Найти в Дзене
ГК ЭОН

Противодействие большим БПЛА типа Shahed 136/АН-196 и область применения FPV-ПВО типа дрона-ракеты. Часть Вторая.

В первой части публикации были рассмотрены существующие технические средства для перехвата БПЛА дальнего радиуса действия самолетного типа. Наиболее оптимальным решением задачи мог бы стать комплекс Панцирь-СМД с ракетой ТКБ-1055, которая дешевле FPV-дрона ПВО и несоизмеримо эффективнее. При этом, если говорить о дронах, то системы на их основе вполне могут быть вспомогательным ПВО второго эшелона. Настоящая публикация посвящена формулированию требований к подобному вспомогательному комплексу ПВО и описанию путей возможных решений. С технической точки зрения основным средством ПВО против массированной атаки БПЛА типа Shahed 136/АН-196 и им подобным, безусловно, оптимальны Панцирь-СМД с ракетой ТКБ-1055 или системы-аналоги, которые появятся в будущем. Все существующие системы ПВО, построенные на дронах и пытающиеся повторить функционал Панцирь-СМД, сильно проигрывают ему во всех аспектах. Система Панцирь-СМД — это первый эшелон, но, поскольку никогда не бывает абсолютного ПВО, для защи

В первой части публикации были рассмотрены существующие технические средства для перехвата БПЛА дальнего радиуса действия самолетного типа. Наиболее оптимальным решением задачи мог бы стать комплекс Панцирь-СМД с ракетой ТКБ-1055, которая дешевле FPV-дрона ПВО и несоизмеримо эффективнее. При этом, если говорить о дронах, то системы на их основе вполне могут быть вспомогательным ПВО второго эшелона. Настоящая публикация посвящена формулированию требований к подобному вспомогательному комплексу ПВО и описанию путей возможных решений.

С технической точки зрения основным средством ПВО против массированной атаки БПЛА типа Shahed 136/АН-196 и им подобным, безусловно, оптимальны Панцирь-СМД с ракетой ТКБ-1055 или системы-аналоги, которые появятся в будущем. Все существующие системы ПВО, построенные на дронах и пытающиеся повторить функционал Панцирь-СМД, сильно проигрывают ему во всех аспектах.

 Белорусский комплекс борьбы с БПЛА. Дроны подобного типа дороже ракеты ТКБ-1055 и проигрывают ей в скорости, а радар на самом комплексе приводит к удорожанию системы ПВО.
Белорусский комплекс борьбы с БПЛА. Дроны подобного типа дороже ракеты ТКБ-1055 и проигрывают ей в скорости, а радар на самом комплексе приводит к удорожанию системы ПВО.

Система Панцирь-СМД — это первый эшелон, но, поскольку никогда не бывает абсолютного ПВО, для защиты объектов необходима система проще и дешевле Панцирь-СМД, но способная эффективно уничтожать заявленные цели, пусть и с меньшим радиусом зоны контроля. Такой системой вполне могла бы быть система, построенная на дронах.

Вначале попробуем сформулировать требования к такой системе, которые будут следующими:

  • Система в целом и непосредственно средства поражения цели должны быть дешевле Панцирь-СМД и ракеты ТКБ-1055 соответственно.
  • Радиус зоны контроля может быть меньше, чем у Панцирь-СМД, но достаточным, чтобы иметь возможность прикрыть средний по площади объект, например размером 2х2 или 2х3 разумным количеством комплексов (но тогда сумма стоимости всех комплексов должна быть меньше стоимости одного Панцирь-СМД).
  • Эффективность перехвата скоростной цели (до 700 км/час) должна быть сопоставимой с эффективностью Панцирь-СМД.
  • Возможность перехвата дронов, атакующих в режиме пикирования, с более высокой скоростью на конечном участке полета (пикировании) — чем скорость 700 км/ч.
  • Работа в автономном режиме без участия оператора.

Сформулировав требования к комплексу ПВО, остается оценить их выполнимость и предложить пути их достижения.

