С христианской точки зрения, конфликт — это не всегда зло, которое нужно избегать любой ценой. Бывают ситуации, когда конфликт не только неизбежен, но и является следствием верности Богу и Его истине.
Такие ситуации есть в Священном Писании.Их можно назвать конфликтом из-за верности Иисусу Христу.
Сам Иисус сказал:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Матфея 10:34-36).
Здесь речь идет о том, что решение следовать за Христом будет вызывать конфликт с теми, кто Его отвергает, даже с самыми близкими людьми. Если семья, друзья или общество требуют от человека отказа от Христа, компромисса с грехом или участия в идолопоклонстве — конфликт неизбежен. Верующий должен выбрать сторону Христа, даже если это приведет к гонениям, насмешкам или разрыву отношений.
Например, если христианин живет в семье атеистов или в стране, где христианство преследуется,он вынужден открыто исповедовать свою веру, несмотря на давление.
Конфликт при столкновении с грехом и несправедливостью
Христианин призван быть миротворцем (Матфея 5:9), но мир не должен достигаться ценой попустительства злу. Когда происходит явная несправедливость, угнетение слабых или открытый грех, молчание является соучастием.
Пророки Ветхого Завета постоянно вступали в конфликт с царями и народом, обличая их грехи. Иоанн Креститель обличил царя Ирода в незаконном браке, что в итоге стоило ему головы (Марка 6:17-18). Апостол Павел публично упрекнул апостола Петра, когда тот из страха перед иудеями стал отделяться от язычников (Галатам 2:11-14). Это был конфликт ради сохранения правды. Обличить коллегу, который распространяет клевету о другом. Вступиться за несправедливо обижаемого человека, даже если это непопулярно и так далее.
Конфликт при защите истинного учения (ересь)
В Посланиях апостолов содержится множество призывов «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуда 1:3) и обличать лжеучителей. Когда кто-то искажает основы веры — учение о Боге, о Христе, о спасении — конфликт неизбежен. Церковь должна охранять истину, и это часто приводит к полемике и разделениям.
Пример: Апостол Павел и его конфликт с «лжебратьями», которые настаивали на обязательном обрезании для спасения (Деяния 15, Послание к Галатам). Это был конфликт о самой сути спасения по благодати, а не по делам.
И наконец ,конфликт с собственным грехом.
Это внутренний конфликт, который не только неизбежен, но и необходим для духовного роста. Апостол Павел описывает его в Послании к Римлянам: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:15, 24). Христианин должен вести ежедневную борьбу со своими греховными привычками и помыслами, и это — самый тяжелый и постоянный конфликт.
Как подходить к неизбежному конфликту с христианской точки зрения?
Самое важное — мотив и способ. Даже в неизбежном конфликте христианин должен руководствоваться любовью и следовать библейским принципам:
Проверьте свои мотивы. Конфликт должен быть ради истины, справедливости и блага другого человека, а не ради гордости, обиды или желания настоять на своем (Иакова 4:1-3).
Действуйте с любовью и смирением. «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Ефесянам 4:15). Можно говорить суровую правду, но с целью исправить, а не уничтожить. Нужно быть готовым и к тому, что ошибаетесь вы.
Стремитесь к миру, но не ценой истины. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18). Обратите внимание: «если возможно». Ваша часть — стремиться к миру, но если другая сторона настаивает на грехе, мир может быть невозможен. Будьте готовы пострадать за правду. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). Неизбежный конфликт может привести к личным потерям, и к этому нужно быть готовым.
Молитесь. Перед тем как вступить в конфликт, нужно молиться о том, чтобы Бог дал мудрость, правильные слова и чтобы Его воля исполнилась.
С христианской точки зрения, конфликт неизбежен, когда на кону стоит верность Христу, истина Евангелия, защита невинных или противостояние откровенному греху. Такой конфликт — не признак неудачи, а часто признак верности. Однако, даже в неизбежном конфликте христианин призван действовать не как мирской человек (с гневом, обидой, гордостью), а как последователь Христа — с любовью, смирением, мужеством и надеждой на Бога.