Найти в Дзене

НА БОК И ПОД ОТКОС

Грозы привели к железнодорожной катастрофе в Германии

Совсем недавно на слуху были последствия прохождения грозового фронта через Беларусь и усилия железнодорожников по устранению последствий непогоды. Однако нынешнее лето преподносит неприятные сюрпризы не только белорусам. Разгул стихии привел в Германии к крушению поезда, достаточно громкому и сопровождавшемуся жертвами.

Головная часть состава сошла с рельсов и завалилась на левую сторону AP
Головная часть состава сошла с рельсов и завалилась на левую сторону AP

БЕДА ПРИХОДИТ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ

Воскресенье, 27 июля. Региональный поезд линии RE 55, двигаясь из Зигмарингена в Ульм, в 18.10 недалеко от Ридлингена, в районе Биберах, сошел с рельсов. С рельсов «соскользнули», как деликатно выразились федеральные немецкие СМИ, два вагона, еще несколько выскочили из колеи следом. Местная Schwabische без экивоков сообщает, что вся головная часть состава сместилась с рельсов налево и проделала по склону путь примерно в пять метров.

Участок железной дороги, где приключилась катастрофа, расположен в ложбине, поэтому вагоны не просто падали, а именно переворачивались и заваливались на бок, круша деревья и прочую местную растительность. Ложбинный рельеф и естественный для железнодорожного состава «эффект домино», по-видимому, крайне отрицательно повлияли на количество травмированных.

На момент крушения в поезде ехало около 100 человек. Пригород, конец воскресного дня – в общем, сами понимаете, как не повезло. Данные о пострадавших варьировались по мере их поступления в больницы, но так или иначе цифра близка к полусотне – половине количества людей, которые должны были находиться в поезде.

Справка «ТБ». По данным немецких СМИ, от 47 до 50 человек получили ранения, причем 25 из них – тяжелые. Погибших трое: машинист поезда, сотрудник железнодорожной компании Deutsche Bahn и пассажир.

По современным немецким меркам катастрофа оказалась достаточно масштабной и потребовала мобилизации всех экстренных служб. Биберах – живописная немецкая глубинка в земле Баден-Вюртемберг, что в 136 км от Мюнхена. Местных кадров для ликвидации последствий явно не хватило бы, а спасательные команды из соседних регионов прибыли не сразу, хотя аварии оперативно был присвоен статус инцидента с массовыми жертвами.

В ближайшем к Бибераху крупном городе Ульме только в университетской больнице на круглосуточное дежурство сразу перевели около 120 врачей и медсестер. Тем не менее медиков пришлось привлекать не только из Баден-Вюртемберга, но и из соседней Баварии. Многие пострадавшие пребывали в состоянии шока, у большинства диагностированы травмы конечностей, позвоночника и головы, обусловленные характером перемещения вагонов при аварии. Все раненые были доставлены в близлежащие больницы примерно через четыре часа после катастрофы.

Второй проблемой стал разбор завалов. Он потребовал еще более многочисленного контингента: пожарная охрана округа Биберах, железнодорожная техпомощь, служба железнодорожной безопасности, полиция, немецкий аналог МЧС, военно-
служащие бундесвера, 10 поисковых собак и несколько дронов. Работали даже ночью, чтобы демонтировать смятые вагоны и вызволить попавших в западню пассажиров.

ОПОЛЗЕНЬ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО

Оползень, обнаруженный лично министром федеральной земли Баден-Вюртемберг Х/ Twitter
Оползень, обнаруженный лично министром федеральной земли Баден-Вюртемберг Х/ Twitter
Специалисты изучают состояние ливневой канализации, которым явно стоило обеспокоиться раньше Х/ Twitter
Специалисты изучают состояние ливневой канализации, которым явно стоило обеспокоиться раньше Х/ Twitter

С ходу крушение объяснили технической неисправностью. Действительно, а что еще может заставить железнодорожный состав сойти с рельсов? Но прибывший на место аварии министр внутренних дел Баден-Вюртемберга Томас Штробль, оценив обстановку, проницательно заметил: «Здесь прошли проливные дожди». Его версия опирается на сообщения метеорологов о локальных ливнях, в результате которых за короткое время выпало до 40–50 литров осадков на квадратный метр. Неподалеку обнаружились и участок откоса с деформациями оползневого характера, и забитая канализационная шахта с проржавевшей решеткой.

Оползневая версия стала главной. В совместном пресс-релизе прокуратуры и двух полиций, федеральной и земельной, возможные причины аварии описаны так: «Канализационная шахта, возможно, переполнилась из-за сильного дождя, прошедшего в районе аварии. Вода спровоцировала оползень в сторону путей, что, в свою очередь, вероятно, стало причиной схода поезда с рельсов. Доказательств внешнего влияния на данный момент нет».

Общественное мнение с этой версией в основном согласно. Германия – страна технарей, поэтому пользователи соцсетей наперебой принялись делиться своим экспертным мнением насчет причин трагедии: «Оползень произошел примерно в 50 метрах перед поездом и всего в нескольких метрах от автомобильного моста, откуда велась съемка места аварии. На фото виден дренаж, который, возможно, засорился. Но 40–50 мм не считаются экстремальным количеством осадков. Просто вода всегда находит себе путь». Что ж, в сезон проливных дождей все мы жалуемся на ливневку.

Не остались в стороне и русскоязычные комментаторы, среди которых тоже обнаружились и железнодорожники, и специалисты по дренажу: «Дренаж не справился из-за сверхнормативного дождя или забился мусором». Либо даже так: «Отменили немцы путевых обходчиков, на камеры видеонаблюдения понадеялись, вот результат…».

Не вдаваясь в споры о том, как у них там в Баден-Вюртемберге с путевыми обходчиками, признаем: видеокамера действительно не отследит работу дренажа, разве что еще раз подтвердит, что решетка ржавая. Действительно, нужен специализированный датчик либо путевой обходчик. Биберах, вообще-то, получил название из-за бобров, облюбовавших местные реки и болотистые низины. Характерный рельеф долины в сочетании с узкой колеей придает не только ландшафту, но и панораме катастрофы чуть ли не игрушечный характер и, честно говоря, контрастирует с трагизмом случившегося.

И напоследок процитируем слова федерального министра транспорта Патрика Шнайдера, произнесенные 10 июля, более чем за две недели до аварии: он назвал состояние железнодорожной системы Германии неприемлемым и признался, что при путешествии из Берлина до своего избирательного округа лично он предпочитает самолет.

Игорь ВЕРШИНИН