, в блестящий зал государственности проникло безчисленное количество всевозможных Мордок и все они совершают менее трескучее, но столь же преступное разрушение всего, чем была жива Россия.
Охрана плохая—вот истинный секрет нашего национального изнеможения. Властей, как в киевском театре, в России безчисленное множество, и сам министр полиции налицо, но на всех постах заметно шатанье, на всех их открыт почти «свободный пропуск» к центральнейшим твердыням государственности.
Предводимые богами богатыри,—Ахиллесы, Аяксы и Диомеды,—не могли взять Трою очень долгие годы, пока не подделали деревянного коня, наполненного предателями, и пока не привезли его в город в качестве «жертвы» богам.
Чтобы взять Россию, не требуется такой хитрости.
В дряхлой черте оседлости, как и на всех линиях нашей национальной обороны, само правительство наделало множество широких проломов, сквозь которые безпрепятственно врывается враждебная Империи волна «данайцев».
Забыто древнее пророчество Лаокоона: «Timeo Danaos et dona ferentes!» (бойтесь данайцев, дары приносящих - лат. - Ред.). К дарам Сирийцев, как показывают позорные интендантские процессы, у нас протягиваются многие высокородные и даже превосходительные руки. В тысячах видимых и невидимых точек священная Троя народа русского, государство наше, разрушается чужеродным нашествием, ибо охрана государственная призрачна и её слишком часто нет совсем.
Чудовищное злодейство, от которого не может опомниться Россия, доказывает с дьявольской иронией, до чего дошло могущество еврейского засилья. Является Еврей в разгар торжественного спектакля, подходит к первому после Монарха лицу власти и убивает его, как голубя на садке.
Мордка хвастался, что мог бы убить и Государя, и даже хотел было это сделать, но постеснялся причинить затруднения своим единоплеменникам.
Вот до чего беззащитна несчастная Россия в своих центральных носителях судьбы народной.
Хищные насекомые, например осы и пауки, отлично знают, где помещаются нервные узлы своих жертв, и именно в них прежде всего погружают отравленное жало. В Столыпина стреляли, как в центр нашей национальной воли, с целью вызвать паралич огромного организма, и кто ещё знает, каковы окажутся последствия фатального выстрела...
Чем объяснить упадок национальной самообороны? Неужели погас в нашем племени первобытный инстинкт самосохранения? Как мне уже приходилось объяснять, ослабление государственности вызывается совершенно теми же причинами, какие, по теории Мечникова, создают дряхлость организма.
Изнеженные элементы занимают место крепких, неблагородная (соединительная) ткань вытесняет нервную протоплазму.
Весь секрет государственного рамолиссмента в том, что правящий круг у нас рекрутируется в течение долгих десятилетий из кузенов и бофреров, потомков очень тесного и уже значительно выродившегося круга. Физически обедневшие, эти потомки ещё сохраняют титулы и иногда состояния отличившихся предков, но совершенно разорены в отношении характера, основной государственной способности.
Если не останавливаться на редких исключениях, а взглянуть на весь круг правящей бюрократии, вы будете поражены, сколько тут погибает хороших способностей, часто образованности и даже таланта, погибает по недостатку воли, того жизненного упорства, которым варвары покоряли мир.
В огромной стране, столь ещё варварской, как наша, конечно, нашлись бы гениальные характеры, но они не вводятся в политический оборот. Золота в земле сколько угодно, но или лень выкопать его, или не умеют это сделать, предпочитая заключать займы у Евреев за большие проценты.
В толще великого народа русского есть все стихии власти, но Империя пробавляется безвластными элементами, умеющими приказать, но потерявшими способность настоять на приказании. Изнеженная и малодеятельная аристократия не одно державное племя низводило до края пропасти.
Чтобы не отдаляться от темы, прошу читателя разобрать со всею строгостью смерть Столыпина. Если бы вместо миллионной охраны с множеством чинов Петру Аркадьевичу дали одного верного «телохранителя», как практиковалось встарь, то, пожалуй, он защитил бы министра от Мордки Богрова более успешно. Если бы Столыпин вовсе остался без охраны, он более верно уберёг бы жизнь свою—не ездил бы в опасное место, надел бы панцирь и т.п.
Как Столыпина, так и всё атакуемое злодеями государство слабая охрана вовлекает в ловушку. Призрачною силой своей она понижает осторожность, ограждает щитом, разлетающимся при первой опасности, как паутина.
