Найти в Дзене

Георгий Васильевич Свиридов

Каждый день в девять часов вечера, в течение долгих лет (с января 1968 года), на Первом канале телевидения начиналась информационная программа «Время», вступление которой сопровождалось сюитой Г. В. Свиридова «Время, вперёд!». Эта передача могла бы превратиться для меня в повседневную рутину, тем более что тема передач тогда меня не интересовала, если бы не музыка. Слыша её каждый день, я не могла к ней привыкнуть — она меня привлекала, тормошила, беспокоила. Эта музыка была написана к кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!», снятому в 1965 году по роману Валентина Катаева. Для меня эта музыка — воплощение первых пятилеток, бешеный ритм строек, трудовой энтузиазм, стремление к светлому будущему, которое, как казалось, уже не за горами. Позже, когда я подросла и стала заниматься рисованием, слушая это произведение, я представляла работы художника А. А. Дейнеки. К слову сказать, А. А. Дейнека был земляком Г. В. Свиридова. Эта гениальная музыка, которая каждый вечер звала огромную ст

Каждый день в девять часов вечера, в течение долгих лет (с января 1968 года), на Первом канале телевидения начиналась информационная программа «Время», вступление которой сопровождалось сюитой Г. В. Свиридова «Время, вперёд!». Эта передача могла бы превратиться для меня в повседневную рутину, тем более что тема передач тогда меня не интересовала, если бы не музыка. Слыша её каждый день, я не могла к ней привыкнуть — она меня привлекала, тормошила, беспокоила.

Эта музыка была написана к кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!», снятому в 1965 году по роману Валентина Катаева. Для меня эта музыка — воплощение первых пятилеток, бешеный ритм строек, трудовой энтузиазм, стремление к светлому будущему, которое, как казалось, уже не за горами. Позже, когда я подросла и стала заниматься рисованием, слушая это произведение, я представляла работы художника А. А. Дейнеки. К слову сказать, А. А. Дейнека был земляком Г. В. Свиридова. Эта гениальная музыка, которая каждый вечер звала огромную страну к экрану, вобрала в себя все бури, страсти и катастрофы, происходящие в стране, и стала символом XX века для нашего поколения.

Ещё я очень хорошо помню зимний вечер, кажется, перед Новым годом. Когда я впервые познакомилась с симфонической сюитой «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“», я не знала, что это за произведение, но оно меня совершенно пленило. Яркие, неповторимые образы представлялись моему воображению, при этом очень родные, близкие сердцу.

У меня нет музыкального образования. Я не разбираюсь в нотах, направлениях и музыкальных тонкостях, я просто люблю слушать музыку. Музыка Свиридова к повести Пушкина стала для меня родной.

В 1964 году к Г. В. Свиридову обратился известный артист и кинорежиссёр В. Басов с просьбой написать музыку к снимающемуся кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель». Георгий Васильевич высоко ценил сплав музыки и слова, характерный для русской традиции. Композитор любил писать музыку для театра и кино — эта работа давала ему свободу творчества.

"Позёмка", А.М. Васнецов, 1910-е. Частное собрание.
"Позёмка", А.М. Васнецов, 1910-е. Частное собрание.

В 1965 году фильм вышел в прокат, и музыка Свиридова, которая являлась полноправным действующим лицом киноповести, сразу полюбилась зрителям. Сам фильм красив и романтичен. Колорит эпохи, поэтичный образ аристократической провинции композитор передаёт в пьесах в жанре вальса и романса. Военный марш напоминает о победе в Отечественной войне 1812 года. А мне больше нравятся пьесы «Тройка» и «Зимняя дорога».

Я была в Курской области и воочию видела эти бескрайние, уходящие за горизонт поля. Хорошо представляю, каково это, когда тебя застаёт метель на зимней дороге. И только человек, родившийся на этих просторах, мог создать столь мощное и в то же время милое русскому сердцу произведение. «Образ тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь».

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Её девять номеров:

  • «Тройка»;
  • «Вальс»;
  • «Весна и осень»;
  • «Романс»;
  • «Пастораль»;
  • «Военный марш»;
  • «Венчание»;
  • «Отзвуки вальса»;
  • «Зимняя дорога» — составили ряд иллюстраций к пушкинской повести.

Музыкальное произведение так и было названо — «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина „Метель“». Именно эту музыку я слышала по радио. Она была необыкновенно популярна.

В 1979 году композитор создаёт крупное по масштабам и многогранное по содержанию произведение — концерт для хора «Пушкинский венок». Произведение для меня гораздо более сложное для восприятия. Поняла и оценила я его уже в зрелом возрасте.

В начале восьмидесятых в Московской консерватории я слушала произведение Свиридова на стихи Есенина и долго находилась под впечатлением от услышанного.

И вот наконец в 2016 году я попала в Фатеж, в дом-музей Г. В. Свиридова (в 2005 году, в связи с 90-летием со дня рождения Г. В. Свиридова, в торжественной обстановке был открыт Мемориальный музей композитора). Музей расположился в здании старинного особняка, два этажа которого в начале XX века занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них и получил отец Свиридова. Именно в этом здании на третьем этаже провёл первые годы жизни будущий гений.

Мемориальный музей Г.В. Свиридова
Мемориальный музей Г.В. Свиридова

Мы с мужем заказали экскурсию. По счастью, наш экскурсовод оказался необыкновенно увлечённым человеком. с таким интересом и гордостью, проникновенно рассказывал о судьбе композитора, о его музыке, о связи с родными местами. Мы попали в дом-музей сразу после 100-летнего юбилея композитора. Нам рассказали о проведённом юбилейном фестивале, на котором выступали известные исполнители и хоровые коллективы. О той колоссальной работе по увековечиванию памяти великого композитора, о возрождении общественного интереса к музыке и философии творца.

Очень хорошо помню, что было высказано некоторое разочарование: юбилейный год не был объявлен годом Г. В. Свиридова и отмечался далеко не всенародно, как можно было ожидать. Юбилейная дата прошла практически незаметно.

Там мы приобрели замечательную книгу «Георгий Свиридов. Музыка как судьба». В основе этого издания лежат тетради и записные книжки с размышлениями об искусстве, науке, жизни, творчестве, Боге, революции, нравственности. Наброски и планы будущих произведений. Суждения порой противоречивые, острые, бескомпромиссные, ведь тетради не были предназначены для печати.

У меня было второе издание книги, доработанное и расширенное. В 2002 году вышло первое издание, которое сразу стало книжной редкостью и вызвало горячие споры. Поэтому книгу переиздали в 2016 году. Я не буду рецензировать её, просто советую прочитать.