Требование быть дешевле, чем Панцирь-СМД, может быть достигнуто за счет упрощения конструкции и исключения самых дорогих её элементов. С учетом того, что радиус зоны действия такого комплекса может быть меньше, а цели сбиваться в зоне прямой видимости (что вполне подходит под требование прикрытия среднего объекта малым количеством комплексов), дорогостоящим элементом, от которого можно отказаться, будет система радара и система целеуказания на его основе. Его функцию вполне может взять на себя акустический радар.

Акустические устройства обнаружения источников звука и определения пеленга на этот источник — это исторически первые системы, применяемые в ПВО. Их принцип работы первоначально базировался на бинауральном эффекте от принимаемых звуков, усиленных рупорами. Такие устройства получили широкое распространение во время Второй мировой войны для обнаружения самолётов. После появления радиолокации и в связи с увеличением крейсерских скоростей самолётов звукоулавливатели в значительной степени устарели и были заменены в ПВО радиолокационными станциями. Однако дроны дальнего радиуса действия существенно уступают в скорости современным самолетам, а современная недорогая электроника легко повышает эффективность обнаружения цели подобным способом в автономном режиме, что, собственно, подтверждает ряд существующих решений народного ВПК, в т. ч. используемых в зоне СВО.

Несколько сложнее предложить средство поражения дешевле, чем ракета ТКБ-1055 и с сопоставимой эффективностью. Такое средство, будучи по сути дроном, должно иметь многие черты ракеты. Например, для удешевления конструкции следует отказаться от нескольких моторов, заменив их одним центральным мотором с импелерной установкой, а управление осуществлять за счет рулевых механизмов, приводимых в действие сервоприводами. Акустический радар пассивного типа, размещенный непосредственно на базовом комплексе рассматриваемого ПВО, в силу своей недороговизны не сможет вести сопровождение обнаруженной цели, но сможет обеспечить пуск средства поражения в направлении обнаруженной цели и, при необходимости, рассчитать упреждение (цели низкоманевренные, а на коротком участке их движение можно принять за прямолинейное). Но на этом его возможности заканчиваются, ибо улучшение таковых будет противоречить требованию по минимизации стоимости. Поэтому на самом средстве перехвата дрон-ракете необходимо установить вспомогательный радар, на этот раз предпочтительнее активного типа. Радиус действия такого радара может быть 100-150 м, что, согласно нашим расчётам, более чем достаточно. Такой радар обладает простейшей конструкцией и не вызовет серьезного удорожания дрона-ракеты; для понимания оценки его стоимости достаточно посмотреть на стоимость простейших бытовых сонаров, конструкции которых весьма схожи. В качестве источника энергии проще всего использовать литиевые аккумуляторы (базовый комплекс ПВО должен обеспечивать поддержку и мониторинг уровня их заряда), а для создания первоначального ускорения использовать вместо пороховых ускорителей пневматическую пусковую установку.

По проведённым оценкам, при серийном производстве базовая станция ПВО, рассчитанная на пуск 6 дрон-ракет, может иметь стоимость не выше 3 миллионов рублей, а сама дрон-ракета — не более 10-15 тысяч рублей. Дальность обнаружения цели составит около 5 км, дальность поражения — около 2,5-3 км. Оптимальным поражением даже скоростной (по отношению к дрон-ракете, скорость которой сопоставима со скоростью поражаемой цели, например реактивного БПЛА, движущегося на скорости 650-700 км/ч), но маломаневренной цели является поражение на встречном курсе. Поэтому для прикрытия среднего объекта, согласно заданному требованию, потребуется 4 комплекса по периметру сторон. Но даже в этом случае стоимость комплексов предложенного ПВО окажется существенно меньшей, чем стоимость Панцирь-СМД.

Таким образом, предложенная концепция вполне реализуема и может стать значимым дополнением более совершенных и дорогих систем ПВО, наподобие комплексов Панцирь-СМД.