Найти в Дзене

С Галерной улицы на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге: Сенат, Синод и многое другое

Приветствую Вас, друзья мои! Сегодня я заканчиваю рассказ о Галерной улице в Санкт-Петербурге, по которой мы прошлись 19 апреля 2025 года. В самом начале этой улицы, где мы с Вами остановились в прошлый раз, направляясь от площади Труда к Сенатской площади и осмотрев напоследок дом Казалета, расположились самые внушительные и торжественные здания. А если не читали прошлую статью – переходите по этой ссылке. Следующий дом – предпоследний с левой стороны на нашем пути или второй от начала по нечетной стороне улицы, сильно не отличается от соседних своей архитектурой, но это, как обычно на Галерной, бывший флигель старинного особняка, выходящего своим фасадом на Английскую набережную, за которым закрепилось название – дом графини А.Г. Лаваль. История его начинается, как и у большинства здешних домов, в начале XVIII века. Тогда им владел, как и домом напротив – через Неву, где сохранился его дворец, Александр Данилович Меншиков. Для него здесь выстроили каменные полаты. После того, как Мен
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас, друзья мои! Сегодня я заканчиваю рассказ о Галерной улице в Санкт-Петербурге, по которой мы прошлись 19 апреля 2025 года. В самом начале этой улицы, где мы с Вами остановились в прошлый раз, направляясь от площади Труда к Сенатской площади и осмотрев напоследок дом Казалета, расположились самые внушительные и торжественные здания. А если не читали прошлую статью – переходите по этой ссылке.

Фото автора
Фото автора

Дом графини Лаваль

Следующий дом – предпоследний с левой стороны на нашем пути или второй от начала по нечетной стороне улицы, сильно не отличается от соседних своей архитектурой, но это, как обычно на Галерной, бывший флигель старинного особняка, выходящего своим фасадом на Английскую набережную, за которым закрепилось название – дом графини А.Г. Лаваль.

Фото автора
Фото автора

История его начинается, как и у большинства здешних домов, в начале XVIII века. Тогда им владел, как и домом напротив – через Неву, где сохранился его дворец, Александр Данилович Меншиков. Для него здесь выстроили каменные полаты. После того, как Меншикова сослали в Березов, участок стал принадлежать вице-канцлеру графу Андрею Ивановичу Остерману. Для него архитектор Петр Михайлович Еропкин возвел на месте Меншиковских палат каменный двухэтажный дом на высоком цоколе примерно в тех размерах, которые сохранились и поныне.

Фото автора. Со стороны Английской набережной в январе 2024 года
Фото автора. Со стороны Английской набережной в январе 2024 года

После восшествия на престол Елизаветы Петровны, Остерман отправился вслед за Меншиковым, а его дом был подарен петербургскому генерал-полицмейстеру Василию Федоровичу Салтыкову. Последнюю четверть того века домом владели бароны Строгановы: сначала Александр Николаевич, а затем его сын Григорий Александрович. Именно для него бывший строгановский крепостной, тогда начинающий, а в последствии знаменитый архитектор Андрей Никифорович Воронихин выстроил на старом фундаменте новый дом в 1793 году.

Фото автора. Январь 2024 года
Фото автора. Январь 2024 года

В начале следующего века владелицей становится та, за кем и закрепилось название дома – графиня Александра Григорьевна Лаваль. Через некоторое время она заказала перестройку этого дома уже известному тогда архитектору Жану-Франсуа Тома де Томону, который и исполнил заказ в лучшем виде в 1809 году. Фасад, выходящий на набережную, он украсил десятиколонным портиком на уровне второго и третьего этажа, красивыми балкончиками по бокам с полуколоннами и пилястрами, а также барельефами над ними. Вход в этот особняк охраняют два лежащих гранитных льва.

Фото автора
Фото автора

Тогда этот дом превратился в модный литературно-музыкальный салон, где устраивались балы и литературные чтения. Не буду перечислять всех знаменитых литераторов того времени, они все там бывали, в том числе и Пушкин, читавший здесь «Бориса Годунова», и Лермонтов, которого здесь в 1840 году вызвал на дуэль сын французского посла Эрнест де Барант. Однако, после декабря 1825 года на некоторое время литературные вечера прервались, так как мужем дочери хозяйки дома, урожденной Екатерины Ивановны Лаваль, был князь Сергей Петрович Трубецкой – один из организаторов тайного общества «Союз спасения». В следующем году после восстания на Сенатской площади Екатерина Ивановна отправилась вслед за своим мужем в Сибирь.