Самая коварная черта нашей государственности - её крайнее многовластие, — при безлюдье—излишнее многолюдье. Благодаря этому каждый чиновник считает себя не человеческой единицей, а лишь мелкой дробью, и соответственно с этим себя и ведёт.
В государственной и специальной охране действует один принцип — ничего не решать одному, а непременно комиссией, непременно толпой людей, которой трудно не только сговориться, но иногда даже понять друг друга. Кроме одного простого решения вопроса, указываемого здравым смыслом, у нас непременно хотят учесть все неясные, все запутанные решения вопроса. Обдумывая дело, руководствуются не только истиной, а и всеми возможными отступлениями от неё. Полагают, что если смешать все краски мнений, то получится, как в физике, белый цвет. На самом деле получается «нечто серое», чем чиновный «некто в сером» в Петербурге и заменяет живое творчество страны.
Столыпин погиб от того, что доверился толпе охранителей,—толпе, в которой сенатору Трусевичу не легко будет выделить ответственных лиц. Столыпин дважды погиб жертвой толпы, ибо раненый был отдан на попечение комиссии врачей. Теперь в Петербурге доктора громко говорят, что Столыпин мог бы выздороветь от раны, если бы медицинская помощь была оказана своевременно. Охрана была так поставлена, что после революционного покушения раненая власть очутилась на попечении акушера.
Проф. Рейн почтенный человек, но всё-таки он не более, как сведущий акушер и санитар. Хирурга в университетском городе не оказалось, или он не был уполномочен лечить больного, между тем с первой же минуты было ясно, что тут нужна хирургическая помощь, притом возможно поспешная.
Доктора с большою хирургическою практикой говорят, что нельзя было предполагать рану благополучной, раз налицо были признаки внутреннего кровоизлияния и тяжелого разрыва тканей.
Зная несильное сердце Столыпина, следовало пользоваться ещё неистощённой свежестью этого сердца, чтобы сделать лапаротомию, удалить кровяные сгустки, дезинфицировать канал раны и привести печень в условия, при которых возможно заживление.
Несмотря на дефекты сердца и почек, в общем сильный организм Столыпина выдержал бы операцию, если бы она была произведена своевременно. К сожалению, не оказалось налицо двух вещей: авторитетного хирурга и решимости кого-нибудь из докторов взять ответственность за лечение на себя. По общему лозунгу комиссий, у постели тяжело раненого все стали прятаться за спину друг друга, стали поджидать хирурга из Петербурга, и пока тот ехал, наиболее благоприятный момент для операции был уже упущен.
Тайна киевского консилиума нам неизвестна, но ходят слухи, что решение не делать операцию вовсе не было единодушным. Стало быть, находились врачи, которые сознавали необходимость произвести немедленную операцию. Очень может быть, что именно это мнение принадлежало наиболее сведущим и опытным врачам, но их мужественный голос потонул в «большинстве» трусливых, испугавшихся «ответственности». А вдруг операция не удастся! А вдруг Столыпин умрёт под ножом! Что тогда скажут о докторах?
По-видимому, под гнётом этих малодушных соображений врачи предоставили главе власти умирать естественной смертью, точно безпомощному охотнику, раненому в глухом лесу.
Я не врач, чтобы иметь в этом вопросе собственное суждение, но слышал мнения врачей, осуждающих своих знаменитых коллег за бездействие у постели больного. Что толку в том, если группа известных имён подпишет бюллетень о смерти?
Могучий организм Столыпина боролся с последствиями раны четверо суток, но медицинская охрана не оказала ему должной поддержки, как до покушения—полицейская охрана. Случись несчастье где-нибудь в уездном захолустье, может быть простой земский врач спас бы Столыпина для России, решившись на то, чего требует от врача наука и присяга.
У семи нянек дитя без глазу. Нет в России охраны потому, что её чрезвычайно много, и она вследствие того анархична. Как всякая толпа, она безответственна и равнодушна, неспособна на своевременное воздействие, вследствие чего теряется драгоценнейшее из условий успеха—время. Мы вступили в XX век с разстроенной государственностью, обезсиленной не недостатком, а избытком средств. Разобраться в них, опростить, свести к возможному единовластию во всём—важнейшая из задач времени. Надо высвободить инстинкт народного самосохранения из трясины безвольных комиссий, иначе мы погибнем.
-------------------------------------
Рад добрым словам, но помощь каналу нужна, - Сбер №2202 2007 7016 6997 Игорь Викторович Д.