Близился 18-й день рождения детей и мысль, что вот мы подошли к границе, где заканчивается Детство. Возникло желание порефлексировать, что я сделала гуд, что можно бы поправить и не осталось ли сожаления о чём-то упущенном.
Вселенная наградила нас двойней, что сразу поставило передо мной задачу оптимизировать процессы материнства: отказаться от укачивания, кормления на руках (искусственники в силу обстоятельств и стресса) и постоянного ношения. Позже накрывали сомнения, что я уменьшила телесный контакт. Когда в 4 месяца попробовала укачать сына на руках, он просто смотрел на меня широко распахнутыми глазами с немым вопросом: «Мама, ты сломалась? Мы так не делаем». Да, мне очень жаль, что мои дети получили меньше объятий, чем «обычные». Но между «хочу» и «могу» я сделала ставку на прагматичную адаптацию.
Из своего детства я вынесла собственный урок, что нельзя детям говорить просто «нельзя» без объяснения (рассказывала здесь Важный урок из детства. Градусник и воспитание детей, где связь? «Инструкция по применению ребёнка») Разговаривали с детьми всегда много, делилась историями из своего детства, как есть, не приукрашивая свои детские глупости, рассказывала о своих детских мыслях, которые с позиции взрослого кажутся смешными и нелепыми. И неочевидный плюс от этого активного общения обозначился, когда столкнулись с подготовкой к экзаменационному сочинению (прочитать можно здесь Формула спокойного ОГЭ, учёба без репетиторов «Инструкция по применению ребёнка») Стало понятно, как изменился подход к школьному обучению, и я порадовалась, что у детей сформировался хороший словарный запас. Более того в детстве практиковали писать небольшие сочинения, летом давала задание прочитать лёгкий рассказ и вечером пересказать. Единственное, эти задания были в лайт-формате, вот здесь стоило бы приложить больше усилий.
В нашей жизни было всегда место путешествиям, это грамотная инвестиция в совместные воспоминания на десятилетия. В силу возраста дети не понимали их ценности. И только при романтических знакомствах они стали осознавать плюсы полученных впечатлений. Санкт-Петербург, ранее оставивший след музейного концлагеря, превратил их в гида, который со знанием дела может сказать: «Когда устанешь от роскоши и золота Эрмитажа, можно перейти на «тёмную» сторону Невы и получить культурный шок от посещения Кунсткамеры. А после стресса от увиденных анатомических диковинок зайти в Зоологический музей тут же на углу, чтобы восстановить эмоциональное равновесие». Путешествия однозначно наполнили внутренний мир содержанием и расширили кругозор. Сделала вывод, что к музеям лучше детей приучать пораньше, дозированно и найти подход к их вовлечению. Я же действовала агрессивно, окультуривалась сама и детей с фанатизмом.
Моё главное достижение в воспитании – доверие, которое смогли выстроить. «Мам, ты была права»- услышать от сына, с которым порою случаются споры и мне сложно выстраивать свою аргументацию, дорогого стоит. Понятно, что есть разумный баланс в открытости с обеих сторон.
Очень важная деталь: я не торопила время их взросления, осознанно проживала своё материнство (рассказывала здесь Момент, когда я перестала торопить время)
Восемнадцать лет назад мне вручили два чистых листа. Я не рисовала на них шедевры. Но научила их пользоваться кистями и красками. Теперь эти картины пишутся без моей руки, но я узнаю в них наши общие черты. И это счастье
Upd. Эту статью я написала ранее и за время до публикации моё понимание успеха обогатилось ещё одним наблюдением. Я слушала подкасты наших соотечественников, покоривших Америку, в детстве некоторые из них были тем самым «загруженным» ребёнком с десятком кружков. Они просто не знали, что можно иначе, и с этой привычкой «быть в деле» выросли в людей с железной выносливостью и привычкой к активной деятельности. Эту идею мне остаётся только передать как стратегию воспитания будущего поколения