Фото автора
Фото автора

Флигель же, выходящий на Галерную улицу, был тогда одноэтажным. Этот корпус превратил в доходный дом архитектор Августин Матвеевич Камуцци в 1853 году, перестроив и надстроив его. Нынешний же вид это здание приобрело после его перестройки в 1873 году по проекту Гаральда Эрнестовича Боссе, но тогда этим домом уже владел один из представителей знаменитой еврейской купеческой семьи, приумноживший свой капитал на строительстве железных дорог, Самуил Соломонович Поляков. С 1911 года и до революции в доме на набережной размещался Кассационный и Апелляционный департаменты Сената.

Фото автора
Фото автора

Перед зданиями Сената и Синода

Перед тем, как подойти к знаменитой арке Сената и Синода, обратим свое внимание на предпоследний справа по ходу нашего движения дом по четной стороне Галерной улицы, напротив предыдущего. В отличии от многих участков на этой стороне улицы, этот участок от Конногвардейского бульвара до Галерной был разделен на два участка еще в начале XIX века. И уже тогда на этом месте появилось трехэтажное здание в нынешних размерах, тогда оно принадлежало семейству Брандт.

Нынешний вид здание приобрело, когда было перестроено по проекту Франца-Фердинанда Логиновича Миллера в 1877 году для дворянина голландского происхождения, купца, маклера и помещика Якова Яковлевича Фан-дер-Флита. Дом использовался как доходный, и в советское время он оставался жилым. В 2012 году, из-за строительства соседнего здания на месте Дома причта Исаакиевского собора, этот дом получил повреждения, но позже его отреставрировали.

Фото автора
Фото автора

Сенат и Синод

Теперь мы подходим к месту, с которого начинается эта улица – с арки между двумя зданиями, которые обращены на Галерную улицу почти зеркальными фасадами, такими они кажутся на первый взгляд: похожие ворота и те же балкончики напротив друг друга с пилястрами, над которыми балюстрада и полуциркульные окна, но, если приглядеться – можно найти ряд отличий, например, в дверях цокольных этажей. Мы неоднократно видели эти два здания снаружи, проходя по Сенатской площади или по Английской набережной, но и внутри этот своеобразный коридор с аркой тоже впечатляет.

Фото автора
Фото автора

По левую руку по ходу нашего движения от Английской набережной до нечетной стороны Галерной улицы, на тех же владениях, принадлежащих когда-то сначала Меншикову, затем Остерману, вплотную с домом графини Лаваль, в конце 20-х годов XIX века по велению Николая I начали строить здание Правительствующего Сената. Напротив него по нечетной стороне улицы до Конногвардейского бульвара, на месте выкупленного участка купчихи Кусовниковой, чуть позже стали строить здание Святейшего Синода. Эти два здания объединила новая триумфальная арка, символизирующая единство церкви и государства.

Построено все это было по проекту Карла Ивановича Росси, в 1832 году – здание Сената, а в 1834 – Синода. Эти монументальные сооружения стали последним крупным проектом зодчего Росси. А строительными работами руководил Александр Егорович Штауберт. В части здания Сената, выходящей на Галерную, долгое время размещалась типография Синода. А в здании Синода на втором этаже в 1835 году освятили Церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов при Святейшем Синоде.

Арка является центром комплекса из двух зданий Сената и Синода. Конечно, все основные архитектурные и скульптурные украшения находятся на общем фасаде, выходящем на Сенатскую площадь от Конногвардейского бульвара до Английской набережной. Аттик над аркой венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон – «Правосудие и благочестие».

Кроме обилия скульптур в нишах, горельефов и барельефов, фасады обоих зданий украшены восьмиколонными портиками и парными колоннами. А угловое здание закругляется колоннадой, обращенной к Неве.

Вот, кажется, мы и дошли до конечной точки нашего маршрута, осталось только в очередной раз, хотя бы издалека, полюбоваться творениями Огюста Монферрана – Исаакиевским собором и Этьена Фальконе – памятником Петру Первому, прозванным с легкой руки А.С. Пушкина «Медным всадником», а также бегло взглянуть на, находящийся на другой стороне Невы, дворец Меншикова.

Но и это еще не все! Осталось рассказать еще об одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга! В следующий раз я Вам расскажу о Петропавловском соборе, в который мы успели в тот день попасть напоследок нашего петербургского путешествия.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!